Всего несколько лет назад словосочетание «внешнеэкономическая деятельность» и «экспортер» большинством граждан Украины воспринималось как некая абстракция, присущая госмонополии. Однако к сегодняшнему дню уже слишком многие отечественные производители не только вкусили прежде недоступные им прелести международной торговли, а и на собственной, что называется, шкурке ощутили, что такое количественные ограничения и квоты, например, при экспорте текстиля и стали. А также предметно узнали, чем оборачивается антидемпинговое расследование. Об одном из последних и весьма характерных примеров возбуждения антидемпинговой процедуры комиссией ЕС в отношении украинских производителей бесшовных труб «ЗН» подробно рассказывало в выпуске №3 от 23 января этого года. Но таких примеров, увы, в последнее время все больше, как и проблем у отечественных участников внешнеэкономической деятельности.
О нынешней ситуации и перспективах Украины на международных рынках и о том, как украинские экспортеры и собственно государство защищают свои интересы корреспондент «ЗН» беседовала с Министром внешнеэкономических связей и торговли Украины Андреем Гончаруком и его советником Олегом Рябоконем, управляющим партнером юридической фирмы «Магистр & Партнеры», который неоднократно представлял интересы крупнейших украинских и российских предприятий в антидемпинговых расследованиях в государствах ЕС, а также США, Чили, Венесуэле, Индонезии, Таиланде, Индии и Тайвани.
- Господин министр, не могли бы для начала кратко охарактеризовать состояние торговых отношений Украины и государств ЕС, а также назвать основных европейских торговых партнеров Украины?
А.Гончарук - Основными торговыми партнерами Украины являются Германия и Италия. Но должен заметить, что нас не удовлетворяют размеры товарооборота с государствами-членами ЕС. Например, товарооборот с Германией в прошлом году составил 2,1 млрд. долларов США, с Италией - около 1 млрд. долларов США. По сравнению с другими странами Центральной и Восточной Европы объемы торговли между Украиной и ЕС значительно отстают. К примеру, в 1998 году товарооборот Германии с Польшей составляет около 18 млрд. DM, с Чехией - 14 млрд. DM, с Венгрией - 10 млрд. DM. Есть тому и объективные причины: Польша, Чехия и Венгрия подписали соглашение с ЕС о свободной торговле, поэтому эти страны, имея сравнительно одинаковый спектр товаров с Украиной, пользуются преференциальным режимом на рынке ЕС.
В отличие от стран ЕС, Центральной и Восточной Европы, в Украине отсутствует развитая система стимулирования экспорта, финансирования экспортных поставок, страхования и гарантирования международных рисков. Это не может не сказаться на объемах экспорта из Украины. К тому же структура экспорта в основном состоит из готовых промышленных изделий и полуфабрикатов. А эти группы товаров встречают особенно жесткую конкуренцию со стороны производителей на рынках стран-членов ЕС. Это, в свою очередь, приводит к многочисленным антидемпинговым процессам.
- Насколько известно, Украиной и ЕС еще в 1994 году подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Если я правильно понимаю, этот документ должен достаточно четко регламентировать как нынешние нюансы присутствия Украины на европейском рынке, так и перспективы развития торговли между Украиной и ЕС в рамках этого Соглашения. И тем не менее, нельзя сказать, что положение многих украинских экспортеров стабильно. Более того, за последнее время многие их прежние позиции в силу объективных и субъективных причин, что называется, сданы или сдаются. В этом смысле уместно ли вообще говорить о перспективах сотрудничества Украины и ЕС? А если да, то каковы они - эти перспективы?
А.Г. - Действительно, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС было подписано в 1994 году, но вступило в силу только в марте 1998 года после выполнения всех необходимых процедур. Причем, если Украина выполнила все требуемые процессуальные формальности к концу 1994 года, то государствам ЕС на это понадобилось около четырех лет.
Одна из основных целей этого Соглашения - развитие торгово-экономических отношений нашего государства и ЕС, что и закреплено в основных принципах торговли между Украиной и ЕС: речь идет о режиме наибольшего благоприятствования, национальном режиме в сфере налогообложения, свободе транзита товаров, неприменении количественных ограничений.
Сразу же после вступления Cоглашения в силу активизировалась работа в рамках совета по вопросам сотрудничества, подкомитета по торговле и инвестициям комитета по вопросам сотрудничества Украина-ЕС, двусторонних консультаций по вопросам либерализации торговли текстильной продукцией, развития автомобилестроения в Украине, развития торговли углем и сталью.
В настоящее время готовится уже третий саммит Украина-ЕС, который состоится 23 июля в Киеве. Украинскую делегацию возглавит Президент Украины Леонид Кучма. На саммите, кроме прочего, будет рассмотрена возможность применения принципа асимметричного открытия рынков и обозначены дальнейшие шаги по созданию зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Экономическая целесообразность создания такой зоны свободной торговли обсуждается с марта 1999 года экспертами подкомитета по вопросам торговли и инвестиций (создание которого предусматривалось Соглашением, о котором мы говорим). Обсуждаются два серьезных вопроса: это ход экономических реформ в Украине и общее экономическое влияние и возможные последствия создания такой зоны свободной торговли.
По первому вопросу мы концентрируем нашу работу на изучении шагов по либерализации торговли. Прежде всего это касается выполнения положений режима наибольшего благоприятствования, проведения таможенной оценки, соблюдения формальностей при проведении экспортно-импортных операций, действия количественных ограничений на импорт, распространения национального режима, а также ускорения процесса вступления Украины во Всемирную организацию торговли.
По второму вопросу наше внимание сосредоточено на изучении ряда факторов, которые могут иметь первоочередное значение для создания зоны свободной торговли. Все эти факторы должны быть досконально изучены для составления высокоточных экономических и социальных прогнозов о том, каким образом создание зоны свободной торговли повлияет на существующие торгово-экономические, финансовые взаимоотношения между Украиной и ЕС, третьими странами. Предварительная оценка возможных последствий и проектирование моделей развития служит залогом успешного создания подобной зоны.
- И какие же факторы учитываются при моделировании таких отношений Украины и ЕС?
А.Г. - Наиболее важными факторами, которые мы сейчас анализируем, является система тарифного регулирования в ЕС; степень соответствия и взаимодействия системы свободной торговли с ЕС с другими преференциальными соглашениями, в том числе со странами СНГ; определение возможного эффекта воздействия режима свободной торговли с ЕС на существующую систему внешней торговли, а также определение позитивных и негативных последствий введения такого режима на торговые отношения с третьими странами.
Отдельное место в нашем анализе занимают вопросы сельского хозяйства, повышения конкурентоспособности украинских товаров, вопросы стандартизации и гармонизации технических требований, административная реформа государственных органов, которая потребуется для эффективного исполнения положений о зоне свободной торговли.
С целью применения Соглашения Украиной был подготовлен ряд нормативных актов, которые создают прочную основу для имплиментации положений Соглашения, адаптации законодательства, развития взаимовыгодной двусторонней торговли, открытия доступа на рынки ЕС.
Безусловно, все это способствует и будет способствовать увеличению объемов торговли Украины со странами-членами ЕС. Между тем, нельзя не отметить проблемные моменты, которые на сегодняшний день не решены в рамках Соглашения и существенно препятствуют установлению приемлемого режима для украинских товаров, импортируемых ЕС.
Острейшей проблемой остаются искусственные ограничения доступа на рынок украинских товаров. При этом конкуренты наших производителей оперируют такими аргументами, как: статус страны с нерыночной экономикой в антидемпинговых расследованиях; рост числа антидемпинговых процессов, в которых украинские производители фактически лишены возможности защитить свои интересы (примером может служить расследование по бесшовным трубам); количественные ограничения на текстильную продукцию.
- Андрей Иванович, вы упомянули «аргумент», который все чаще вменяют Украине в вину - «статус государства с нерыночной экономикой». Объясните, пожалуйста, какое отношение такой статус имеет к доступу украинских товаров на европейский рынок? И если он действительно влияет на внешнеторговые отношения, то как конкретно?
А.Г. - Дело в том, что такой статус препятствует развитию нормальных рыночных отношений во внешней торговле украинских предприятий. Ведь при этом все предприятия, независимо от их формы собственности, от того, соблюдают они правила свободной конкуренции или нет, что называется, меряют по одной мерке. И это принципиальный момент при введении пошлин и определении их величины, так как решения о введении пошлин принимаются против всех производителей подобной продукции одновременно. Украинские предприятия, многие из которых уже приватизированы, из-за статуса страны с нерыночной экономикой не могут рассчитывать на индивидуальное решение со стороны Европейской комиссии. Но ведь предприятие предприятию рознь, и если одно предприятие ведет активную внешнеторговую деятельность, постоянно ища новые рынки сбыта своей продукции, то другому может быть абсолютно безразличен, например, тот же рынок ЕС. Вот и получается, что одно предприятие будет доказывать свою непричастность к фактам недобросовестной конкуренции на рынке ЕС, а его доводы будут полностью проигнорированы, так как другое просто отказалось участвовать в расследовании. В результате имеем одно решение на двоих - единую антидемпинговую пошлину, которая на многие годы прекратит доступ украинской продукции на рынок ЕС.
Во-вторых, подсчет величины антидемпинговой пошлины зависит от цен на продукцию. При отсутствии государственного регулирования цен менеджмент каждого предприятия принимает индивидуальное решение о цене реализации своей продукции. Однако в случаях с украинскими компаниями Комиссия ЕС отказывается использовать их цены, аргументируя это тем, что все цены в Украине устанавливает государство, а не менеджмент. В таких случаях используются цены, например, производителей США или Канады без учета объективных различий в стоимости рабочей силы или доступа к сырьевым ресурсам в Украине и этих странах. После подобных математических подсчетов против Украины вводятся высокие антидемпинговые пошлины, которые полностью закрывают рынок ЕС для наших товаров. Безусловно, мы не можем согласиться с таким положением дел.
На мой взгляд, украинские предприятия должны иметь равные условия с другими участниками рынка ЕС, и если кто из них и нарушает правила торговли, то как раз он, индивидуально, и должен нести ответственность. В противном случае любая антидемпинговая пошлина против украинской продукции может показаться чисто протекционистской мерой со стороны ЕС. Тем более несправедливо применять к украинским экспортерам подходы, которые практиковались во времена плановой экономики, в то время, когда большинство субъектов внешней торговли в Украине представлены частными компаниями. Получается, что, с одной стороны, нами прилагаются огромные усилия по либерализации внешней торговли, приватизации предприятий, что, казалось бы, приветствуется ЕС, а, с другой стороны, вновь приватизированные украинские предприятия оказываются перед закрытой дверью, так как Украина до сих пор считается государством с нерыночной экономикой. На мой взгляд, это плохой политический сигнал для нашей промышленности, и определение Украины как страны с нерыночной экономикой должно быть немедленно пересмотрено ЕС.
О.Рябоконь - Определение страны с нерыночной экономикой впервые было введено положениями Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Согласно этим положениям страной с нерыночной экономикой считается страна, где существует полная или почти полная монополия торговли и все внутренние цены устанавливаются государством. Это единственное определение, закрепленное в международных торговых соглашениях.
В последствии практика применения норм антидемпингового законодательства выработала ряд факторов, которые обычно анализируются для принятия решения о статусе государства. Ни по одному из таких факторов Украина уже не может быть квалифицирована как страна с нерыночной экономикой.
Во-первых, в Украине действует денежная единица, которая полностью конвертируема на внутреннем рынке. Обменный курс гривни к другим валютам устанавливается в результате проведения валютных торгов.
Во-вторых, заработная плата в Украине устанавливается, за исключением бюджетных организаций, в результате договоренностей между работником и руководством компании.
В-третьих, в Украине создан режим для привлечения иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы имеют право принимать участие в приватизации госсобственности, организовывать свои представительства и компании на территории Украины.
В-четвертых, государство уже не является основным собственником украинских предприятий и решения о ведении производства, торговли они принимают самостоятельно. Украина отменила режим государственной монополии внешней торговли еще в 1991 году, и в результате все субъекты внешней торговли получили возможность осуществлять экспортно-импортные операции.
В-пятых, большинство цен на рынке Украины устанавливается на основе рыночных принципов. Повсеместное госрегулирование цен было отменено, предприятия получили свободу в принятии решений, у кого и по каким ценам им закупать сырье и материалы, отмечается значительный рост конкуренции между независимыми поставщиками. Государство уже не принимает решения по распределению ресурсов или продукции между независимыми компаниями, как это было принято в годы плановой экономики.
В-шестых, наблюдаются значительные достижения в ходе земельной реформы в Украине. Земельные участки могут принадлежать гражданам на праве частной собственности, большинство государственных сельскохозяйственных предприятий было реорганизовано и приватизировано.
Кроме названных факторов, Украина обладает общерегулятивной базой, которая направлена на укрепление рыночных отношений. Это, прежде всего, касается законодательства о ценных бумагах, монопольных образованиях, защите интеллектуальной собственности, законах о предприятиях.
К сожалению, Комиссия ЕС еще не пересмотрела свой подход к Украине. Согласно существующей методологии подсчета демпинга вводятся пошлины, намного превышающие максимально допустимый размер, который позволил бы сохранить присутствие украинских товаров на рынке ЕС.
Рыночный статус Украины в целях антидемпингового законодательства был признан только некоторыми странами в Азии и Латинской Америке. В результате, органами расследования этих стран либо было признано отсутствие демпинга или ущерба, либо демпинговая маржа не превысила 10%, при этом каждое предприятие получило свой индивидуально определенный размер антидемпинговой пошлины.
Хочу обратить внимание еще на один аргумент в пользу того, что ЕС должно пересмотреть статус Украины как страны с нерыночной экономикой. Согласно статье 19 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС каждая сторона имеет право использовать антидемпинговые меры в соответствии со статьей VI ГАТТ. Следовательно, ЕС обязано применять процедуру антидемпинговых расследований против Украины в соответствии с положениями ГАТТ. Как было уже сказано, положения ГАТТ определяют, что государство считается страной с нерыночной экономикой только при условии полной государственной монополии торговли и полного государственного контроля над всеми внутренними ценами. Напрашивается вывод, что, применяя статус нерыночной экономики к Украине, где отсутствует государственная монополия торговли и полное государственное регулирование всех внутренних цен, Комиссия ЕС нарушает статью 19 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
- И пока Комиссия ЕС не изменит своего подхода и не перестанет, образно говоря, пользоваться двойной бухгалтерией, украинские экспортеры будут постоянно находиться под угрозой антидемпинговых расследований?
А.Г. - К сожалению. Показательным примером в этом смысле может служить расследование по бесшовным трубам. Как мне известно, расследование начали два производителя, один из которых находится в Италии, а второй в Германии. Совокупно они контролируют более 55% рынка бесшовных труб в ЕС. В это же время против 90% всего импорта уже введена антидемпинговая пошлина. Украинские производители фактически остались единственными поставщиками, против которых еще не введены ограничительные меры на рынке ЕС. На мой взгляд, очевидно, что в данном случае речь идет не о защите внутреннего производителя, а о попытках монополистов получить еще большую часть рынка.
Нами тщательно изучаются названные факторы. По одним мы готовим свои предложения по исправлению ситуации и в скором будущем они будут направлены в Кабинет министров, по другим мы проводим переговоры со странами-участницами ЕС. Наша задача состоит в защите торговых интересов Украины и мы не оставляем без внимания случаи нарушения прав наших экспортеров на иностранных рынках.
- И каковы успехи в защите интересов украинских производителей бесшовных труб на рынках ЕС? Мне доводилось слышать от руководителей этих предприятий, что экспорт для этих заводов - единственный реальный источник дохода, позволяющий выплачивать зарплату их многотысячным коллективам. Так что вполне объяснимо, что и менеджеры, и владельцы, и рабочие трубных заводов очень обеспокоены угрозой прекращения торговли трубами на рынках ЕС в связи с проводимым антидемпинговым расследованием…
О.Р. - Расследование против импорта бесшовных труб с Украины было начато в ноябре 1998 года по жалобе итальянских и немецких производителей. Ожидалось, что решение будет принято до конца января 1999 года. В результате объединения усилий Нижнеднепровского, Днепропетровского и Никопольского трубных заводов была организована активная защита в этом деле. На протяжении декабря 1998 года - марта 1999 года были подготовлены и направлены в Комиссию ЕС все ответы на поставленные вопросы и предоставлена вся подтверждающая документация. Кроме этого, были подготовлены аргументы по отсутствию ущерба внутренним производителям ЕС.
В результате скоординированных действий и полного сотрудничества с Еврокомиссией угроза немедленного введения пошлин была снята и теперь ожидается, что предварительное решение будет вынесено не ранее августа 1999 года.
Между тем вызывает недоумение тот факт, что расследование было начато в то время, когда доля внутренних производителей бесшовных труб на рынке ЕС значительно увеличилась: с 76,1% в 1997 году до 80,8% в 1998-м, в то время как уровень доли украинского импорта в ЕС остался неизменным. Такой рост потребления труб, произведенных европейскими производителями, связан с 16% ростом внутреннего потребления труб на рынке ЕС.
Украинские производители начали экспорт бесшовных труб в ЕС только в 1995 году. Динамика экспорта в ЕС была приблизительно такая: 1995 год - 6000 тонн, 1996-й - 14000 тон, 1997-й - 70000 тонн, 1998 год - около 70000 тонн. Украинская доля рынка ЕС составляет всего 2,8%, что при общем потреблении в 2,5 миллиона тонн является очень незначительным количеством. При таких фактах возникает закономерный вопрос: каким образом украинский импорт в таких малых размерах мог нанести вред европейским производителям?
Увеличение размеров экспорта стало возможным только тогда, когда украинскими предприятиями были заключены долгосрочные контракты с тремя крупнейшими импортерами на рынке ЕС. Как известно, найти солидных партнеров, наладить с ними долгосрочные отношения очень нелегко для украинской промышленности, которая только начинает самостоятельно выходить на иностранные рынки и ввиду катастрофического отсутствия средств нуждается в полном финансировании процесса производства до фактической отгрузки продукции заказчику.
Мало того, что возникают сомнения по поводу истинных намерений жалобщиков в этом деле, так еще и наши заводы, большинство из которых полностью приватизированы, не имеют возможности доказать, что они не занимались демпингом. Опять же возвращаемся к вопросу нерыночной экономики. В очередной раз украинская промышленность становится заложником старого определения нерыночного статуса, что играет на руку европейским производителям. Если бы этого статуса не было, кто знает, брали бы они на себя смелость начинать подобные расследования против Украины. Ведь при подсчете демпинговой пошлины в случае стран с нерыночной экономикой фактически гарантирована огромная пошлина. Цены-то все искусственные и никакого отношения к реалиям украинской экономики не имеют.
Можно с уверенностью сказать, что введение запрета на импорт украинских бесшовных труб в ЕС будет иметь крайне негативные последствия как для украинских предприятий, так и для европейских потребителей и импортеров. Во-первых, это может послужить дестабилизирующим социальным фактором в сравнительно благополучном регионе Украины ввиду прекращения регулярных поступлений средств на выплату заработной платы, а также выплат в местные бюджеты. Во-вторых, будут потеряны годами наработанные связи между украинскими производителями и их покупателями в ЕС. В-третьих, европейские импортеры и потребители лишатся альтернативного источника бесшовных труб, который составлял конкуренцию местным производителям, что в свою очередь может привести к срывам поставок, значительному повышению цен.
- Насколько известно, в отношениях Украины и ЕС существует еще одна острая проблема - торговля текстилем. Как обстоят дела на этом «фронте»?
А.Г. - Сейчас ведутся интенсивные переговоры делегаций Украины и Европейской комиссии о расширении доступа на рынок ЕС текстильной и швейной продукции с Украины. Основной задачей этих переговоров является увеличение существующих квот на импорт в 1999 году и подготовка нового Соглашения по торговле текстильной продукцией между Украиной и ЕС на период с 2000 по 2002 годы. Последний раунд переговоров состоялся 27-30 июня этого года.
Проблема состоит в том, что существующие квоты были полностью вычерпаны за первые шесть месяцев и в основном были заполнены за счет импортеров в ЕС, работающих по давальческой схеме. С учетом потребностей европейского рынка мы считаем, что уровень квот должен быть увеличен в среднем в четыре раза. Пока что не достигнута договоренность по данному вопросу. Однако представители Европейской комиссии настроены конструктивно и готовы прийти к соглашению в ближайшее время.
Параллельно с обсуждением размера квот на 1999 год, мы ведем переговоры о заключении нового Соглашения по торговле текстильной продукцией. Наше предложение заключается в полной либерализации торговли текстилем между Украиной и ЕС и отмене количественных ограничений на импорт из Украины. Представители Европейской комиссии считают, что присоединение Украины к Соглашению по текстилю в рамках ВТО в значительной мере могло б изменить ситуацию с доступом на рынок ЕС. Такой шаг мог бы привести к полной отмене квот на импорт текстиля из Украины. Согласно положениям Соглашения по текстилю в рамках ВТО, рынок текстиля должен быть постепенно либерализован к 2004 году, что предусматривает полную отмену количественных ограничений и существенное снижение тарифов на импорт.
Мы планируем провести очередной раунд переговоров до конца этого месяца и надеемся, что, по крайней мере, нам удастся прийти к соглашению о повышении текущих квот на импорт текстильной и швейной продукции с Украины.
- В последнее время много разговоров о присоединении Украины к ВТО. На каком этапе рассмотрения этот процесс? И как это отражается на торговых отношениях Украины с ЕС?
А.Г. - Сегодня задача вступления Украины в ВТО является особенно актуальной, поскольку это необходимая предпосылка дальнейшей интеграции Украины в мировую экономику и прежде всего в ЕС.
За четыре года, в течение которых Украина ведет переговоры о вступлении в ВТО, состоялось уже шесть заседаний рабочей группы по рассмотрению заявки Украины о вступлении в ГАТТ/ВТО. Последнее заседание проходило 10 июня 1998 года. Постоянно проводятся двухсторонние переговоры о взаимных концессиях почти с 30 странами. Среди наших партнеров на переговорах: ЕС, США, Япония, Канада, Австралия, страны CEFTA и другие.
Сегодня Украина вступила в решающую фазу процесса присоединения, и мы надеемся, что он будет успешно завершен путем оформления протокола о вступлении Украины в ВТО до конца этого года.
Быстрое продвижение переговорного процесса будет зависеть от выработки согласованного подхода к решению основных требований, предъявляемых Украине странами-участниками.
Во-первых, что касается переговоров по товарам, чрезвычайно важным аспектом является обеспечение стабильности и предсказуемости торгового режима, так называемого правила stand-still, нахождение сбалансированного решения между интересами развития национального производства и снижением торговых барьеров, расширением доступа на рынок путем присоединения к секторальным инициативам.
Во-вторых, что касается переговоров по услугам, можно отметить значительный прогресс, в частности, в сфере банковских услуг. Странами-членами ВТО дана высокая оценка нашему графику обязательств в сфере услуг. Сегодня осталась практически единственная проблема, а именно ограничение на уровне 49% участия иностранного капитала в компаниях в таких секторах, как услуги связи и телекоммуникаций, транспортные услуги, страховые услуги.
В-третьих, сегодня, действительно желая вступить в ВТО, мы отдаем себе отчет в необходимости реформирования и усовершенствования торгового режима, последовательно обеспечивая:
недискриминацию и национальный режим в сфере налогообложения (взыскание НДС, акцизных и других сборов);
соблюдение требований системы ГАТТ/ВТО при создании благоприятного инвестиционного режима;
гармонизацию практики и законодательства в сфере технического регулирования (стандартизация и сертификация), а также санитарных и фитосанитарных мер в соответствии с требованиями соглашений ВТО;
гармонизацию в соответствии с требованиями соглашений ВТО государственной поддержки в области сельского хозяйства и торговли сельскохозяйственной продукцией;
соблюдение правил таможенной оценки;
гармонизацию национального законодательства в сфере защиты прав интеллектуальной собственности.
По всем названным проблемам нами, совместно с другими министерствами и ведомствами Украины, в настоящее время готовятся предложения, которые будут обсуждаться на седьмом заседании рабочей группы, которое планируется провести осенью этого года. Нами принимаются все меры по соблюдению намеченного графика вступления Украины в ВТО ввиду того, что мы видим эффективное вхождение в систему всемирной торговли только при условии, что Украина будет полноправным членом на очередном раунде переговоров по либерализации торговли в рамках ВТО, который начнется в ноябре 1999 года в Сиэтле.
Нужно особенно подчеркнуть необходимость комплексного решения взаимосвязанных вопросов интеграции Украины в ЕС и обретения членства в ВТО. Разумеется, что без членства в ВТО является маловероятным дальнейшее успешное продвижение по пути интеграции Украины в ЕС и заключение Соглашения о зоне свободной торговли.
Хочу особенно отметить инициативу ЕС относительно расширения ВТО, высказанную вице-президентом Европейской комиссии сэром Леоном Бриттоном, 15 февраля 1999 в Париже на конференции, организованной Институтом международных отношений Франции (IFRI). Сэр Бриттон указал на то, что страны-члены должны больше внимания уделить вступлению в ВТО новых независимых стран бывшего СССР и призвал «сделать новое конкретное усилие, чтобы включить как можно больше стран в ВТО ближайшим временем». Мне кажется, что эти заявления как нельзя своевременны и Украина и ЕС должны совместно принять все необходимые меры с целью завершения процесса вступления Украины в ВТО до конца этого года.
Присоединение к ВТО выведет торговые отношения Украины и ЕС на качественно новый уровень. Будут разрешены многие существующие противоречия по взаимному доступу на рынки, гармонизации законодательства, уменьшению технических барьеров. Появится независимый механизм разрешения торговых споров, который, как мы знаем, эффективно применяется ЕС, США, различными развивающимися странами. В этом ключе мы надеемся на новый подход и поддержку ЕС к Украине.
- Каковы основные претензии ЕС к Украине по вопросам торговли? И, если возможно, расскажите, пожалуйста, о мерах, предпринимаемых для разрешения спорных ситуаций.
А.Г. - На сегодняшний день Европейской комиссией к Украине предъявляется ряд претензий в таких сферах, как стимулирование автомобилестроения в Украине; режим стимулирования производства цветных телевизоров в Украине; лечебный сбор на фармацевтическую продукцию; повышение таможенных тарифов; экспорт отходов черных металлов; разница в акцизных сборах; ограничение импорта сельхозпродукции.
По всем спорным позициям проходят переговоры на заседаниях подкомитета по вопросам торговли и инвестиций, созданного в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. По большинству из названных позиций Украиной уже были приняты меры по разрешению спорных вопросов.
Хотелось бы отметить, что разрешение всех спорных моментов требует взвешенного подхода со стороны как Украины, так и ЕС. Вместе с тем, не всегда принимается во внимание сложный трансформационный период, который переживает экономика Украины, и заявления ЕС о понимании нашего положения во многих случаях, в вопросах торговых отношений, остаются декларациями.
На втором саммите Украина-ЕС было заявлено об установлении «уникального и стратегического партнерства» между Украиной и ЕС. Накануне третьего саммита хотелось бы выразить искреннюю надежду, что Европейский союз окажет Украине всю возможную помощь в отмене нерыночного статуса Украины, снятии количественных ограничений на импорт с Украины, а также с пониманием отнесется к тем мерам, которые принимаются украинским правительством по стимулированию развития производства товаров на территории Украины.