Председателем Верховного Совета Крыма избран один из лидеров Компартии Украины Леонид Грач. Он 1948 года рождения, украинец, выходец из Винницкой области, окончил юридический факультет Кубанского университета в 1975 году, ВПШ при ЦК Компартии Украины в 1985 году, доктор исторических наук. В 1991 году был избран первым секретарем Крымского обкома, который возглавлял до запрещения партии после августа 1991 года. Он до сих пор возглавляет республиканский комитет Компартии, является членом президиума Компартии Украины. Подчеркивает свои партийные и дружеские отношения с Геннадием Зюгановым. После избрания заявил: «Я хотел бы, чтобы все абсолютно успокоились, в том числе и в Украине, - мои шаги будут абсолютно четким соблюдением буквы законов и в конституционном поле». Он сказал, что будет добиваться, чтобы «Крым, как регион наиболее уязвимый, с точки зрения геополитической, с точки зрения межэтнической,... испытывал к себе должное внимание со стороны центра, со стороны официального руководства Украины...». Многие наблюдатели, знающие Леонида Грача как многогранного и квалифицированного политика, утверждают, что его избрание для Крыма является рубежом, позади которого остались примитивизм и авантюризм, «самодеятельность» крымской политики, а впереди... Здесь мнения аналитиков расходятся - будущее крымской политики, кроме того, что оно будет отличаться серьезностью и авторитетностью, пока не вполне предсказуемо. Поведет коммунистический спикер крымский регион по коммунистическому пути к новому «союзу» или по рыночному пути к современной цивилизации?
Леонид Грач ждал этого дня 7 лет. Он до сих пор помнит, как в 1991 году «неформалы» опечатали первый в Крыму кабинет на шестом этаже шикарного обкомовского здания, и он, все же больше ради куража, чем для дела, встал на учет в Крымском бюро по трудоустройству как безработный. В памяти и неудача на президентских выборах в 1994 году. И вот он снова вошел в тот же кабинет и снова стал его хозяином. «С чувством достоинства и с чувством ответственности», - сказал он журналистам. Ради этого дня Леонид Грач отказался даже от более престижного, как считают, кресла народного депутата Украины в парламенте страны, куда он был уже избран и где он потенциально мог бы быть довольно заметной и влиятельной фигурой. Причиной тому, пояснил он, является его любовь к Крыму, к региону, где он сформировался и вырос как руководитель и политик.
К концу этого же дня сессия приняла постановление о Совете министров Крыма, которым признала прекращенным срок полномочий правительства Анатолия Франчука и поручила Грачу согласовать его отставку и назначение нового главы правительства автономии с Президентом Украины, как и положено по закону. Леонид Грач сказал, что он изменил свои намерения и сейчас готов предложить на эту должность кандидатуру Сергея Куницына, главы Красноперекопской госадминистрации, руководителя первой в Крыму СЭЭЗ «Сиваш», что, собственно, было предсказано нашей газетой («ЗН» №18-19, стр. 4). Именно он в этом туре голосования составил Грачу конкуренцию на пост спикера и получил в свой актив 34 голоса, в то время как за Грача было отдано 52. Лентуна Безазиева пока прочат на уже знакомую ему должность заместителя главы правительства по делам национальностей. Можно сказать, что тандем Грач - Куницын складывается логически и органично - пожалуй только фигура создателя «Сиваша» и советника Президента Куницына и может противостоять многолетнему хозяйственному опыту Франчука. Однако с той разницей, что в адрес Куницына не раздаются обвинения в усиленном пристрастии к коммерческим интересам. Грач не зря сказал, что в основу формирования правительства будут положены два простых принципа - абсолютная чистота, а значит некоррумпированность, а также профессионализм. По словам Грача, «консолидационные шаги с Сергеем Куницыным будут прочной базой в парламенте и основой хороших рабочих взаимоотношений парламента и правительства».
И Грач, и Куницын высказывают одинаковые намерения - с одной стороны, утверждаться в правовом поле Украины, с другой - добиваться расширения экономических полномочий и самостоятельности республики в экономической жизни. По мнению Куницына, именно политическая неблагонадежность Крыма привела к тому, что в Киеве «нам в последние годы просто не верили, а в силу этого экономические реформы стали перемещаться в другие регионы»: в Крыму только одна СЭЗ, а по Донецку есть решение создать 15...
Все дело в содержании понятия «крымская политика». С одной стороны, это «политика, исходящая из Крыма», с другой - «крымская политика Украины, России, Турции, стран всего Причерноморского бассейна», с третьей - «геополитическое поле Крыма, простирающееся на весь европейский и средиземноморский регионы». Сложение векторов сил в этом гравитационном политическом поле может высекать иногда довольно огнеопасные мириады искр. Крым по своему значению нельзя сравнить ни с одним регионом Украины. И дело обстоит так, что уровень возмущения на этом поле будет либо затухать, либо разгораться с новой силой! Есть ли надежда, что количество деструктивных факторов здесь будет сокращаться, а конфликтогенность региона - снижаться? В отношении Сергея Куницына - на все сто процентов, но в отношении Леонида Грача такая уверенность значительно меньше. И все дело в анатомии, в сущности происшедшего. Одно дело слова Грача. Они искренни, и им, видимо, сегодня можно верить. Но тем не менее совершенно другое дело объективные обстоятельства. С избранием на должность спикера - должность несомненно политическую! - коммуниста по убеждениям объективно крымские интересы и тенденции в Москве возрастут, и уже возросли - первый факс-поздравление Грач получил от... командования Черноморского флота. Естественно, что этот объективный фактор отпадал бы сам собой при избрании спикером представителя, скажем, НДП. С другой стороны, тоже объективно спикер-коммунист, - если бы его слова и действия были даже гиперрыночными! - будет объективно вызывать опасения в стремлении к реваншу, к «союзной» замкнутости, к «восточноевропейской и азиатской закрытости». Политические круги в силу авторитетности Грача пока верят его словам о том, что «реванш возможен только по отношению к нашей плохой жизни», но кто может поручиться, что на его позицию не повлияют какие-нибудь непредвиденные внешние обстоятельства или силы, - аналитики постоянно держат «в кадре» своего внимания и дружбу Грача с Зюгановым, и его шумную антинатовскую кампанию, и не совсем четкую позицию по отношению к депортированным. Правда, Грач-политик образца 1998 года сильно отличается от Грача 1991-94 годов в первую очередь в отношении зрелости и демократичности, однако, на новой стезе ему это еще предстоит ежедневно доказывать делами. Как сам он сказал, ему «придется быть в постоянном спортивном напряжении, чтобы не происходили парламентские перевороты», как раньше. Его декларация о том, что парламент имеет три первостепенные проблемы - как собрать урожай, как провести курортный сезон, как подготовиться к зиме? - вовсе не означают, надо полагать, отхода от вопросов политических. Видимо, еще и потому, что особенно в Крыму «гони политику в дверь, а она лезет в окно», к тому же Грач не будет абсолютно волен выбирать сферу деятельности, ибо пока его 52 голоса, составляющие «неуверенное равновесие», держащееся всего на двух голосах, может быть либо укреплено многотрудной работой, либо же... легко утеряно. Что-то не понравится всего одной фракции - и имеешь ненужные хлопоты...
Грач заявил, что избрание коммуниста не должно вызывать ни у кого опасений, ибо это прежде всего реалии, с которыми надо считаться. «Сегодня Президенту надо работать в том политическом поле, которое сложилось. Если во Львове больше поддерживаеться Рух, то в Крыму совсем иная ситуация. Президент должен с этим считаться...» Имея в виду Президента, Леонид Грач, видимо, понимает эти слова также и расширительно - коммунистов не следует опасаться никому уже в силу того, что они, во-первых, не враги сами себе, во-вторых, не враги нынешнему обществу, ибо за немногим менее ста лет оно чему-то научилось и стало намного зрелее общества начала уже уходящего века. И избрание коммунистов, как считают, это, возможно, даже неосознанное стремление общества придать так называемым реформам более человеческое лицо, усилить социальную направленность политики, сделать более эффективной борьбу с коррупцией и преступностью. Если, конечно, и на этот раз их слова не разойдутся с делами...