Леонид Грач: «ПО СУТИ, МЫ ПРИШЛИ НА ПОЖАРИЩЕ

Поделиться
Леонид Грач: «по сути, Мы пришли на пожарище...Новый глава крымского парламента считает, что надо сделать все возможное для стабилизации обстановки в рамках своих прав, а потом уже просить дополнительные полномочия.....

Леонид Грач: «по сути, Мы пришли на пожарище...Новый глава крымского парламента считает, что надо сделать все возможное для стабилизации

обстановки в рамках своих прав, а потом уже просить дополнительные полномочия...

После избрания Леонида Грача председателем Верховной Рады Крыма по его поручению правительством был сделан скрупулезный анализ состояния экономики и социальной сферы автономии. Оказалось, что кризис в промышленности, сельском хозяйстве, финансовой сфере поразил крымское общество значительно глубже, чем считалось раньше, - объем промышленного производства по сравнению с 1991 годом снизился на 66,6 процента, в том числе в прошлом году - на 24 процента. Падение производства многих видов сельскохозяйственной продукции - от 40 до 85 процентов, доля убыточных предприятий во многих отраслях составляет около 80 процентов. Во многих сферах проявилась отсталость Крыма - в области проведения и экономических, и социальных реформ, в области занятости, сферах бюджета, торговли и обслуживания. И главное - при существующей практике управления создается консервация этих негативных явлений, возрастание общего уровня энтропии.

О корнях этих явлений, их последствиях и перспективах дальнейшего развития Крыма - беседа корреспондента «Зеркала недели» и председателя Верховной Рады Крыма Леонида Грача.

- Леонид Иванович, сегодня с вашим избранием главой парламента автономии Крым как бы получил возможность увидеть, что было бы, если бы итоги президентских выборов 1994 года в автономии были иными и вы стали президентом. Правда, сегодня совсем другие условия, другие люди, другое время. Могли бы вы как бы обобщить ситуацию и изложить вашу точку зрения на те уроки, которые крымская автономия должна извлечь из прошедших четырех лет?

- Горечь того, что постигло Крым, неизмерима - это, по сути, потерянных четыре года. Потерянных не просто для экономики, промышленности, они потеряны с точки зрения качества жизни людей. Эти годы нельзя восстановить, нельзя стереть их печать на всем, что есть в Крыму. Но тем не менее я бы рискнул сказать, что нет худа без добра! Судьба Крыма оказалась такой, что он один-единственный на время 1994 года на всем постсоветском пространстве остался, как парусник на ветру, с обнадеживающим статусом автономии, с которым он не смог справиться и не смог и распорядиться ее плодами. Неожиданно фактор наличия автономии стимулировал многие негативные процессы, и этот парусник, попавший в неумелые руки, иногда так накреняло, что он мог утонуть.

Нет худа без добра также и в том смысле, что Крым за истекшие четыре года прошел через такое горнило приобретения устойчивости, приобретения эмоционального достоинства, хотя это и сопровождалось грозными националистическими взрывами, что эту школу нельзя забыть. Практически все бывшие республики через это прошли.

Я думаю, что Крым, который тогда еще недостаточно определился в своем будущем и попал в этот разлом, должен извлечь большой урок из того, что оказался в сложных межэтнических отношениях, что он прошел через эту бурлящую пену национализма и шовинизма. Встретились здесь как минимум несколько таких стихий. С одной стороны, это пик шовинизма, с другой - возрастание крымскотатарского национализма, и в этом плане мне представляется, что этот горький урок был достаточно полезным не только для политиков, но и для основной части крымчан. Наверное, не пройдя этот тернистый путь, мы вряд ли получили бы возможность в этой сложной геополитической обстановке как-то осмотреться, успокоиться и в общем-то понять, что альтернативы гражданскому миру нет никакой...

Горечь утраченного Крымом за это время состоит в том, что регион мог бы значительно шагнуть вперед по пути реформ, в частности, если учесть, что он имеет такие выгодные геополитические качества - климатические, географические, исторические, а особенно - отношение к нему других государств. Именно это можно было бы и нужно более продуктивно использовать. Это повод для того, чтобы очень серьезно взвесить ситуацию и заняться конкретными делами...

Прошедшее время - это четыре года потерь доверия к Крыму со всех сторон. Если кто-то думает, спекулируя на пророссийских настроениях, что ушедшее руководство Крыма заработало хоть какой-то там процент авторитета у российского руководства, тот глубоко ошибается. Там тоже к этим шальным политикам, которые только что ушли от нас, относятся с иронией и недоверием. Да, четыре года назад Крым вызывал необходимость считаться с ним, но затем баловни крымской политики этой четырехгодичной эпопеей добились того, что Крым остался не просто в роли пасынка, но в роли такого пасынка, которому и не верят, и которого опасаются...

Это то наследство, которое привело к высочайшей степени безответственности и потере управляемости, чего в других регионах Украины нет. Это, естественно, также самое высокое влияние криминала на саму власть, и, конечно же, ни у одного региона Украины нет таких натянутых и подозрительных отношений с центром, как у Крыма. Это дополнительные преграды, которые нам нужно преодолевать...

Это достаточно грустные размышления, это боль, но это те выводы, которые необходимо сделать...

- Можно ли уже сформулировать концепцию политики, которая будет в состоянии вывести Крым из этой ситуации?

- Наверное, о концепции сегодня говорить и громко, и рано. Мы - и парламент, и я, и глава правительства - по сути, на пожарище пришли, об этом говорят те трагические статистические данные, которые опубликованы. Но концепция дальнейшего развития Крыма обязательно будет разработана, нужно только вначале провести детальную аналитическую работу.

Для нас сейчас важно сделать несколько принципиальных шагов.

Первое - разрубить как можно быстрее связи власти с криминалом. Мы развернем активную борьбу с коррупцией. Нам кое-что уже удалось сделать тем, что при формировании правительства мы не допустили к министерским портфелям людей с темным прошлым. Но теперь возникает следующий вопрос - а каким же образом вообще встряхнуть чиновника, который потерял и гражданскую, и должностную ответственность?

Я был на первом заседании нового правительства, и, конечно, уровень размышлений, уровень аргументов аппарата правительства привел меня в такое уныние! Такая детренированность, оказывается, произошла, что многие просто разучились работать!

Но природа чиновничества такова, что когда ему задается определенный режим ответственности и спроса, то это одно дело, а когда шалтай-болтай, когда он видит, что руководству верхнему ни до чего дела нет, а лишь бы день до вечера, - тогда и на чиновниках любого звена все это сказывается...

Это очень печально, но речь идет о том, что вторая задача - взять в руки управление.

На этой базе, конечно, возникает еще целый ряд текущих задач, но от них никуда не уйдешь: урожай уже созрел, скоро надо собирать ячмень. Как, чем, за счет чего? Потом зима катит в глаза - надо решать все, что связано с обеспечением, - и энергетика, и коммунальные службы, и отопительные предприятия...

Третье - наступает курортный период, курортная житница, она стала давать значительно меньше «урожая», а ведь сегодня она является главным звеном хозяйства в регионе. Анализ показывает, что все перепродавцы путевок зарабатывают баснословные суммы, которые при нормальных условиях должны идти в бюджет Крыма. 80 процентов наших здравниц не имеют статуса юридических лиц, являются филиалами, и путевки в них реализуются помимо крымского бюджета, а процентов 70 и помимо Украины.

Мы вообще считаем, что отдыхающие привозят нам до миллиарда долларов, но фактически в прошлом году в бюджет Крыма поступило от курортов всего 326,6 тыс. гривен. Пока все это идет мимо бюджета. Решим эту задачу - значит, найдем решение проблемы рабочих мест, наполнения бюджета...

А вообще моя личная стратегия состоит в том, чтобы, не залезая в геополитику, не спекулируя на статусе, мы могли бы даже с теми правами, которые сейчас есть, а их больше, чем у любого другого региона Украины, наладить эффективную практику межрегионального экономического сотрудничества. В этом смысле Крым мог бы быть пионером для всей Украины. Если мы еще месяц-два поразгребаем эти завалы, а потом пойдем по пути межрегионального сотрудничества, то этим мы многого достигнем...

Дело в том, что эта проблема у нас не разрешена еще в принципе: ни во взаимоотношениях Крыма и Севастополя мы сегодня абсолютно не работаем на уровне межрегионального сотрудничества, ни в Украине, ни в России. Все, что было, - пока только крик и самореклама...

- Но договора с регионами России в прошедшие годы были главными козырями прежних руководителей...

- Вы знаете, я посмотрел все эти договора - там одно название, печати и красивые подписи. В них ничего существенного не заложено, кроме того, и то, что написано, не делалось. Надо ж было работать, а там по самым различным причинам пользы не было - и потому, что ряд коммерческих структур создали неестественные монополии, и по другим причинам...

Кроме того, есть правовые проблемы. Мы уже несколько лет работаем без конституции. Его же надо когда-то завершать, этот процесс. И надо расставить точки над «і» в круге полномочий, и уже надо, чтобы у этой автономии, образно говоря, был паспорт, а то даже и его нет...

Наша конституция - это и будет платформа для нормального, не крикливого, уважительного и требовательного разграничения полномочий и построения взаимоотношений с центром. И чтобы прекратить все спекуляции по поводу статуса автономии. Есть люди, которые очень любят поговорить на эту тему. Утверждение Конституции снимет целый пласт проблем...

К тому же, нам надо создавать на основе Конституции принципы межрегионального сотрудничества и на основе конституции мы будем искать свою нишу в ЧЭС. Крыму отведена особая роль в ЧЭС, с точки зрения его рекреационных возможностей.

- Кстати, о ЧЭС. Я помню, как Мешкова в свое время не пустили на переговоры рабочих групп по разделу Черноморского флота. Вы же с Куницыным были приглашены на встречу с гораздо высшим статусом. Это результат личностных отношений?

- Я был тем, кому оказано доверие принять участие, и я говорю это без тени кокетства и в официальных встречах, и во встрече «без галстуков» в Ялте. Это встречная инициатива со стороны Леонида Кучмы. Это не только личностное проявление, но это забота со стороны Президента, чтобы здесь стабилизовать политическую жизнь и отношения. Все эти консультации подчеркнули важность Крыма для всего Причерноморского региона, и это все подчеркивали. Поэтому главная задача - обеспечить политическую стабильность и гражданский мир. Эдуард Шеварднадзе даже зааплодировал, когда я говорил об этом и назвал Крым орденом на груди земли. Он потом сказал, что Черноморский регион оказался очень конфликтным и хорошо, что в Крыму этого нет. Для нас это реклама и привлечение сюда и инвестиционных, и интеллектуальных ресурсов, и огромная ответственность. Я же прекрасно осознаю, что я не шарлатан в политике и не новичок, и я должен соизмерять свои шаги и поступки, слова с абсолютно сложившимися реалиями. Только так мы можем добиться стабилизации и доверия и по линии Симферополь - Киев, и по всем другим направлениям. Есть у меня много «помощников», чтобы эта задача не разрешилась...

- Вы сказали о безответственности кадров, но ведь у Компартии уже была стройная система работы с кадрами. Не планируете ли ее восстановить?

- В нашем историческом и политическом прошлом было много положительного, и напрасно мы его все порушили и от всего отказались. Одно из таких явлений - система отбора и расстановки кадров. Можно сегодня по-разному относиться к тому, на каких идеологических принципах все это было, но в том, что это была стройная и результативная система, нет никаких сомнений.

Мы же сегодня пока просто теряем кадровый потенциал, не создаем новый кадровый корпус. Мы теряем его чисто физиологически, добиваем его тем, что когда государство «расслабилось», то эта система была потеряна. Да, действует принцип многоукладности, да, реформы в области экономики, да, рыночные отношения... но кто сказал, что в этом нет роли государства, государственного интереса, не должно быть государственного подхода и так далее? Это провисшее состояние 1992-95 годов, оно сильно ударило по кадровому корпусу, он в это время перестал набираться нового опыта в реальных условиях, а начал по сути ходить в обнимку с криминалом или просто потерял ответственность.

Я имею в виду не только прямую уголовщину, речь идет о том, что были созданы криминальные условия в экономике, что вся законодательная база по сути способствовала развалу жизни, и не секрет, что часть хозяйственных кадров сама превратилась в криминал. Она сошлась с теневыми структурами, она государственные интересы отодвинула на второй план, и что получилось? Получилось так, что пострадало государство, пострадало общество, пострадал сам труженик-человек. А по сути у нас появился класс новых предпринимателей как раз из тех, кто на тот момент управлял государственным имуществом и разбогател за счет его - он принимал участие в непрозрачной приватизации, поэтому мы не получили дохода от приватизации, развалили, а не возродили хозяйство.

Это очень глубокий пласт проблем, и он требует пристального внимания со стороны государства, эта проблема уже за горло взяла народ. Если мы сейчас не начнем ее решать, значит, мы через 5 лет «добьем» все кадры.

Вот только один крымский пример. Он потрясающий для меня. В Белогорском районе Евгений Ботов взял в свои руки растащенное, разваленное хозяйство и созидает. Он настолько меня заразил, что даже у меня появился новый энтузиазм. Но феноменально другое - ему исполнилось, когда он стал председателем, семьдесят лет. Получается, что мы сейчас обратились к кадровому корпусу, которому пора уже на пенсию, он заслужил уже свой отдых, но вынужден выручать общество в создавшейся ситуации...

- Сегодня Верховная Рада Крыма не может издавать законы. каким же образом вы планируете повысить ее организаторскую роль?

- Это очень больная проблема. Вообще власть как таковая если не возвратит себе авторитет и доверие, - а она сейчас в Крыму отторгнута от общества, наши предшественники дискредитировали парламент до такой степени! - то она ничего не сможет сделать. После всех чудачеств, которые наши предшественники творили здесь четыре года, нам теперь придется все восстанавливать по крупицам.

Я бы хотел, чтобы у нашего парламента хватило разума на благопристойное, достойное политическое поведение. Это раз! Во-вторых, понимания, что если будет стабилизация внутри парламента и внутри правительства, то это будут камни того фундамента, который позволит стабилизировать все общество.

В-третьих, любой парламент теряет определенный промежуток времени пока вообще поймет свою миссию. Миссия нашего парламента - это процесс осмысления и познания того, что на его плечи взвалилось. Власть это всегда непознанность и неподготовленность, особенно когда эта власть больше чисто политическая, чем законодательная, как у нас.

У нас задача ближайшая: завершить всю внутреннюю регламентную работу - у нас в регламенте много прорех, и мы будем принимать его в новой редакции в соответствии с новым законом. Надо, чтобы мы не мешали правительству, не дергали его, а вместе с ним организовывали всю работу. Суть нашей автономии - парламентская республика, мы формируем правительство и мы контролируем правительство, задача в том, чтобы сделать это на профессиональном уровне. Потенция правительства просматривается достаточно четко, и мне очень хотелось бы, чтобы и у меня, и у нашего правительства все получилось. Получится - тогда я сам скажу, что Мавр сделал свое дело...

- Всех интересует, как и когда вы поставите вопрос о восстановлении полномочий автономии?

- Мы будем ставить этот вопрос, но мы не будем бить себя в грудь, рвать тельняшку или торпедировать существующий закон о полномочиях Верховной Рады Крыма.

Я полагаю, что по осени, - а раньше это и не получится! - возвращаясь к рассмотрению крымской Конституции в парламенте Украины, с учетом того, что если к тому времени мы покажем в работе свою способность стабилизировать обстановку в Крыму, я полагаю, что на этой базе Киев будет склонен к диалогу, чтобы действительно провести расширение полномочий по Конституции Крыма. Если это удастся, все остальное - дело техники. В закон можно будет внести изменения...

- Какие именно полномочия вы имеете в виду?

- ...экономические, нам других просто не надо. Вот пример для иллюстрации. К нам приехал отдыхающий, уезжает, а ему говорят на таможне - с собой две бутылки вина и не больше! Почему? А если у него много родственников, да и вообще Крым, с одной стороны, затоварен вином, с другой стороны - украинский закон запрещает вывозить даже поштучно. Почему? Это же нонсенс. Мы же заинтересованы в том, чтобы нашу продукцию покупали как можно больше! Почему бы не иметь право такие вопросы решать нам самим, на месте?

Я не хочу в Киеве никого пугать, но вопрос этот надо продумывать. Конечно, соотношение прав автономии и центра - это диалектический вопрос. Всегда автономия будет стремиться к тому, чтобы иметь больше прав, всегда центр будет стремиться, чтобы меньше давать. Это естественно.

Мы готовы к тому, чтобы Украина и в промышленности, и в экономике, и в финансово-банковской сфере свои нововведения, которые завтра появятся, отработала на Крыме. Мы готовы быть полигоном для самых смелых испытаний, полагая, что это будет на пользу всему государству. Пора уже добиться прорыва вперед в проведении реформ. Мы призываем Киев - начнем с Крыма?!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме