Ну вот и продали… Это я об облэнерго. Причем продали все шесть и даже вроде на конкурентной основе. Инвестиционному советнику ФГИ — банку Credit Suisse First Boston (Europe) LTD — теперь можно пить шампанское. Благо, что на 4,26% от 160 млн. долл. его можно накупить достаточно много.
ФГИ предстоит заключать договора с покупателями, перечислять денежку в бюджет и начать ломать голову, чем закрывать план поступлений первого полугодия. Правительству — гм, оно вообще-то уже вроде и ни при чем. Но все равно приятно. В общем, всем хорошо...
Надо отдать должное: конкурсы были чистые и практически прозрачные — во всяком случае по процедуре. И конкуренция действительно была. Ее призрак ощутимо летал над ФГИишными «аквариумами», куда потенциальные покупатели бросали свои заявки.
Хотя реально только за две компании («Киев-» и «Житомироблэнерго») боролись больше, чем один покупатель, можно смело утверждать, что, по крайней мере, четыре облэнерго из шести (т.е. за исключением «Кировоград-» и «Херсон-») проданы на конкурентной основе. За «Ривнеоблэнерго» и «Севастопольэнерго» покупателям пришлось вести торг если не с реальными конкурентами, то с их возможным присутствием.
И «бой с тенью» стоил недешево — миллионы долларов.
Особенно наглядно это проявилось в случае с «Севастопольэнерго», за которое переплатили почти в три раза, затратив лишних 12 млн. долл. Победитель конкурса — словацкая Vychodoslovenske Energeticke Zavody S.P честно ждала конкурентов. Сначала французскую EDF International и испанскую Union Fenosa, потом уже одних испанцев. Причем не просто ждала, но заготовила заявку с убойной ценой. Ее-то и пришлось бросать. Ведь, к чести победителя, в отличие от ряда конкурсов на просторах СНГ, второго конверта (с ценой пониже) у него не было. Конечно, победа оказалось дороже — зато честной.
Сам ФГИ рассчитывал получить денежек немного побольше, о чем неоднократно и заявлял. Однако и нынешний результат — 866 млн. грн. — отнюдь не плох. Так дорого энергетику еще не продавали. За то же «Севастопольэнерго» заплатили 21 номинал…
И все же… На общем почти благостном фоне оставался маленький каверзный вопрос: ребята, а кто все-таки новые хозяева — реальные, а не номинальные?
Точнее, кто купил киевское и ривненское облэнерго, было понятно: американскую AES Washington Holdings у нас знают неплохо. Пакеты акций того же «Киевоблэнерго» именно с расчетом на нее еще в 1998 году дважды пытались продать. Известен ее бизнес в Казахстане и Грузии. Так что тут все ясно: компания будет жестко, без особых сантиментов и в то же время грамотно управлять облэнерго.
А вот триумфальное шествие словацких энергетиков — «четыре заявки — четыре победы» — вызвало и вопросы. Конечно, можно порадоваться за компанию из братской славянской страны, которая за неделю утроила масштабы своего бизнеса, но все-таки откуда у нее без малого лишняя сотня миллионов долларов? У автора нет ни малейших претензий к словацкой компании — она действовала в строгом соответствии с украинским законодательством. Но все равно интересно, кто же реальный покупатель.
Особенно если вспомнить, что сами Vychodoslovenske Energeticke Zavody в ближайшие год-два будут приватизированы (сейчас компания государственная). И цель грядущей продажи вполне созвучна украинской — привлечь средства на реконструкцию сетей.
В итоге, не страдающая излишней доверчивостью украинская энергетическая общественность занялась поиском «торчащих ушей». Но ничего особенно ценного не нашла.
Разве что выяснила, что телефоны представителя словацких энергетиков Ольги Федониной совпадают с телефонами участника энергоконкурсов 1998 года — киевской фирмы «Киев-Код». Однако фактически это дает только смутную наводку на одну из украинских бизнес-групп. Тем более что такой суммы свободных средств нет и у «Киев-Кода». Да и мало ли кто может сдать телефонный номер?
Так что фактически вопрос, чьи деньги — отечественные или российские и в какой пропорции — пойдут на уплату четырех облэнерго, так и остался открытым. В этом смысле 2001 год не слишком отличается от 1998-го, разве что на смену оффшорам пришли «комиссионеры». Ситуацию немного прояснят только грядущие собрания акционеров. Тогда, отследив, кто вошел в наблюдательные советы, многое можно будет прояснить. В «Кировоградоблэнерго» такого собрания ждать осталось совсем не долго…
Неясным остается другое. Зачем были созданы условия, при которых украинский бизнес снова может участвовать в приватизации только через посредников. Мы так увлеклись «расстиланием ковриков» перед ожидаемыми стратегическими инвесторами, что забыли о существовании и чисто национальных интересов. Еще ни в одной стране мира подъем экономики не был достигнут исключительно благодаря присутствию иностранного капитала.
Кстати говоря, эффект от зазывания оказался весьма скромным — в конкурсах участвовали только две компании, приглашенные Ющенко еще во время первой, октябрьской презентации облэнерго в Париже и Лондоне. Хотя нет, все-таки три: испанская Union Fenosa International тоже немало поспособствовала поднятию цен — на то же «Севастопольэнерго».
Становится вполне очевидным, что продать все «чисто западным» компаниям не удастся. Об этом уже говорил и Александр Бондарь — дескать, «уже столько шагов навстречу им сделали и сколько переговоров провел премьер, а они не восприняли»… При этом жесткие квалификационные требования к участникам конкурсов отсекли — во всяком случае от прямого участия — и украинские, и российские компании, что очевидно снизило конкуренцию.
Так что г-н Бондарь несомненно прав, говоря, что рискованно делать ставку только на западных инвесторов и что он будет настаивать на более либеральном допуске участников к следующим конкурсам, расширяя круг покупателей.
Если это удастся, то во второй волне продаж мы увидим и украинских претендентов — то же «Полтаваоблэнерго». А может, и других — бизнесменов у нас не так уж мало. Ведь продажа самых «вкусных облэнерго» — днепропетровского и запорожского — еще впереди. Да и «Донецкоблэнерго», даже после вывода из него самых «вкусных» активов, — кусочек достаточно соблазнительный. Вполне очевидно, что там пересекутся разные интересы, и конкуренция обещает быть жесткой. А значит, при нормальной постановке вопроса государство может заработать неплохие деньги.
Тем более что, «прогибаясь» пред иностранцами, мы сделали облэнерго высокорентабельным бизнесом: гарантированными 17% рентабельности, тем более после налогообложения, могут похвастать далеко не все отрасли экономики. А в окончательных вариантах договора с покупателями резко ослабло и требование о полной оплате электроэнергии. Так что желающие покупать найдутся.
Если же условия не будут изменены, то мы просто загоним процесс в «тень». Ведь даже не обязательно покупать через посредника. В марте все сети «Луганскоблэнерго» были преспокойно приобретены на аукционе за долги. Причем за далеко не маленькую компанию не переплатили, оценив ее имущество в 115 млн. грн. (за столько же ушло и небольшое «Херсоноблэнерго»). По этой схеме приватизации от облэнерго остался только офис да почти 320 млн. долл. долга перед Энергорынком. И все это — тоже строго в рамках действующего законодательства. А ведь есть еще и просто процедура банкротства, и ее уже начали достаточно широко применять. В общем, хотим мы или нет, но приватизацию все равно придется проводить, процесс зашел уже слишком далеко…
Другое дело, что не стоит делать очередную кормушку для наших «родных» олигархов. Условия допуска к новым конкурсам должны быть одновременно «проходимыми» для украинских участников (но далеко не всех) и при этом очень жесткими. И основной принцип — за электроэнергию надо платить деньгами и непременно всем, включая владельцев облэнерго. Естественно, добиться этого будет непросто, но государство как раз для того и существует, чтобы опеделять справедливые и понятные правила игры и добиваться их исполнения. Если оно этого не делает… Что ж, действительно можно попробовать продать «варягам». Только, помнится, лозунг «Земля у нас велика и обильна, а порядка в ней нет, приходите и владейте нами» мы уже проходили. И за прошедшую тысячу лет особой эффективности он так и не показал.
Впрочем, все это проблемы будущего, хотя и близкого. А пока можно отметить что на Энергорынке станет веселее и еще интереснее. Появились новые участники игры, да и число приватизированных облэнерго в стране достигло почти половины их общего количества (13 из 27).