Сергей Куницын: «СТАНДАРТНЫЕ ПОДХОДЫ СЕГОДНЯ В ЭКОНОМИКЕ НЕ РАБОТАЮТ…»

Поделиться
В Крыму приступило к работе новое правительство, сформированное на коалиционной основе. Его первые шаги вызывают большой интерес, - удастся ли справиться с нарастающим валом проблем?..

В Крыму приступило к работе новое правительство, сформированное на коалиционной основе. Его первые шаги вызывают большой интерес, - удастся ли справиться с нарастающим валом проблем? Об этом беседа нашего корреспондента с председателем Совета министров Крыма Сергеем Куницыным.

- Сергей Владимирович, удалось ли вам уже за истекшее время как бы изнутри составить впечатление о состоянии экономики Крыма? Вы говорили, что начнете с системного анализа ситуации. Каковы ваши первые выводы?

- Чем больше занимаемся системным анализом, тем больше озабоченности. Это как капуста, из которой снимаешь лист за листом. Нет страха, неуверенности, но есть чувство осознанной тревоги по поводу того, насколько глубоким кризисом поражена экономика полуострова. Он выражается в трех направлениях. Это разбалансированность отраслей, предприятий, экономических цепочек. Во-вторых, это потеря управляемости. В-третьих, незавершенность всех экономических процессов, что делает кризис как бы системным.

Здесь есть три уровня проблем. Есть проблемы общегосударственного масштаба, которые изменить не в наших силах, мы можем здесь только лоббировать свои интересы. Есть проблемы чисто крымские, на которых мы сосредоточиваем свои усилия, и есть проблемы регионального - городского и районного - уровня. Эта «гармошка» характерна тем, что каждый должен решать свои проблемы и не мешать решать их соседу. На первом этапе нам удается понемногу восстанавливать контроль над ситуацией. За счет усиления административного спроса правительства с руководителей предприятий и отраслей поступления в бюджет уже увеличились в 2-2,5 раза. Когда я начинал, то ежедневные поступления налогов составляли 130 тысяч гривен, а сейчас получаем в среднем 450 тысяч, хотя курортный сезон еще только начинается…

Для того чтобы сделать детальнейший анализ и разработать действенную антикризисную программу, понадобится еще не одна неделя, но у нас нет времени. Если кризис будет углубляться, он может взорвать ситуацию в целом…

- Уже можно говорить об антикризисной программе?

- Мы потихоньку выкристаллизовываем стратегическую программу действий. Нужно вообще понимать, что происходит. Получается, что одна часть хозяйства зарабатывает деньги в бюджет, а другая - проедает. Так вот, бюджетообразующих отраслей четыре, а потребляющих - двадцать. Мы сегодня пытаемся расширить то поле, которое зарабатывает деньги. Это курортная отрасль, это топливно-энергетический комплекс, промышленность, та, которая работает, это ликвидная сельскохозяйственная отрасль. Возможно, сфера услуг...

Сегодня теоретически объем финансовых ресурсов, которые крутятся на полуострове, особенно в курортный сезон, достаточен для того, чтобы обеспечить бюджетные потребности Крыма. Мы не имеем механизма их получения, его надо создавать. Из 160 посреднических фирм, которые распространяют путевки, около 40 находятся за пределами Украины, и путевки, как правило, продаются ниже себестоимости, а поэтому доходов бюджет не имеет…

Никто за эти годы не просчитывал экономический баланс отраслей, предприятий. Есть полная неразбериха с собственностью. Поэтому нужна новая стратегия и в области приватизации, в создании фондового рынка, и в работе с кредитными ресурсами, в управлении пакетами и долями собственности…

- На чем будет основываться ваша новая стратегия?

- На принципах эффективности. Нынешний этап экономики требует новых решений. Если раньше мы оценивали экономику с точки зрения вала, количества, то сегодня надо оценивать ее с точки зрения доходности и рентабельности. В последние годы никто не оценивал предприятия с точки зрения эффективности. Корова в частном секторе дает два ведра молока в день, а корова в колхозе - два литра с водой. Вот и вся экономика…

- Вы подготовили проект нового указа Президента о расширении полномочий автономии в экономической области. В чем его смысл и какие перспективы?

Мы бы хотели, чтобы 100 процентов налогов, которые собираются в Крыму, поступали в бюджет автономии. Если мы республика - должны же мы чем-то отличаться от рядовой области?

Мы просим, чтобы Совету министров дали право выступать гарантом при получении Крымом иностранных кредитов, под собственность или под мощь бюджета, под залог имущества. Мы хотим, чтобы был снят ряд ограничений на вывоз крымских вин, хотя бы на время курортного сезона. Мы хотели бы получить право на управление рядом объектов государственной собственности, управление которыми сегодня неэффективно. Правительству автономии нужно и право на проведение ряда налоговых экспериментов. Мы считаем, что есть смысл тем предприятиям, которые могли бы вытащить отрасли или регионы, предоставить «налоговые каникулы» или определенные налоговые льготы, ведь только так им удастся преодолеть кризис…

Мы просим, чтобы был рассмотрен вопрос о создании нескольких инвестиционных режимов, специальных экономических зон на полуострове. Сиваш и Ялта уже есть, рассматривается вопрос о Керчи, Феодосии, Евпатории. Возможно, Симферополь, как финансовый центр автономии…

- По сути, вы ставите вопрос об одноканальном бюджете?

- Если бы мы получили одноканальный бюджет, мы готовы были бы взять на себя ответственность и не задавать Киеву вопросы о деньгах, обеспечить бюджетную сферу минимальными пока бюджетными ресурсами. Нужно, чтобы нас поняли: расширение экономических полномочий - это не местничество, это попытка исправить ситуацию своими силами…

- Эксперты утверждают, что в августе-сентябре Украину ожидает жесточайший финансовый кризис. Он возможен, вы считаете? Можно ли разработать меры противодействия?

- Крым не отдельное государство. Если под обвал попадет Украина, то и нам не поздоровится. Единственное утешение для нас то, что курортный сезон - наиболее доходный этап года в нашем регионе и нужно постараться на этом этапе выровнять ситуацию. Если мы получим ряд дополнительных полномочий, мы попробуем ими воспользоваться. Работаем с Нацбанком Украины, разворачиваем работу с международными финансовыми организациями. Работаем на рынке иностранных кредитных ресурсов, они дешевле. Но все они уже обжигались на нашей неподготовленности и безответственности. Будем работать ...

- Приходилось слышать, что вы невысоко оцениваете перспективы государственной программы развития Крыма до 2010 года…

- Я бы сегодня не занимался глобальным прогнозированием до 2010 года. Сегодня трудно проследить, что будет через год или через два. Та программа, которая принята, требует огромных ресурсов-много миллиардов долларов. Нет у Украины сегодня этих денег. А там основные положения основаны на финансовом обеспечении из госбюджета Украины, эта программа, как мороженое на солнце, тает и тает…

Сегодня нужно стратегическую цель определить и предприятие за предприятием вытягивать из прорыва. Концентрировать усилия на конкретных направлениях. Сегодня надо уже готовиться к следующему году, к следующему курортному сезону…

- Подтвердились предположения о росте производства в первом квартале? Можно ли закрепить эту тенденцию?

- Подъем был точечный. Все относительно. В Красноперекопске рост промышленного производства был на 240 процентов, а по Крыму на 10, понятно, что в такой пропорции девять из этих десяти были наши. Рост был в отдельных точках. Хотя те, кто был до нас, тоже старались многое изменить. Керчь, Джанкой, Армянск - они сегодня становятся дотационными. Нам надо вытаскивать главные предприятия, например такие, как судостроительный керченский завод «Залив»-это уникальный комплекс, который простаивает, просто преступление такое предприятие губить. Сегодня мы нашли механизм его вытаскивания. Он ведь может иметь 40 миллионов долларов годовой оборот. Железорудный комбинат, завод Войкова, «Керчьрыбпром», «Фотон» - с ними тоже надо решать. А есть еще «Масандра», завод шампанских вин «Новый Свет», еще есть несколько ключевых предприятий - Крымский содовый завод, например. Есть звезды на груди Крыма, которым надо помочь…

- Насколько криминализирована, по-вашему, экономика Крыма, и серьезна ли угроза криминальной революции?

- На мой взгляд, в Крыму в прямом понимании нет организованной преступности высокого уровня. Что такое мафия? Это связь государственного аппарата с теневым бизнесом, с проституцией, с наркобизнесом. В широком мировом понимании, такой всеобъемлющей организованной преступности у нас нет. А что было? Были криминальные группы, ряд из них и сегодня остается, которые монополизировали те или иные направления бизнеса. В условиях отсутствия контроля, в условиях слабости и нерешительности представителей силовых структур они пользовались тем, что диктовали правила игры в экономике и в приватизации, на топливном и энергетическом рынке.

Да, у нас есть пятая колонна, есть реваншисты, есть обиженные. Все они желают нам провала. Они даже предпринимают какие-то действия, но они не настолько сильны, чтобы победить государственные структуры.

Чего больше всего боится тень? Света. Над ними надо лампочку поставить. Правительству надо предложить прозрачные правила игры. Если раньше одна или две структуры поставляли топливо в Крым и никого сюда не пускали, то мы сегодня этот узел разрубили. Но если мы начнем одних пускать, других выгонять, - это уже стрельба, мы предлагаем прозрачные правила игры. Кто может, пусть по ним играет, кто не может, - извините…

Мы сегодня разрубили газовую проблему - подписали договор с «Укргазпромом» и «Харьковтрансгазом», нашли механизм погашения задолженности и способ обеспечения Крыма газом на зиму. Работаем с Кабинетом министров по обеспечению Крыма мазутом, жидким топливом, особенно Керчи, Феодосии, где нет природного газа. Сложная проблема и с «Крымэнерго», полуостров вырабатывает всего 8 процентов электроэнергии от потребностей…

Сегодня в экономике стандартные решения не работают. Только нестандартные. Пытаемся их найти…

Если нашему правительству удастся добиться сокращения бюджетной задолженности по пенсиям и зарплате хотя бы на 10-15 процентов, то и тогда правительство будет стабильно. Если мы не изменим этого, то нас ждет участь наших предшественников…

- Приходилось слышать, что подали в отставку много глав районных администраций. Какова причина этого явления?

- Мы повели очень жесткую кадровую политику. Не с точки зрения нашей крутизны, а с точки зрения освобождения тех людей, которые не справляются со своими обязанностями. Двух заместителей министра курортов мы освободили на заседании правительства за некачественную подготовку к курортному сезону. Ряд директоров керченских предприятий освободили за развал предприятий и неэффективное управление госимуществом. Некоторые главы госадминистраций ушли по тем же причинам, ибо они не справляются с задачами. По некоторым сейчас идут комплексные проверки с точки зрения расходования бюджетных средств. Сегодня троих глав администрации меняем, еще, наверное, три-четыре райадминистрации придется усилить новыми способными руководителями…

Идет процесс реформирования и самого правительства. Сегодня мы утвердили новую структуру. Ликвидируются три комитета и одно министерство. Министерство экономики становится базовым. Там несколько даже увеличивается численность, создаются несколько департаментов. В целом же аппарат управления сокращается на 170 человек, это примерно на 20 процентов…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме