Первый опоздавший в космос

25 апреля, 2014, 00:00 Распечатать Выпуск №15, 25 апреля-16 мая

Шансы вырваться вперед в запуске первого человека в космос у наших американских друзей-соперников были. Но они ими не воспользовались.

Научно-исследовательская работа в США под названием "Пилотируемая баллистическая ракета" была начата стараниями генерала Томаса Пауэра в 1956 г., а облик первого пилотируемого корабля США как космической капсулы окончательно обрел свои черты уже осенью 1958 г. США целенаправленно готовились к запуску человека в космическое пространство и были в одном шаге от триумфа своего астронавта 24 марта 1961 г., но не сложилось… Первый полет в космосе совершил советский космонавт майор Юрий Гагарин 12 апреля 1961 г. 

В то далекое время 32-я отдельная инженерно-испытательная часть (ОИИЧ) и офицеры первого испытательного управления научно-исследовательского ракетного полигона МО СССР №5 (в обиходе — полигон Тюра-Там), расположенные на второй ("двойке") технической площадке, занимались испытаниями боевой межконтинентальной баллистической ракеты 8К71 (Р-7) и космической техники по тематике ОКБ-1 Сергея Королева. Иметь мощную ракету-носитель Р-7 и еще более мощные ее модификации, и не использовать мощь ее ракетных двигателей для вывода космического корабля с человеком на борту в космос было просто непростительно. Советы шанса в борьбе за приоритет полета своего гражданина в космос не упустили… На "двойке", начиная с апреля
1960 г., денно и нощно шли работы по подготовке к пуску космических кораблей 1КП (КП — корабль простейший) как прообраза первого пилотируемого космического корабля "Восток". 

Телевидения на полигоне Тюра-Там (с 1966 г. — космодром Байконур) тогда не было и в помине, центральные газеты и журналы приходили более чем с двухсуточным опозданием. Как успешно идут дела у нас с подготовкой полета человека в космос, мы, военные испытатели, знали только в части нас касающейся. Какие-то обрывочные сведения, что "американцы не стоят на месте", доходили и до нас. Тогда в советских газетах (в отличие от американских, как выяснилось гораздо позже) не было и полслова о подготовке американцев к полету в космос. Мы знали только то, что американцы первыми создали и сумели спустить на Землю капсулу с разведывательного спутника "Дискавери" с добытой из космоса информацией. США, несмотря на жажду реванша за первый спутник, все-таки сосредоточили основные усилия на создании космического корабля-разведчика. Впрочем, и советский пилотируемый корабль "Восток", на котором Юрий Гагарин первым в мире взлетел в космос, являлся почти близнецом спутника-разведчика "Зенит-2": разница была в "начинке" — либо это была разведывательная аппаратура, либо человек внутри спускаемого аппарата со всеми обеспечивающими его полет системами.

У США на тот период имелись ракеты-носители, у которых ракетные двигатели были недостаточно мощными для вывода человека в космос. Двигатели ракеты "Редстоун" могли вывести в начало космоса (более 100 км высоты) по баллистической кривой (влетел в космос и спустя 14—15 минут вылетел из него) лишь небольшую нагрузку — немногим более одной тонны. Речи об орбитальном полете космического корабля с человеком на борту у них в то время не было. Боевая межконтинентальная ракета США "Атлас", модифицированная для вывода космического корабля с человеком на борту, залетала только с 11-й попытки в августе 1958 г. Она уже могла выводить космический корабль с человеком на околоземную орбиту. Но ракета все-таки была еще "сырой", и ее использование в качестве носителя космических пилотируемых кораблей началось уже после полета Гагарина в космос, когда советский космический поезд уже ушел. Примерно такой была расстановка сил у двух космических стран перед полетом человека в космос. Следует подчеркнуть особо, что у американцев был большой шанс первыми осуществить полет, в котором космонавт вышел бы в космическое пространство, пусть даже всего лишь на несколько минут, но они его упустили, и об этой упущенной возможности есть смысл рассказать подробнее. 

Космический бог "Меркурий"

На закрытой конференции, проводимой в отделении баллистических ракет ВВС США в Лос-Анжелесе 10—12 марта 1958 г., рассматривалась в качестве основного космического корабля для полета в космос баллистическая капсула конической формы с массой не более 1360 кг. Эта капсула могла быть запущена ракетой "Атлас" в автоматическом режиме продолжительностью не более двух суток. Конкурс на создание пилотируемой капсулы выиграла авиационная фирма MC Donell Aircraft Corp. Американские авиационные конструкторы и специалисты умели весьма быстро запрягать ракетно-космических коней. Первый летный корабль США в виде капсулы "Меркурий" заказчик получил уже 25 января 1959 г. Следует подчеркнуть, что США подошли к организации летно-конструкторских испытаний ракетно-космической системы (ракета-носитель плюс космический корабль) для запуска в космос человека с истинно американским размахом на двух национальных ракетных полигонах — Уоллопс-Айлэнд (штат Вирджиния) и мыс Канаверал (штат Флорида). Для отработки системы аварийного спасения космонавтов (САС) использовалась связка пороховых ракет "Литл Джо", а для отработки вывода корабля в космос — жидкостные ракеты-носители "Редстоун" и "Атлас-Д". В марте 1959 г. космический штаб США NASA составил план проведения летно-конструкторских испытаний: восемь суборбитальных пусков космического корабля "Меркурий", один суборбитальный пуск с помощью ракеты-носителя "Атлас-Д". Причем каждый из первого отряда астронавтов США, состоящего из шести человек, должен был бы слетать в учебно-ознакомительный суборбитальный космический полет. И только после этого шесть астронавтов должны были совершить по орбитальному космическому полету. Как известно, планы составляются и практически видоизменяются, да так основательно, что от прежних иногда остаются только их первоначальные названия и отдельные задумки. 

Доработанная для пуска пилотируемой капсулы "Меркурий" ракета-носитель "Атлас-Д" вышла на свой первый пуск только 14 апреля 1959 г., который, к тому же, закончился аварией. Надеяться на то, что восемь оставшихся заказанных "Атласов-Д" окажутся способными вывести в космос пилотируемые капсулы "Меркурий" после апрельской неудачи 1959-го, разумеется, уже было нельзя. 

Это был первый упущенный шанс США взять реванш у СССР за первый спутник — пилотируемый космический корабль у США был, а вот ракеты, способной вывести его в космос, не было (в СССР была мощная ракета-носитель, но не был готов пилотируемый космический корабль "Восток"). И в дальнейшем шансы вырваться вперед в запуске первого человека в космос у наших американских друзей-соперников были. Но они ими не воспользовались. Учтем также, что никто из граждан мирового сообщества даже не стал бы и вдаваться в подробности полета в космос: был ли это орбитальный или суборбитальный полет человека. Главным в этом полете было бы первенство в достижении человеком космоса и полета в нем длительностью хотя бы от 5 до 15 минут. 

Пришлось созданному в октябре 1958 г. Национальному агентству по аэронавтике и использованию космического пространства США (NASA) идти на весьма затратный шаг в виде заказа доработанных только для суборбитального полета в космос маломощных ракет-носителей "Редстоун". Эти ракеты были названы по имени военного ракетного арсенала США и являлись не чем иным, как глубоко модифицированными немецкими ракетами "ФАУ-2". В марте 1960 г. NASA, с подачи тогдашнего президента США Дуайта Эйзенхауэра, составило план летно-конструкторских испытаний ракетно-космической системы "Редстоун" — "Меркурий". 

План подготовки американцев к полету в космос заключался в семи суборбитальных полетах, один из которых осуществился бы с помощью ракеты-носителя "Атлас-Д". А уж затем предстояло выполнить восемь орбитальных полетов в космос различной продолжительности по нарастающей длительности при помощи ракеты-носителя "Атлас-Д". Каждый из семи отобранных астронавтов США должен был бы слетать в учебно-тренировочный суборбитальный полет, а затем совершить и орбитальный. Первый американский суборбитальный полет планировался на 26 апреля 1960 г., а первый орбитальный — на 1 сентября 1960 г. 

А ведь США действительно могли быть первыми в космосе, если бы прислушались к мнению Вернера фон Брауна, не только выдвинувшего идею суборбитальных полетов в апреле 1958 г. на ракете-носителе "Редстоун", но и взявшегося за ее реализацию. Но его мнение тогда проигнорировали…Однажды уже так было в истории космонавтики США, когда Браун вытащил американцев из глубокой космической ямы в 1958-м, осуществив запуск в космос первого американского спутника "Эксплорер", пусть и очень малой массы — примерно в десять раз меньше, чем у Советов.

Но тогда Хью Драйден в Сенате США, где он проходил утверждение на должность первого заместителя администратора (главного руководителя) NASA, на вопрос одного из сенаторов об этой инициативе Брауна высокомерно ответил, что " …техническая ценность этого полета примерно такая же, как у циркового трюка с полетом девушки из пушки". Зря он так погорячился: американцы вынужденно вернулись к идее (и осуществили ее) суборбитального полета с помощью ракеты-носителя Брауна "Редстоун". 

Главный — первый пуск

21 августа 1959 г. был запланирован пуск "Атласа" с космическим кораблем "Меркурий" для отработки проверки величины скоростного воздушного напора при спуске из космоса в беспилотном режиме. Но в испытаниях ракетно-космической техники часто случаются технические неожиданности. Так было и в этот раз — САС "Меркурия" сработала на старте… за 31 минуту до расчетного времени пуска ракеты-носителя "Атлас-Д". Мало того. Как оказалось, аккумуляторные батареи беспилотного "Меркурия" не имели полного заряда, и их мощности не хватило для вывода основного парашюта корабля, который с высоты 600 м рухнул в море и разбился.

Безопасность астронавта США до момента старта ракеты осуществлялась так: астронавт при возникновении опасности для его жизни покидал капсулу "Меркурия" и переходил в специальную кабину, висящую на выдвижной стреле перед люком капсулы. Понятие безопасности астронавта, уместившееся всего лишь в одном предложении, на самом деле было многооперационной системой его спасения при надетом скафандре, сковывавшем каждое движение. 

9 апреля 1959 г. NASA назвало первых астронавтов США — военных летчиков Дональда Слейтона, Джона Гленна, Скотта Карпентера, Алана Шепарда, Гордона Купера, Вирджила Гриссома и Уолтера Ширру. 

Серия полетов беспилотных "Меркуриев" шла тяжело. Его запуск 9 сентября 1960 г. был омрачен отсутствием сброса хвостового отделения с двумя стартовыми двигателями. 4 октября 1960-го на полигоне Уоллопс состоялся первый старт ракеты "Литл-Джо" с макетом капсулы "Меркурий". 4 декабря 1959-го в предсерийной капсуле на высоту 85 км поднялся первый живой обитатель космической капсулы "Меркурий" — самец макаки-резуса Сэм.
21 января 1961-го удалось испытать САС при скоростной перегрузке в 20 g. А затем возникла пауза в испытаниях по банальной причине — ракеты "Редстоун" и "Атлас-Д" не были еще изготовлены и испытаны — в США такие несуразности тоже имели место. 

Только 31 января 1961 г. астронавт-шимпанзе Хэм побывал в суборбитальном полете. По результатам этого полета руководитель целевой группы Роберт Гилрут предложил следующий пуск сделать пилотируемым. Но Вернер фон Браун настоял еще на одном беспилотном полете. Полет был успешно выполнен 24 марта 1961 г., и через СМИ было объявлено, что "Редстоун" готов вывести "Меркурий" в суборбитальный полет. Это была еще одна упущенная возможность для США опередить СССР. 

19 января 1961-го Роберт Гилрут взял бразды правления пилотируемыми полетами США в свои руки. В тот день семерым астронавтам США объявили, что первым американцем в космосе будет Алан Шепард, вторым — Вирджил Гриссом, а Джон Гленн будет дублером этих двух космических счастливчиков. Однако эти фамилии СМИ США получили лишь 19 февраля. А кто первым полетит в космос, медиа назвали только 3 мая 1961 г.

Интересная деталь: американские астронавты получили право давать имя космическому кораблю, на котором они совершали полет в космос. Шепард из технической документации знал, что его ракета-носитель "Редстоун" имела номер "7". Пилотируемый корабль "Меркурий" также имел номер "7", и тогда Шепард принял решение не искушать судьбу и назвал свой пилотируемый корабль "Свобода-7" — получились три счастливые семерки.

Полет Алана Шепарда был назначен на 2 мая 1961 г. Программа его полета значительно отличалась от программы полета Юрия Гагарина. Она включала в себя ознакомление пилота с условиями полета в космос, включая старт, выведение в космос, невесомость, торможение и посадку. Второй пункт полетного задания включал в себя оценку человека (пилота) как функциональной составляющей системы "корабль—пилот" в режиме ручной ориентации при пассивном полете, во время и после торможения, оценку радиосвязи с пилотом. Также проводилась оценка способности человека выполнять функции квалифицированного наблюдателя. Третий пункт полетного задания Шепарда — это изучение физиологических реакций человека на условия полета. И, наконец, отработка спасательных операций в системе "человек—космический корабль". 

Первая попытка запуска сорвалась по причине сильной грозы, шквального ветра и проливного дождя. На 5 мая 1961 г. была назначена вторая попытка. Время старта несколько раз переносили по разным причинам, в том числе из-за набежавшей на район старта сплошной облачности, что грозило срывом кинофотосъемки. И никто не мог предположить, что Шепарду придется сидеть в кабине "Меркурия" в ожидании старта долгих четыре часа. На такие 10—15-минутные краткосрочные полеты в космос не было смысла проектировать и устанавливать систему отвода и приема отходов жизнедеятельности пилота корабля. Шепард доложил, что у него уже вся "терпячка" закончилась. Руководство запуском (после быстрого анализа электрической части скафандра астронавта) дало "добро" лить скопившуюся мочу прямо в штаны, то есть в скафандр, что Шепард с большим облегчением и сделал. В космосе Шепард находился 15 мин. 22 сек. (в невесомости — более 5 мин.). И в первом же космическом полете астронавт стал успешно управлять космическим кораблем. 

Первый раз за всю историю США в момент пуска (9.34.13 EST) работа в учреждениях и занятия в школах были прерваны, было остановлено уличное движение. Прямой репортаж с космодрома на мысе Канаверал смотрели не менее 70 млн чел. Эти 15 мин. 22 сек. полета американского гражданина Алана Шепарда вернули уверенность США в своих силах, в том числе и в космосе.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1287, 21 марта-27 марта Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно