Украинский кризис и украинские перспективы глазами Запада

Поделиться
Встречи в верхах чем-то похожи на революции, в томсмысле, что даже после самых многообещающих из них обычно следует разочарование...

Встречи в верхах чем-то похожи на революции, в том смысле, что даже после самых многообещающих из них обычно следует разочарование. Станет ли визит президента Ющенко в Великобританию еще одним подтверждением этого правила или, наоборот, поможет Западу вновь поверить в Украину и даст толчок тому движению вперед, которое приостановилось девять месяцев назад? Нет сомнения в том, что визит был успешным, да по-другому, наверное, и быть не могло. Ведь поводом для него послужило решение королевы Елизаветы наградить Виктора Ющенко престижной премией «Чатем Хауз», присуждаемой «государственным деятелям, внесшим в предыдущем году самый выдающийся вклад в дело улучшения международных отношений». Эта награда стала подтверждением намерения Великобритании как страны, ныне председательствующей в Европейском Союзе, накануне декабрьского саммита ЕС начать переговоры с Украиной об упрощении визового режима и предоставить Украине во время этого саммита статус государства с рыночной экономикой. Визит дал президенту прекрасную возможность изложить европейскому сообществу свое видение будущего Украины и подтвердить ее курс на интеграцию в евро-атлантические структуры. Для Ющенко это был также шанс заручиться поддержкой Евросоюза и укрепить свой политический капитал внутри страны перед началом парламентской избирательной кампании.
Украина возлагает большие надежды на председательство Великобритании в ЕС. И хотя эти надежды, возможно, слишком завышены, они имеют под собой весьма веские основания. Начиная с середины 90-х годов прошлого столетия, Британия делала все возможное для признания Украины ключевым элементом в структуре будущей Европы. Ее видение Европейского Союза как организации не протекционистской, а глобалистской, способствующей распространению демократии и открытой для новых веяний и новых членов, естественно подразумевало поддержку устремлений Украины и ее реальных успехов. Кроме того, из всех стран—членов ЕС именно Великобритания больше всех убеждена в том, что интеграция Украины и партнерство с Рос­сией — это цели не противоречащие, а взаимодополняющие одна другую, каждая из них способствует достижению другой. Не менее важно и то, что Великобритания внесла реальный политический вклад в то, чтобы выборы-2004 в Украине прошли мирно и демократически. И сделав этот вклад, она уже не хочет его терять.
Однако баланс сил в Англии, как и в целом на Западе, очень неустойчив, и со стороны Украины было бы весьма неразумно это не учитывать. Внешнеполитические приоритеты Великобритании сосредоточены на ее международных обязательствах (в Ираке, Афганистане и Африке). Но они делают ее уязвимой для глобальных угроз, причем не только за границей, но, судя по событиям 7 июля, также и внутри страны. Украина отнюдь не входит в число этих приоритетов, и в будущем (как и в прошлом) разочарование в Украине может быстро вытеснить ее на обочину британских интересов. Но каким бы ни был интерес британцев, он всегда остается прагматическим. Ибо, как и у других народов северной Европы, в основе их подхода к решению жизненных проблем лежит немалая доля осторожности и расчета. Они с подозрением относятся к громким заявлениям и «великим проектам», больше верят реальным делам, чем словам, и остерегаются брать на себя обязательства, которые не могут выполнить. На каждого оптимиста, верящего в перспективу Украины стать членом ЕС, найдется пара скептиков, которые будут призывать к осторожности и напоминать в самых подробных деталях обо всех трудностях только-только начавшегося процесса интеграции новых членов в содружество.
Однако в Лондоне Ющенко выступил скорее как мечтатель, нежели прагматик. После семи месяцев отсутствия каких-либо значимых реформ и двух месяцев политического трагифарса аудитория хотела бы услышать от него признания своих ошибок и подтверждения желания учиться на них. Однако президент предпочел говорить об ошибках Тимошенко, а не о своих собственных. Кроме того, аудитория желала бы услышать взвешенный рассказ о том, что реально сделано Украиной на пути к членству в НАТО (т.е. о существенных военных реформах), как и о том, что еще предстоит сделать (имеется в виду реформирование органов безопасности и правопорядка). Но выступающий стал говорить о конкретных сроках вступления Украины в альянс, которые почти все члены НАТО считают нереальными. Еще эта аудитория хотела бы убедиться в том, что новый украинский президент, в отличие от предыдущего, хорошо понимает разницу между принадлежностью к европейской цивилизации и получением членства в Европейском Союзе. Вместо этого Ющенко объявил о том, что «Украина — это сердце Европы», будто это Европа мечтает об интеграции с Украиной, а не наоборот. Эта речь местами вызывала восхищение слогом, а местами ставила в тупик. В ней было много громких деклараций, но мало конкретики, которая так нужна Украине, если она действительно хочет добиться тех целей, которые сама же перед собой поставила.
Этот визит как в целом, так и в частных его проявлениях, был весьма полезным. Но насколько долговременным будет эффект от этой пользы? Хватит ли его, чтобы перевесить то, что уже становится слишком очевидным: Запад снова охладевает к Украине и не верит, что здесь что-то может реально измениться. Речь идет о том, чтобы не просто победить этот скептицизм, но и сделать так, чтобы он снова не перерос в «усталость от Украины» и не повернул бы вектор украинской политики в диаметрально противоположном направлении.
От надежд
к разочарованию
Еще задолго до сентябрьской пресс-конференции Александра Зинченко, на которой он выступил с громкими разоблачениями, многие из тех, кто консультируют западных политиков по вопросам Украины — дипломаты, представители НАТО и ЕС, независимые консультанты и, что особенно важно, инвесторы и бизнесмены, — предупреждали о том, что не «все спокойно в Оранжевом королевстве». Политики, которые всегда были настроены скептически по отношению к перспективам Украины, а тем более те, кто вовсе не верил в эти перспективы, восприняли разоблачения Зинченко и последовавшую за ними отставку правительства как нечто само собой разумеющееся. Для тех же, кто поверил в оранжевую революцию, это явилось полной неожиданностью.
Симпатики оранжевой революции, среди них и британцы, справедливо считали ее кульминацией трудной борьбы, имеющей большое историческое значение не только для Европы, но, возможно, и всей Евразии. Но кроме балтийских государств и бывших постсоциалистических стран немногие понимали, что эта победа одновременно давала старт и новой борьбе, причем в условиях гораздо менее благоприятных, чем те, в которых оказались в 1989 году Польша, Венгрия и бывшая Чехословакия.
Шесть месяцев спустя на смену надеждам Запада пришло разочарование. Эксперты приводили причины, которые, по их мнению, помешали новому политическому порядку полностью реализовать свой потенциал. Во-первых, это причины чисто объективного характера:
— зависимость оранжевых лидеров от сомнительных представителей антикучмовской коалиции, которые помогли им прийти к власти;
— тот факт, что новая власть сама вышла из той же «культуры власти», инстинкты и повадки которой получили распространение далеко за пределами лагеря Кучмы и его бывшего окружения;
— полученные Украиной в наследство от старой власти громоздкая и неэффективная правовая система и антирыночный чиновничий аппарат, по поводу и без повода стремящийся демонстрировать свою незаменимость;
— неблагоприятная экономическая ситуация, сложившаяся в результате разграбления командой Кучмы/Януковича государственной собственности и бюджета; значительное повышение цен на энергоносители и стремление России извлечь политическую выгоду из экономической зависимости и слабости Украины.
Однако эксперты и представители власти указывают и на субъективные причины и ошибки, которых можно было избежать:
— ошибки руководства; стремление любой ценой защитить «своих»; недоверие к людям, находящимся за пределами «магического круга», и нежелание (особенно со стороны СНБО) различать понятия «координация» и «контроль»;
— отсутствие организационных реформ и каких-либо четких планов таких реформ, непонимание того факта, что от плохой организации нельзя ждать эффективной политики;
— поражение в борьбе с коррупцией; неспособность понять причины ее возникновения, как и множественные связи между политикой, бизнесом и преступностью;
— провальная экономическая политика и непонимание важности предсказуемости в экономике (в этом большинство западных экспертов склонны обвинять скорее Тимошенко, а не Ющенко).
Наконец, многие на Западе отмечают и то позитивное, что принесла в Украину оранжевая революция:
? появление настоящего демократического поля, сопровождаемое повышением гражданской активности населения и борьбой средств массовой информации за свободу слова и печати;
? глубокое смятение в рядах сторонников Януковича, в том числе и в СДПУ(о), несмотря на значительные электоральные симпатии, которые они имели в прошлом;
? окончательные «похороны» многовекторной политики и взятие курса на евроатлантическую интеграцию.
Тимошенко в роли «девочки для битья»
После решения президента отправить в отставку Тимошенко и большинство членов ее кабинета многие украинцы полагают, что Запад несправедливо обвиняет ее в этом кризисе и оправдывает Ющенко. Многие также опасаются, что Запад предпочтет «стабильность» борьбе с коррупцией и искоренению несправедливостей, которые берут свое начало в прошлом. Но насколько верны такие представления?
Большая доля правды в этом, конечно, есть. Проблема в том, что западные политики склонны излишне персонифицировать отношения между отдельными странами. Ведь больше всего политики понимают людей, а меньше всего — другие государства. Более того, вопреки расхожему мнению об «аморальности» политики, сами политики склонны переоценивать значение личной преданности, что лишний раз и доказал Ющенко, хоть это в некоторых случаях принесло ему только вред. Дело в том, что еще в 1999 году во многих западных странах Ющенко считали самой перспективной альтернативой президенту Кучме. Может, это мнение было и не совсем правильным, но и ошибочным его тоже не назовешь. Что касается Ющенко (как, впрочем, и Горбачева и Ельцина), то главная проблема состоит в том, что многие неспособны объективно оценивать как сильные, так и слабые стороны своих друзей, а также предвидеть, как испытания и трудности могут менять людей, даже самых благородных и отважных. Запад поддерживает Ющенко и хотел бы поддерживать его и в дальнейшем. Но это отнюдь не значит, что для Запада Украина и Ющенко — это одно и то же. Украина для Запада гораздо важнее.
У западных стран много оснований связывать резкий спад экономики в Украине с экономической политикой правительства Тимошенко и ее стилем руководства. Но это не значит, что люди недооценили силу ее врагов, двуличие многих ее бывших подчиненных или недостаточную поддержку Тимошенко со стороны Ющенко. Это значит, что они понимают: политика, приведшая в конце концов страну к экономической нестабильности, составляющей которой являются ревальвации гривни, ликвидация налоговых льгот, ограничение роста цен на горючее и попытки регулировать цены на другие товары, — это политика, которую инициировала и отстаивала Тимошенко. Более того, это была политика, которая насаждалась без консультаций и предварительного оповещения тех, кого она непосредственно касалась. В Великобритании изменения налогового законодательства могут вступить в силу не ранее чем через один—два года после их утверждения соответствующими инстанциями. Что должен думать директор фирмы, который просыпается в один прекрасный день и видит, что правила регулирования цен уже изменились? Что он должен думать, когда налоговый режим, от которого зависят стратегия продаж и инвестиций компании, ее ценовая политика, меняется буквально за ночь?
Разумно (и справедливо) ли было критиковать и обвинять те коррупционные схемы, которые уходили своими корнями в экономику, насквозь пропитанную коррупцией? Не лучше ли было направить свою энергию на выработку прозрачных правил игры и создание органов, которые бы в будущем сделали эти схемы ненужными и непривлекательными? Можно ли уничтожить коррупцию в Украине или даже в Англии? Или лучше установить такой порядок вещей, при котором коррупция — это вопрос выбора, но не вопрос выживания, а правоохранительные органы (после соответствующего реформирования) успешно противостоят организованной преступности и реально борются с ней? Учитывая ситуацию, в которой после выборов оказалась Украина, стоит ли удивляться тому, что в спорах о приватизации отсутствовали какие-либо четко определенные и согласованные критерии и ограничения, что эти споры не прекращались в течение многих месяцев и что все спорящие стороны в конце концов обвинили друг друга в разного рода преступлениях и игре по двойным стандартам. В условиях гораздо более благоприятных, чем те, в которых оказалась оранжевая команда, новые демократические правительства стран Центральной Европы в свое время благоразумно решили не открывать ящик Пандоры и не начинать антикоррупционные расследования. В Украине же поступили наоборот, что привело к критическому падению доверия инвесторов к этой стране.
Для правительства западной страны экономическая стабильность, или, точнее говоря, доверие со стороны бизнеса, превыше всего. Это не имеет никакого отношения к термину «стабильность», который многие в Украине так любят употреблять, подразумевая под ним восстановление гегемонии олигархов и приоритета олигархических норм. На самом деле это необходимое условие ведения политики, направленной на поддержку честного предпринимательства и передачу экономической власти из рук уполномоченных государством структур в руки независимых игроков и простых людей. Можно ли этого добиться, завоевав доверие со стороны бизнеса, сказать трудно. Но совершенно очевидно, что без такого доверия эти цели никогда не будут достигнуты. Экономика, может, и жестокая наука, но это также и вопрос морали, тесно связанный не только с благосостоянием людей, но и с будущим украинской демократии и национальной независимости.
Несмотря на все это, нельзя сказать, что Запад недооценивает способности Тимошенко или значение, которое может иметь эта фигура для будущего Украины. Сегодня, в отличие от января этого года, существует понимание того, насколько хрупки достижения оранжевой революции. Есть и серьезные опасения по поводу ее перспектив, если «война окружений» окончательно разведет этих двух архитекторов революции по разные стороны баррикад.
Есть опасения и по поводу того, что подписанный 22 сентября меморандум между Ющенко и Партией регионов Украины может дать начало новым опасным процессам. Каковы были первоначальные условия этого договора и какими они станут в итоге? Является ли неприкосновенность депутатов местных советов одним из таких условий? Возникнут ли и другие условия, если политический капитал Ющенко будет и дальше иссякать, если потерпят крах попытки восстановить взаимопонимание с Тимошенко и если для победы Еханурова на парламентских выборах в марте следующего года вновь потребуется поддержка Януковича?
На Западе опасаются не только такого развития событий, но и перспективы избрания Юлии Тимошенко премьер-министром, но на сей раз уже находящимся в оппозиции к президенту. Со всеми вытекающими отсюда рисками возникновения открытого конфликта между отдельными структурами исполнительной власти. Эта угроза настолько серьезна, что все больше игроков как внутри ЕС и НАТО, так и в самой Украине стали понимать необходимость поиска компромисса для примирения Ющенко и Тимошенко, независимо от того, останется она в оппозиции к президенту или нет. Если не будет найдена основа для взаимопонимания внутри правительства, то было бы весьма желательно, чтобы не Янукович, а Тимошенко играла роль ключевой неправительственной силы, с которой ведутся переговоры о поиске компромисса. Единственная формула, которая могла бы обеспечить такой исход, — «шагаем каждый сам по себе, но сражаемся вместе». Что НАТО и ЕС могли бы сделать, чтобы дать импульс этому процессу? Что они могли бы противопоставить новой старой угрозе, называемой «российским фактором»? Если в июне лишь немногие на Западе опасались возрождения политики многовекторности Украины, то сейчас их число возросло многократно. И у них есть на то серьезные основания:
— Несмотря на все усилия Еханурова, предпринятые во время его визита в Москву, там снова была разыграна энергетическая карта. И даже переменчивый Туркменбаши заявил, что подписание нового соглашения о поставках туркменского газа в Украину будет зависеть от согласия России.
— Намерен ли Ющенко отступить от железной формулы МФА: «интеграция с Европой, стратегическое партнерство с Россией»? По крайней мере, некоторые политики пришли к выводу, что в Лондоне Ющенко говорил о совмещении двух противоречащих друг другу интеграционных процессов: с ЕС и ЕЭП. А еще несколько слушателей были весьма удивлены его заявлением о том, что Украина является частью ЕЭП, а не просто сотрудничает с этой организацией.
— Согласился ли кто-нибудь в Украине оказать хоть какую-то поддержку силам, заинтересованным в сохранении статус-кво в постсоветских государствах, и отказать в такой поддержке «цветным» силам? Почему Украина выполнила просьбу азербайджанских властей и задержала лидера Демократической партии Азербайджана Расула Гулиева в то время, когда Ющенко и Тарасюк были в Лондоне, и кто кроме министра внутренних дел принимал решение об этом задержании? Случайно ли то, что уже на следующий день после этого премьер-министр Ехануров подписал четыре соглашения о сотрудничестве с Беларусью? И как это согласуется с желанием Украины прислушиваться к опасениям Польши по поводу отношений с белорусскими властями?
Евроатлантическая инициатива?
Учитывая все вышесказанное, могут ли НАТО и Европейский Союз и далее оставаться на позициях реализма и в то же время отвечать ожиданиям демократических сил в Украине? У них еще есть немного времени, чтобы ответить на этот вопрос.
В случае с НАТО все более-менее очевидно. То, что когда-то было надеждой некоторых союзников Украины и прозвучало открытым текстом в выступлении президента Ющенко в Лондоне — а именно предложение о том, чтобы план мероприятий по вступлению Украины в альянс был представлен уже в апреле 2006 года, — сегодня кажется еще менее реальным, чем это было еще совсем недавно. Даже самые оптимистически настроенные союзники Украины надеялись, что к этому времени она сумеет выполнить некоторые дополнительные «этапные» требования. Сегодня эти надежды не выглядят такими уж несбыточными, за исключением лишь сроков, в которые все это должно случиться. И во время саммита с Украиной, намеченного на апрель 2006 года, Североатлантический альянс должен ясно и четко заявить, что он будет рад пригласить Украину присоединиться к Плану мероприятий, «как только представится такая возможность» (для тех, кто умеет читать между строк, — к декабрю следующего года).
Что же касается ЕС, то здесь, как и раньше, все гораздо сложнее и запутаннее. Чрезмерно затянувшийся вопрос о предоставлении Украине статуса страны с рыночной экономикой будет решить не так трудно, но этого будет явно недостаточно, чтобы привлечь внимание украинского электората. Это внимание мог бы привлечь мощный и позитивный сигнал о возможности свободной торговли, но вряд ли Европа пойдет на это. Для простых украинцев еще более мощным сигналом, имеющим к тому же и огромное моральное и практическое значение, могла бы послужить либерализация визового режима. И не просто переговоры о либерализации, а реальные, хотя, может быть, поначалу и очень маленькие шаги в этом направлении. И Великобритания сейчас имеет уникальную возможность взять на себя смелость возглавить этот процесс. Ибо если за время своего председательства в ЕС ей не удастся достичь каких-то подвижек в Евросоюзе (а вместе с ним и в более мощной Шенгенской зоне), ее собственная независимость от Шенгена дает ей возможность действовать как от своего собственного имени, так и от имени стран Шенгенской зоны. Пойдет ли Британия на такой шаг, покажет время. И время же покажет, способно ли евроатлантическое сообщество дать еще один импульс демократическим силам Украины.

Взгляды автора этой статьи могут не совпадать со взглядами НАТО или Министерства обороны Великобритании.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме