В историю гораздо легче влипнуть, чем войти. В чем Фонд государственного имущества Украины и убедился.
А ведь как хорошо все начиналось! Продажа ХК «Лугансктепловоз» вполне могла стать образцовой: был интересный объект, была конкуренция за него…
Пакет акций «Лугансктепловоз» продавали в марте 2007 года, причем настолько специфическим способом, что это заметили буквально все, вплоть до Всемирного банка. К конкурсу были допущены только две аффилированные компании российской группы «Трансмашхолдинг» Искандера Махмудова — ОАО «Демиховский машиностроительный завод» и ЗАО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод».
Обоих украинских участников — ОАО «Днепровагонмаш» и ОАО «Марганецкий горно-обогатительный комбинат» — на конкурс банально не пустили.
Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод» переплатила целых полмиллиона гривен (0,17%) сверх стартовой цены — 292,5 млн. грн. И это при том, что в прошлом году приватизаторы говорили о миллиарде гривен от этой продажи. А за несколько дней до конкурса на расширенном заседании специальной контрольной комиссии Верховной Рады озвучивали цифру в 400 млн. грн. Что было вполне реально: украинские компании были готовы предложить за госпакет акций «Лугансктепловоза» даже больше.
Но, как оказалось, деньги фонду не нужны. Более того, он даже не информировал участников о возобновлении ранее прекращенного конкурса. На многократные обращения представителей Марганецкого ГОКа в ФГИУ по поводу сроков продажи сотрудники приватизационного ведомства отвечали: «Вам обязательно сообщат за неделю до даты возобновления конкурса». Последний такой ответ был получен в Марганце за три дня до продажи.
Кстати, после конкурса для ФГИ устроили небольшой ликбез в президентском исполнении. Виктор Ющенко разъяснял нашим приватизаторам, что «конкурс заключается в том, что в мероприятии принимают участие несколько покупателей и формируют конкурентную цену. Тогда эта процедура не вызывает сомнения»…
Когда же оба претендента представляют одну хозяйственную структуру, то «назвать это конкурсом очень сложно, это негативный отпечаток на оценке этого тендера... Ранее это называлось бесконкурсной приватизацией».
Президент обратился с письмами к генеральному прокурору Украины Александру Медведько и исполняющему обязанности председателя Службы безопасности Украины Валентину Наливайченко с просьбой «в пределах своей компетенции рассмотреть вопрос соблюдения ФГИ действующего законодательства при приватизации ОАО «ХК «Лугансктепловоз» и в случае установления нарушений принять соответствующие меры».
При этом Генпрокуратура сделала заключение, что ФГИУ безосновательно не допустил к конкурсу украинских покупателей.
С тех пор прошло уже чуть более полугода, но акции «Лугансктепловоза» не возвращены государству и по сей день. Единственное утешение — скандальную сделку все-таки признали незаконной.
В своем решении от 25 июня 2007 года Хозяйственный суд города Киева постановил признать недействительным решение ФГИУ об определении победителя конкурса по продаже пакета акций ОАО «ХК «Лугансктепловоз» и признать недействительным договор купли-продажи 76% акций предприятия между ФГИУ и ЗАО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод» (Российская Федерация). Он обязал покупателя конкурса (если его, конечно, можно так назвать) вернуть акции «Лугансктепловоза» Фонду государственного имущества.
Была подтверждена и незаконность снятия «Днепровагонмаша» с конкурса. Также судьи признали недействительным приказ ФГИУ от 22 марта 2007 года «О возобновлении конкурса по продаже пакета акций холдинговой компании ОАО «Лугансктепловоз».
Но нашим приватизаторам президент и Генпрокуратура — не указ. И они с похвальной скоростью, через два дня, оспорили решение суда. Однако через три месяца Киевский апелляционный хозяйственный суд принял решение отказать Фонду государственного имущества в удовлетворении апелляции.
Таким образом, решение Хозсуда Киева о возврате 76% акций ОАО «ХК «Лугансктепловоз» вступило в законную силу. По мнению юристов, теперь Фонд госимущества будет обязан провести повторный конкурс по продаже объекта.
Как нетрудно догадаться, в ФГИУ и с этим не согласны. Было заявлено, что приватизационное ведомство будет добиваться своего в Высшем хозяйственном суде. По словам пресс-службы фонда, уже подготовлена соответствующая кассационная жалоба, которую собираются подать в ближайшее время.
Более того, по словам председателя ФГИ Валентины Семенюк, ситуация вокруг «Лугансктепловоза» — это «политический заказ».
Валентина Петровна заявила, что украинские компании были отсечены правильно, так как они, по ее версии, «выплавляют руду и производят сталь». Очевидно, поинтересоваться профилем работы участников за год ведущегося конкурса у нее так и не дошли руки. Доказать, что «Днепровагонмаш» не имеет отношения к транспортному машиностроению, будет все-таки сложновато.
Зато В.Семенюк пожаловалась, что ей мешают наполнять бюджет. Но почему он должен наполняться за счет «копеечных» продаж, она так и не уточнила. И не разъяснила, почему 292 млн. — лучше, чем 400 млн. В конце концов, тот же «Трансмашхолдинг» Искандера Махмудова — не самая бедная структура, мог бы и раскошелиться.
Так что трудно не согласиться с мнением секретариата президента Украины, расценившего решение Хозяйственного суда Киева, с одной стороны, как объективное и справедливое, а с другой — как свидетельство глубокого кризиса в сфере приватизации в результате неэффективной работы ФГИ. Приватизационное ведомство, по мнению секретариата, «воспользовавшись политическими перипетиями, приняло ряд решений, которые могут нанести ущерб государству и ухудшить инвестиционный климат в нашей стране».
О нашем удручающем инвестиционном климате вновь заговорили в сентябре, после решения апелляционного суда. По словам заместителя главы СП Игоря Пукшина, президент неоднократно заявлял о незаконности приватизации «Лугансктепловоза» и о том, что хотел бы, чтобы в стране происходила честная прозрачная приватизация, а не распродажа в интересах конкретных лиц.
Кстати говоря, пока шла многолетняя эпопея по продаже и от нее отсекали «лишних» конкурентов, финансовое положение предприятия не улучшалось. Так, по итогам 2006 года чистый убыток предприятия вырос в… 33 раза — до 15,8 млн. грн.
Помимо прочего, дешевая распродажа поставила под российский контроль все украинское тепловозостроение. Ну а о ценовых аппетитах «Трансмашхолдинга» может свидетельствовать их прошлогодний договор с российскими антимонопольщиками при покупке Коломенского тепловозостроительного завода. Они с похвальной скромностью пообещали «в течение пяти лет не увеличивать цены на магистральные тепловозы более чем на 3% в месяц».
Вообще-то такое самоограничение означает допустимый рост цен (без уведомления) в пределах шести раз в течение пяти лет. Естественно, настолько российские тепловозы не подорожают. Но примерчик показывает, какой дивной скромности бизнесмены нынче в фаворе у украинского приватизационного ведомства…
Кстати, о приватизации. В этом году ФГИ должен был заработать на продаже госимущества 10,6 млрд. грн., предусмотренных законом о госбюджете. Но благодаря подобной организации торгов получил порядка полутора миллиардов.
На будущий год от приватизации запланированы 9 млрд. грн., почти половина из которых пойдет на развитие ЖКХ. Если продажи будут и дальше идти таким вот образом, страна рискует банально замерзнуть. Может, это и станет подарком любимому электорату?
Может, просто взять и банально выполнить решение суда? Вернуть акции, провести открытый и прозрачный конкурс — под «присмотром» телекамер, чтобы в нем смогли участвовать все желающие? Тогда и станет понятно, сколько все стоит на самом деле. А не из-под полы….