Не состоялось намеченное на 13 апреля собрание участников Украинской ассоциации предприятий черной металлургии, на котором планировали обсудить проблемы, возникшие в связи с повышением тарифов на железнодорожные грузовые перевозки, и которое журналисты, с подачи премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, уже успели окрестить «съездом олигархов».
Предприятия — участники ассоциации приняли решение о переносе собрания на более поздний срок. Официальная версия — поскольку правительство задекларировало готовность к конструктивному диалогу, они решили пойти навстречу, сосредоточившись на «тесном взаимодействии с государственными органами власти в рабочем режиме».
Неофициальная — народ сильно перепугался. Кроме того, организаторы по простоте душевной записали в список участников чуть ли не все предприятия скопом, причем некоторые узнавали о своем участии из пресс-релиза.
В итоге начался поток «отказников». За день до съезда от участия в нем отказались Центральный и Северный ГОКи, контролируемые «Систем Кэпитал Менеджмент». Формулировка их гендиректора Александра Вилкула — «это съезд металлургов, а не горняков» (хотя тарифы на перевозку руды и концентратов в пределах Украины повысились на те же 50%, что и чугуна с прокатом).
Потом так же дружно ушли почти все предприятия — участники Украинской ассоциации производителей ферросплавов…
Вся эта совокупная симптоматика может свидетельствовать лишь о том, что владельцы предприятий металлургической отрасли решили не светиться, предпочтя пересидеть лихую годину, и договариваться с властью поодиночке.
Само противостояние металлургов и правительства, вызванное планами Минтранссвязи повысить тарифы на железнодорожные перевозки, развивалось в несколько этапов. О достижении согласия между участниками конфликта рапортовали в его процессе уже не раз.
Поэтому возможны и новые обострения, и угрозы забастовок, и «пригона биомассы» — например, если достигнутые договоренности не будут соблюдаться или будут пересматриваться правительством в одностороннем порядке.
Еще в начале года железнодорожники говорили о 15—20% роста цен, что вызывало у металлургов гневный протест. Как оказалось, то были цветочки…
Девятого марта на должность гендиректора «Укрзалізниці» был назначен экс-заместитель Евгения Червоненко по «Орлану» и Госрезерву Зенко Афтаназив. И буквально на следующий день он заявил о необходимости повышения тарифов на грузовые перевозки в 2,2 раза, чтобы сделать работу железной дороги рентабельной.
Были приведены расчеты, согласно которым доходы Минтранссвязи удвоятся, а в бюджет дополнительно поступят более 2 млрд. грн. По данным транспортников, из 11 млрд. долл. доходов, полученных от экспорта металла, 1,5 млрд. оседает в оффшорных зонах. А в результате перераспределения прибыли «железнодорожными» мерами в украинский бюджет удастся вернуть 300—320 млн. долл. из этих средств.
В ответ 15 марта появилось «Открытое обращение ведущих промышленных производителей к Президенту Украины, СНБОУ, Кабмину», подписанное представителями почти трех десятков крупных предприятий горно-металлургической отрасли. Которая, как следовало из этого документа, выступает заказчиком около 53% всех грузовых перевозок «Укрзалізниці». В нем также приводились расчеты, согласно которым в результате повышения тарифов и роста себестоимости продукции бюджет недополучит от ГМК те же 2 млрд. грн. Позже к металлургам подключились и другие ассоциации, например, Украинская зерновая, а также политики из «новой оппозиции».
Пресс-служба Минтранссвязи в тот же день объявила «Обращение» «лоббированием интересов отдельных олигархических групп». А также сообщила, что целый ряд бизнес-структур имеет необоснованные скидки на транспортные тарифы, «достигающие 70%».
Впрочем, эффект антиолигархической борьбы несколько подпортило тут же задекларированное намерение повысить цены на проезд в купейных вагонах, и мотивировалось это тем, что в них ездят обеспеченные люди. Справедливости ради отметим, что загнать всех в теплушки железнодорожники все же постеснялись. Купейных пассажиров им тронуть не дали, разрешив поиграться только с повышением цен на проезд в вагонах СВ.
Еще через два дня «Укрзалізниця» объявила о планируемых с 1 апреля цифрах повышений: перевозки зерна — на 18,8%, металлопроката — на 100%. Предполагаемый рост поступлений в бюджет — уже 5 млрд. грн. Интересно, что тарифы на экспортные перевозки собирались повысить незначительно (+2,9%). По мнению «металлистов», это приведет к «вымыванию» железорудного сырья и лома из Украины.
Так как расчеты железнодорожников в основном сводились к тезису «в России тарифы выше», то в самом правительстве тоже наблюдался широкий плюрализм мнений по этому вопросу.
Например, вице-премьер Анатолий Кинах авторитетно заявил, что пока не будет проведена проверка «Укрзалізниці» как монополии, которая оказывает решающее влияние на формирование всей цепочки цен, и не будет дано обоснование всех тарифов, никакие изменения в тарифной политике не произойдут. Этот прогноз не сбылся.
Против повышения тарифов выступило и Минпромполитики, а председатель профильного комитета ВР Валерий Пустовойтенко предложил делегировать тарифное регулирование на транспорте очередной специально созданной независимой Национальной комиссии (правда, ее создание должно было предусматриваться специальным законом, проект которого пока только готовится).
Межведомственная комиссия по мониторингу влияния на экономику тарифной политики на железнодорожном транспорте была создана только 30 марта, за день до повышения. По состоянию на конец марта Минтранс и представители индустрии (в лице Евгения Червоненко и Владимира Бойко) заявили о том, что ими достигнута компромиссная договоренность о повышении тарифов на перевозки металлопродукции на 30% на квартал — с 1апреля до 1 июля.
После этого министр транспорта Евгений Червоненко пообещал провести макроэкономический анализ влияния тарифов на себестоимость различной продукции и принять решение о дальнейшем повышении.
Тем не менее не все металлурги остались довольны договоренностями. Украинская ассоциация предприятий черной металлургии в своем обращении в СНБОУ даже сгоряча спрогнозировала остановку четырех меткомбинатов в случае подорожания перевозок.
По данным, приведенным в обращении, тарифы на транспортировку ферросплавов увеличиваются на 200%, кокса — на 163,2, железной руды — на 80,8%. Правда, такие цифры могут быть обусловлены тем, что некоторые компании пролоббировали огромные «персональные» скидки для своей продукции. При их ликвидации и возник рост на сотни процентов.
Эксперты прогнозировали также увеличение удельного веса грузоперевозок другими видами транспорта: речным, автомобильным. Что, впрочем, тоже ничем страшным не грозило — просто расширялся радиус доставки, при котором использование автомобильного транспорта дешевле железнодорожного.
Распоряжение Кабмина №91-р «Об индексации тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом» датировали 1 апреля. Но так как оно не слишком смешное, опубликовали почти через неделю. Тарифы повысились в среднем на 50%, правда, предусмотрены смягчающие коэффициенты для товаров, которые с введением новых расценок могут стать нерентабельными. Еще 5 апреля пресс-служба Минтранссвязи отвечала журналистам, что пока действуют старые тарифы…
Повышение ставки на перевозку руды, угля, кокса, металлолома внутри Украины составило 50%, тогда как стоимость транспортировки руды, предназначенной для экспорта, увеличилась только на 13%, кокса — на 7,4%, а для коксующегося угля и лома черных металлов она вообще была снижена на 17 и 27% соответственно. Причина — Европа не поймет, да и россияне могут уйти с наших рельсов.
В то же время тарифы на перевозку чугуна и других видов проката (продукции более высоких переделов) выросли на 50%. По мнению экспертов, такие ставки стимулируют экспорт сырья, а не направление его на внутренний рынок.
Так что инициаторы созыва вышеупомянутого чрезвычайного собрания проявили завидную оперативность: информация о грядущем мероприятии появилась сразу после опубликования новых тарифов, 8 апреля. В обращении, подписанном 59 предприятиями, снова говорилось об остановке предприятий, мультипликационном росте цен, инфляционном обвале...
Ассоциация пригласила на собрание министра экономики Сергея Терехина, гендиректора «Укрзалiзницi» Зенко Афтаназива и председателя Антимонопольного комитета Украины Алексея Костусева. Последний сразу же заявил о том, что собирается подать в отставку…
Девятого апреля (через месяц после начала эпопеи) Юлия Тимошенко заявила об угрозах, которые поступают ей со стороны некоторых олигархов. Прессу обошла цитата о «биомассе», которую собирался «нагнать в Киев» один неназванный олигарх, чтобы «поставить правительство на место» и заставить его вернуться к старым тарифам.
В ответ Тимошенко инициировала проверки силовыми структурами финансовых схем металлургических предприятий, которые работают через оффшорные зоны. Проверки должны были начаться с понедельника, 11 апреля. Премьер также пообещала внимательно посмотреть, руководители каких предприятий на собрании будут призывать к саботажу.
Однако, по заявлению ассоциации, о саботаже речь не идет. Ассоциация «выступает против нагнетания ситуации в ГМК» и использования ее «для достижения чьих-то политических целей», а также «проводит напряженную работу по решению проблемных вопросов, стоящих перед отраслью».
После этого желающих поучаствовать в съезде «контры» осталось совсем чуть-чуть. На чем съезд и завершился, не начавшись. В тот же день УкрАПчермет вообще отменила собрание…
Между прочим, проблема осталась. Лихой кавалерийский наскок продемонстрировал как наличие у наших металлургов «скрытых резервов», так и отсутствие у железнодорожников внятных расчетов. Считали явно на коленке, в итоге цифры в течение месяца менялись, как в калейдоскопе.
Заодно было продемонстрировано наличие силы воли у правительства и отсутствие таковой у Антимонопольного комитета. Металлурги по существу правы: вопросы пересмотра тарифов монополистами должны обязательно проходить через АМК. Слишком уж легко разогнать инфляционную войну. В итоге на одном рынке, нефтяном, правительство ищет сговор потенциальных монополистов, а на железнодорожном, строго монопольном, само раздувает цены до небес.
Для рейдовой экономики периода «бури и натиска» это может сойти. Для ее развития такие шутки мало подходят. Экономика не очень любит резкие движения. А еще меньше — не просчитанные.
Шанс попасть в яблочко, конечно, существует, но гораздо чаще такие стрелки попадают в «молоко»…