Финансовые итоги января–июня оставили от работы ФГИ двойственное впечатление. С одной стороны, денег поступило вроде и много, 1,7 млрд. грн. Это вполне сравнимо со всем 2000 годом (2,1 млрд. грн.) и в несколько раз больше, чем за любой предыдущий год приватизации. Однако план-то предусматривал 2,6 млрд., т. е. недобрали почти миллиард. Вдобавок львиную долю денег получили от продаж еще прошлого года (ЗАлК, меткомбинат им. Ильича). А тут еще милая история с «Ривнеазотом» — Газпром, купив контрольный пакет, уже третий месяц тянет с оплатой 25 млн. долл.
Так что поводов бить в фанфары было гораздо меньше, чем мылить шею.
В довершение ко всем неприятностям стало окончательно ясно, что от основных источников запланированных на 2001 год поступлений — «Укртелекома» и двенадцати облэнерго — денег в этом году уже не будет. И если в возможность продажи в этом году телекоммуникационного монополиста, по большому счету, не верил вообще никто, то на энергокомпании возлагались немалые надежды: они должны были принести миллиарда полтора. А суммарно от этих объектов ожидалось до 70% всех приватизационных поступлений нынешнего года. При этом план привлечения средств с ФГИ никто не снимал. Ему просто посоветовали искать иные объекты для приватизации.
Вообще-то такой совет в середине бюджетного года отдавал особым цинизмом, но Фонд госимущества привычно «взял под козырек» и пошел искать. Единственное, что он позволил себе, так это тихонько намекнуть, что запланированных в бюджете 5,9 млрд. уже явно не будет, а будет что-то больше пяти. Кроме того, учитывая, что летом продавать почти нечего, деньги если и будут, то в четвертом квартале, поближе к Новому году… Вот и получается, что во втором полугодии денег надо получить вдвое больше, чем в первом.
Тут тоже придется здорово потрудиться и даже повоевать. Так, в последнее время весьма влиятельное руководство «Укртелекома» воспылало желанием продать свой пакет акций оператора мобильной связи UMС как можно дешевле. Вслух об этом, естественно, никто не говорит. Напротив, трогательно подчеркивается желание сохранить за государством блокирующий пакет акций. Что оно с ним будет делать после перехода контрольного пакета в частные руки, вопрос, конечно, интересный. Но вот в том, что в этом случае покупка контрольного пакета обойдется потенциальному покупателю в два-три раза дешевле, сомневаться практически не приходится. Любопытно, инвестор в этом случае будет зарубежный или все же отечественный?
Но все же ФГИ еще надеется продать именно контрольный пакет — тогда, согласно первоначальным расчетам, приватизаторы смогли бы получить 1,1 млрд. грн. (200 млн. долл.). Если эти планы реализуются, то эти деньги придут в октябре-ноябре...
Кроме того, ФГИ хотел бы слегка подзаработать на льготной продаже акций «Укртелекома». Вопрос о ее начале уже почти согласован, и, как ожидается, ближе ко второй половине августа подписка начнется. Причем ее сроки окончательно развели с приватизацией большого госпакета: теперь она вроде сама по себе. Планируется, что на «льготку» будет выделено 13% акций. Так как часть акций льготники будут покупать за деньги, Фонд надеется привлечь еще 150—200 млн. грн.
И, пожалуй, все. Объектов, сулящих верную прибыль, в заначке больше не осталось. Придется искать, и поиски будут проходить в условиях, максимально приближенных к боевым. Тем более что возродился из небытия «старый друг» — Минпромполитики. Вернувшись на родное пепелище, его министр Гуреев первым делом заявил, что продавать блокирующие пакеты акций не даст. Министра, конечно, нетрудно понять: большое количество таких пакетов придает приятное чувство собственной значимости. Другое дело, что с точки зрения управления такие пакеты не дают практически ничего...
Привлекательные объекты никогда не падали в неба. Скоро ожидается схватка за приватизацию «Укррудпрома». За его контрольный пакет хотят получить миллионов 800. Правда, для этого холдинг придется очистить от объектов, не подлежащих приватизации, согласовать условия формирования уставного фонда и проч. Откровенно говоря, слабо верится, что все это успеют сделать за оставшиеся пять месяцев. Хотя главное — начать.
Вообще при слове «холдинг» у сотрудников ФГИ, похоже, поднимается шерсть на загривке. Там очень рассчитывают на результаты работы комиссии по проверке деятельности холдингов во главе с
г-ном Марчуком. Ее доклад ожидается в начале августа, и приватизаторам очень хочется верить, что по его итогам хотя бы несколько холдингов расформируют... Надежды, как известно, юношей питают.
ФГИ также рассчитывает, что в ближайшее время Кабмин раскрепит для продажи 11 контрольных пакетов акций и 22 блокирующих. Но изучение списка показывает, что особо привлекательных там немного. Разве что ИСД сможет докупить себе некую толику акций Камыш-Бурунского железорудного комбината, да спорящие между собой две группы акционеров нефтеперерабатывающего комплекса (НПК) ОАО «Галичина» получат возможность потягаться за его 25-процентный пакет. Максимум, что удастся получить от этой продажи, — это миллионов двести.
А вот объявленная продажа 25-процентного пакета акций днепродзержинского ОАО «ДнепроАзота» вряд ли состоится. У нынешних хозяев контрольного пакета (группа дружественных Приватбанку компаний) вряд ли найдутся лишние 16 млн. долл. на покупку. Да и зачем, собственно, тратиться?
Возможно, будет сделана попытка продать и 25% акций «Азовстали», что тоже может принести пару сотен миллионов гривен. Однако это опять-таки в том случае, если у его нынешних акционеров (т.е. ИСД и близкие к нему компании) найдется желание эти миллионы потратить.
В общем источники поступлений от приватизации довольно зыбкие. В этих условиях ФГИ решил попробовать выбить хотя бы немного дивидендов. Ведь сейчас хотя на предприятиях с госсобственностью собрания акционеров и приняли решения о выплате дивидендов на госдолю акций на общую сумму 300 млн. гривен, фактически выплачено около 40 млн. Между тем в этом году ФГИ должен обеспечить 200 млн. гривен дивидендов. Фонд инициировал письмо Кабмина, где в жесткой форме дано поручение деньги перечислить. В случае, если этого не произойдет, то будет рассматриваться кадровый вопрос. В числе крупнейших дивидендных должников оказались ОАО «Укртелеком» (148 млн. грн.), НАК «Нефтегаз Украины» (82 млн.), ОАО «Турбоатом» (12 млн.) и «Крымский содовый завод» (2 млн. грн.)
Опыт предыдущих писем заставляет сильно сомневаться в их высокой эффективности, и перспективы у ФГИ довольно мрачные. План по поступлениям от приватизации он завалит совершенно однозначно, но вот чтобы завалить его на как можно более высокой планке, придется здорово побегать и вволю поругаться. А орденов за это явно не дадут.
В утешение можно сказать лишь то, что в возможность получения огромных денег от приватизации все равно никто не верил. Так что правительство принимает меры по подстраховке бюджетных доходов. Так, в понедельник уже принято постановление Кабмина, согласно которому «Нефтегаз Украины», Минтопэнерго, Минпромполитики, Минагропром и Минтранс до конца года должны будут изыскать средства для погашения 1,4 млрд. грн. бюджетной недоимки подведомственных им предприятий. Источник покрытия возможного дефицита, конечно, тот еще (когда ж это они недоимки платили!), но все же приятно: люди понимают, что с ФГИ, по большому счету, взятки гладки. Сколько его ни выжимай, а капнет ровно столько, сколько позволят продать.