Если говорить формально, то отставка президента Армении Левона Тер-Петросяна показывает, с одной стороны, что демократия пустила ростки на пространстве бывшего СССР, а с другой - что время диссидентов, пусть и эпохи перестройки, уходит безвозвратно. Это уже третий случай конституционного перехода власти в другие руки. Первым был Леонид Кравчук в Украине, вторым - Мирча Снегур в Молдавии, третьим стал, теперь уже бывший, армянский президент. Правда, есть и отличия, причем весьма существенные. Кравчук и Снегур проиграли выборы. Тер-Петросян ушел после своей совсем не бесспорной победы около двух лет назад. В отличие от украинского и молдавского коллег он оставляет свою страну в состоянии военного конфликта с соседним Азербайджаном. Именно это обстоятельство и послужило видимой причиной его отставки.
В Карабахе уже не стреляют, но от этого вовлеченным в конфликт сторонам не легче. Первоначальное сочувствие и помощь народно-освободительному движению сменилось осознанием полного тупика - военного и дипломатического. Десять лет борьбы (а в эти дни исполнилось 10 лет решения карабахских представительных органов о выходе из состава Азербайджана) породили полную апатию среди населения этого горного края. Полная бесперспективность признания самопровозглашенной республики мировым сообществом негативно отразилась и на единственной защитнице Карабаха - Армении. Каспийская нефть, центральноазиатский газ существенно изменили отношение мира к конфликту в Закавказье. Нет вечных друзей и заклятых врагов, есть постоянные интересы, в основе которых лежат энергоресурсы. Проблемы раздела каспийского шельфа и безопасности транспортировки нефти, а в дальнейшем и газа, полностью изменили раскладку сил среди закулисных режиссеров карабахского конфликта.
Это начал понимать и Тер-Петросян. Став во главе страны на пике войны за Карабах, он вынужден был признать, что борьба если не со всеми, но со многими Армении не под силу. Пришлось наступить на горло собственной песне, так как логика складывающихся обстоятельств оказалась сильнее. Да и московские объятия оказались столь сильными, что стал чувствоваться дефицит воздуха. Судорожные попытки ослабить тиски с помощью Тегерана и Анкары успехом не увенчались, а в российской столице вызвали раздражение. Тем более, что и Москва не может открыто поддерживать карабахский сепаратизм, когда центробежные тенденции в Российской Федерации проявляются все сильнее. Тут не только Северный Кавказ. Российские региональные элиты становятся все сильнее и в чисто русских областях и краях. Историческая память о существовании Уральской, Сибирской и других республик, не говоря уже о государственности Дальневосточной республики 1918-22 гг., оказалась очень живучей. И если Степанакерт стал бы независимым, то что может помешать сделать нечто аналогичное Владивостоку или какой-нибудь северокавказской или волжской столице? Прецеденты - вещь очень опасная в таком тонком деле. На эти внешние обстоятельства наложились и внутренние. Армянское общество оказалось не готовым признать бесплодность военных побед. Столько сил и жизней было положено на алтарь отделения, на поле боя удалось де-факто создать Карабахскую республику и теперь от всего этого вынуждают отказаться. Все это вызвало подъем национализма в Армении, которым и воспользовались противники Тер-Петросяна.
О том, что армянский лидер перестал устраивать некоторые весьма влиятельные круги в Москве, было известно уже давно. Осенью в «Независимой газете» была опубликована статья с нападками на его политику «мира в обмен на территорию». Предложение, что Карабах остается юридически в составе Азербайджана, а де-факто сохраняется нынешний статус-кво, вызвало столь острое неприятие, что наблюдатели весьма пессимистически стали оценивать перспективы Тер-Петросяна удержаться у власти.
Россию урегулирование, хоть какое-нибудь, не устраивает по многим причинам. Во-первых, вооруженное противостояние делает необходимым наличие российских военных баз в Армении. При неясной перспективе подобных баз в Грузии потеря их на армянской территории могла существенно ослабить стратегические позиции в столь чувствительном регионе. Во-вторых, вялотекущий в настоящее время армяно-азербайджанский конфликт является определенной гарантией того, что Россия не будет отстранена от решения проблемы раздела каспийского шельфа и сохранит возможность блокирования выбора маршрута нефтепроводов и их строительства в обход или без участия Москвы. В-третьих, урегулирование конфликта с участием России или без нее объективно будет способствовать ослаблению ее позиций в регионе с учетом того, что два других закавказских государства занимают все более сильные антироссийские позиции.
Несомненно, что, избавившись от карабахского балласта, Армения получает значительную свободу маневра в выборе своих внешнеполитических приоритетов, и будут ли они промосковскими - еще большой вопрос. И, наконец, в-четвертых: зачем терять Армению, которая является заряженным пистолетом, приставленным к виску Азербайджана ? Тем более, что на курке лежит фактически московский палец. К тому же вялотекущий конфликт легко может перейти по воле московских вдохновителей в острую фазу. Подтверждением этому служат сообщения об обострении обстановки на линии противостояния в Карабахе. Яснее других высказался главный редактор близкой к Борису Березовскому «Независимой газеты» Виталий Третьяков. В номере от 12 февраля он писал: «Россия остается для Армении главным, а во многом и единственным союзником. Равно как и наоборот: Армения для России - практически единственный надежный союзник в регионе Кавказа. В каком-то смысле Армения стоит сейчас перед своим главным историческим выбором. Но рядом с Россией. Поэтому бороться с новыми армянскими руководителями, да еще обзывая их «партией войны», более чем неразумно для Москвы». И далее. «Русской внешней политике надо бы, напротив, взять новую Армению под свою дружескую опеку. Но не тайно, как происходило чаще всего в последнее время, тем более что все эти тайны шиты белыми нитками, а открыто. Стесняться своих друзей - последнее дело. Третировать их в начале пути - дело опасное». Задача для чиновников на Смоленской площади в Москве и соответствующих ведомств, причастных к Закавказью, сформулированы достаточно ясно.
Вряд ли является совпадением, что после относительно мирного ухода Тер-Петросяна обострилась обстановка в соседней Грузии в результате покушения на президента Эдуарда Шеварднадзе. По аналогии с Ереваном «уйти» грузинского лидера оказалось невозможным. Консолидация режима в Тбилиси привела к тому, что альтернативы террористическому акту не нашлось. Не удалось задействовать и промосковскую оппозицию, пришлось воспользоваться услугами боевиков из России. В принципе это ничего не меняет, так как ответы на извечные вопросы: «Cui prodest? Cui bono?» - настолько прозрачны, что и не требуют ответов. Кто бы конкретно не покушался на Шеварднадзе - нефтяной, вернее, трубопроводный, след просматривается весьма явственно. Но как и в случае с Арменией, это только часть проблемы. Поставив в Тбилиси и Ереване своих людей, Москва решила бы важнейшую стратегическую задачу окружения строптивого Баку и закрепления на длительный период в Закавказье.
Сценарий дальнейшего развития событий в столь чувствительном регионе для Украины не очень обнадеживающий. Россия полна решимости оставить Закавказье в зоне своего стратегического влияния и не остановится перед весьма жесткими методами в достижении этой цели. Там, на берегу Каспийского моря, должно завершиться энергетическое окружение Украины, Молдавии и всех тех на постсоветском пространстве, кто мечтает ослабить нефтяную и газовую удавку. Тем более, что Киев не демонстрирует активности в этом регионе, как, впрочем, и во многих других. Это тем более странно для нашей страны, которая пытается диверсифицировать источники энергоснабжения. Конечно, таким медведям, как Россия и США, в Закавказье ужиться очень трудно. Но региональной державе Украине свои интересы можно отстаивать довольно успешно. Несомненно, что в Баку наша активность будет очень даже приветствоваться. Нужно только цели свои правильно сформулировать и неуклонно добиваться их осуществления.