Вывести Украину на орбиту успешности

7 ноября, 10:30 Распечатать Выпуск №41, 3 ноября-9 ноября

Более четверти века Украина независима. 

© Василий Артюшенко, ZN.UA

Чего достигли за это время? Крым оккупирован. Война на Востоке. Экономика отсталая и неконкурентоспособная. Промышленность разрушена. Коррупция и низкий уровень жизни подавляющего большинства граждан. Массовая миграция населения. Противостояние между ветвями власти и между властью и гражданами. Нарастающее недоверие к правительству. Постепенная потеря украинцами надежды на свое пристойное будущее... Наверное, мы заблудились. Но где тот путь, который ведет к успеху? И можно ли еще снова "собрать все в кучу", объединить людей и превратить Украину в развитое европейское государство?

Украина и ее Основной Закон

Самым главным законом, по которому живет Украина, является ее Конституция, принятая в 1996 году. В преамбуле к Конституции Верховная Рада Украины отметила, что она, "...заботясь об обеспечении прав и свобод человека и достойных условий его жизни, заботясь об укреплении гражданского согласия на земле Украины... принимает эту Конституцию — Основной Закон Украины".

Конституция, в частности, гласит: "Украина является суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством... Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине высшей социальной ценностью... Государство отвечает перед человеком за свою деятельность... Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти".

Отдельно в Основном Законе Украины определены органы государственной власти с их полномочиями: Верховная Рада и президент Украины, Кабинет министров и другие органы исполнительной власти, правосудие и Конституционный суд. А Законом Украины "О государственной службе", принятым в развитие Конституции, определено, что государственная служба — это публичная, профессиональная деятельность по практическому выполнению задач и функций государства, в частности по анализу государственной политики и подготовке предложений по ее формированию; обеспечению реализации государственной политики; обеспечению предоставления доступных и качественных административных услуг. То есть одной из ключевых задач государственной службы является формирование государственных политик в соответствующих сферах жизнедеятельности Украины и обеспечение их реализации.

Логично возникает вопрос: почему же тогда действующие государственные политики не обеспечивают развитие такой Украины, которая является конкурентоспособной, права граждан в которой защищены и равны, а условия жизни людей — достойны, о чем так торжественно заявлено в Конституции? Почему Украина стала одной из самых бедных европейских стран с наихудшими условиями для жизни подавляющего большинства ее граждан? Ведь, если Конституция является отражением "кем мы хотим быть", то "как этого достичь" — это уже обязанность прежде всего государственной власти.

У критической ситуации в Украине есть много причин. Но одной из них является то, что здесь небрежно и неадекватно относятся к проблемам совершенства. То, что касается целей развития страны и ее организаций, их социальной направленности, особенно систем менеджмента, рассматривается, мягко говоря, не совсем осмысленно, разрозненно, без учета их взаимосвязей. И чтобы помочь государственной власти, давайте попытаемся выстроить целостную картину формирования желаемой для нас Украины, очертив для нее обоснованные амбициозные цели и эффективные пути и средства их достижения. И воспользуемся для этого знаниями, сосредоточенными в ООН и других организациях, являющихся мировыми лидерами в своих сферах.

Цели устойчивого развития

В последние десятилетия мировую общественность крайне беспокоят глобальные системные проблемы, охватившие нашу планету. Реакцией на них стали инициативы международных организаций, прежде всего ООН. Особое место здесь занимает определение ООН 17 целей устойчивого развития (ЦУР), предусматривающих сбалансированное решение экономических, социальных и экологических проблем в интересах не только нынешнего, но и будущих поколений.

Украина, к своей чести, не осталась в стороне от этих глобальных процессов. В сентябре 2017 года Минэкономразвития представило Национальный доклад "Цели устойчивого развития: Украина", в котором определены 17 целей в нашей стране до 2030 года: преодоление бедности и голода, развитие сельского хозяйства, крепкое здоровье и благополучие, качественное образование, гендерное равенство, чистая вода и надлежащие санитарные условия, доступная и чистая энергия, достойный труд и экономический рост, промышленность, инновации и инфраструктура и т.д. Для достижения ЦУР намечено решить 86 задач. А первый вице-премьер-министр — министр экономического развития и торговли Степан Кубив сообщил, что доклад является основой для будущего планирования развития. По его словам, в докладе представлено согласованное видение правительства, президента и парламента направлений развития Украины, а также определены базовые принципы деятельности государства по обеспечению экономического роста. То есть можно сказать, что у Украины уже есть главные ориентиры для ее развития. И это прекрасно!

Но как направить страну на эти ориентиры? Как обеспечить слаженную работу властей и бизнеса для реального достижения целей? Что и как изменить в каждой клеточке Украины, чтобы ее продвижение было социально ориентированным и приносило пользу всему украинскому народу? И опять-таки воспользуемся знаниями, накопленными в ООН.

Принципы социальной ответственности

В Глобальном договоре, принятом ООН, сформулированы десять принципов социальной ответственности (ПСО). Эти принципы сводятся к тому, что компании должны: обеспечивать и уважать защиту прав человека, провозглашенных на международном уровне; обеспечивать, чтобы их собственная деятельность не способствовала нарушению прав человека; поддерживать свободу собраний и действенное признание права на коллективные соглашения; содействовать искоренению принудительного труда; способствовать эффективному искоренению детского труда и др.

Упомянутые выше 17 целей и указанные 10 принципов — это золотой стандарт, где цели устойчивого развития ООН определяют, в каком направлении обществу следует двигаться и чего следует достигать, а принципы ООН в части социальной ответственности — какими должны быть организации и как они должны действовать в отношениях с заинтересованными сторонами, чтобы обеспечивать устойчивое развитие. По сути, это определяющие составляющие деловой культуры современного общества в планетарном масштабе. Для достижения как ЦУР, так и ПСО требуются совместные усилия правительств, частного сектора и гражданского общества. При этом основную нагрузку должны взять на себя коллективы организаций независимо от их формы собственности. Но именно здесь и кроются основные сложности и проблемы.

Ведь и ЦУР, и ПСО являются только "установками извне". А для достижения реальных ощутимых результатов необходимо их имплементировать в повседневную деятельность организаций. А эта задача не тривиальная. Поэтому опять-таки целесообразно обратиться за помощью к мировым лидерам в этих вопросах.

Деловая культура и деловое совершенство

Лучший мировой опыт определения деловой культуры на уровне организаций, иначе говоря, обобщение передовой практики ведения дел, накопленной в условиях насыщенного рынка, отражен в сконцентрированном виде в фундаментальных концепциях делового совершенства, которыми руководствуются сотни тысяч организаций всех континентов. В интерпретации EFQM (Европейский фонд управления качеством) концепции совершенства в версии 2014 года — это лидерство, основанное на видении, вдохновленности и честности, достижение успеха благодаря талантам людей, добавление ценности для потребителей, построение устойчивого будущего, развитие организационных способностей, использование творчества и инноваций, адаптивное управление, постоянное достижение выдающихся результатов.

Для практического использования концепций в мире применяют модели совершенства (модели идеальных организаций). Самые распространенные среди них: японская имени Деминга, американская имени Болдриджа и европейская (модель совершенства EFQM). Модель EFQM всесторонне описывает любую организацию посредством девяти критериев: лидерство; стратегия; персонал; партнерство и ресурсы; процессы, продукты и услуги; результаты, которые касаются потребителей, персонала и общества; ключевые результаты. Эти критерии представлены в виде 32 подкритериев.

Сравнение конкретной организации с моделью позволяет определить ее сильные стороны и области для совершенствования по каждому из 32 подкритериев. Получение и анализ информации о лучшей мировой практике позволяет разработать конкретную целенаправленную инновационную программу усовершенствования на определенный период времени.

Как следует из модели EFQM, совершенные организации являются социально ответственными по отношению к трудящимся, потребителям и обществу. Проявляя заботу о социуме, бережно взаимодействуя с окружающей средой и достигая высоких экономических результатов, они вносят вклад в устойчивое развитие организаций и общества.

Совершенство и системный менеджмент

Главными факторами устойчивой конкурентоспособности в современных условиях являются деловое совершенство и устойчивая система менеджмента организации — ее мозги. Этот подход можно распространить и на эффективность деятельности органов исполнительной власти (ОИВ), качество управленческих решений которых оказывает особое влияние на состояние развития всей страны. В связи с этим несколько слов о системах менеджмента лучших организаций Европы и мира. Они целостны, обладают ярко выраженной социальной направленностью и предусматривают непрерывное совершенствование всех своих составляющих.

В течение трех десятилетий в мире развиваются также процессы совершенствования целевых систем менеджмента на основе стандартов Международной организации по стандартизации (ISO). Но при всей важности этих стандартов для организаций сами по себе они могут обеспечить только первые шаги к тотальной конкурентоспособности, основанной на концепциях совершенства. Кроме того, в Украине эти стандарты применяются во многих случаях не лучшим образом.

Важно понять, что вопрос имплементации ЦУР и ПСО как составляющих деловой культуры целесообразно рассматривать в контексте концепций и модели совершенства EFQM, эту самую культуру отражающих. Поэтому использование модели EFQM для совершенствования системы менеджмента, вместе с обеспечением ее целостности, позволяет имплементировать в эту систему ЦУР и ПСО и увеличить вклад в устойчивое развитие организации и экономики в целом.

Понятие "система менеджмента" определено международным стандартом ISO 9000:2015 "Система менеджмента качества. Основные положения и словарь". Система менеджмента (management system) — это совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации для разработки политик и целей, а также процессов для достижения этих целей.

В этом определении под организацией понимают лицо или группу лиц, имеющих свои функции с обязанностями, полномочиями и взаимосвязями для достижения своих целей. При этом понятие "организация" включает: индивидуального предпринимателя, компанию, корпорацию, фирму, предприятие, орган власти, ассоциацию и т.п. Политика — это намерения и направления развития, официально сформулированные высшим руководством. Цель — результат, которого необходимо достичь. Процесс — совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, использующей "входы" для производства "запланированных результатов" (будут ли "запланированные результаты" процесса называться выходами, продуктом или услугой, зависит от контекста, в котором применяется термин). Услуга — "выход", формируемый организацией, который требует выполнения хотя бы одной операции между организацией и потребителем. Услуга может включать, к примеру, деятельность по предоставлению нематериального продукта (например, оформления и передачи любой справки или лицензии на право выполнения определенной деятельности). Потребитель — лицо или организация, которые могли бы получать или получают продукт или услугу, предназначенную для/или востребованную этим лицом или организацией. Потребитель может быть внутренним или внешним относительно организации.

Система менеджмента может относиться к одному или нескольким объектам (целям) управления, например, менеджмент качества, финансовый или экологический менеджмент. Или относиться ко всей организации в целом — система менеджмента организации. Элементы системы менеджмента определяют структуру организации, роли и ответственности, планирование, функционирование, политики, практики, правила, цели и процессы для достижения целей с помощью планирования, обеспечения, контроля и улучшения.

Таким образом, система менеджмента в современном ее понимании учитывает особенности не только хозяйствующих субъектов, но и органов власти. При этом применение органом власти такой системы менеджмента может способствовать улучшению его деятельности по разработке политик и целей, а также достижению поставленных целей.

К этому следует добавить еще три определения, используемых в системах менеджмента: "миссия", "видение" и "стратегия". Миссия — представление высшего руководства о смысле существования организации. Видение — представление высшего руководства о том, чем хотела бы в будущем стать организация. Стратегия — план для достижения долгосрочной или основной цели.

Говоря о системах менеджмента, очень важно отметить, что в результате принятия в Украине в 2002 году ошибочной Концепции государственной политики в сфере управления качеством продукции, процессов и услуг здесь еще до сих пор существуют путаница и неправильное понимание, касающееся создания и применения систем менеджмента. Если ведущие компании Европы и мира рассматривают системы менеджмента как целостные системы и относятся к ним скрупулезно и ответственно, то в Украине такие системы создают преимущественно поверхностно, несовершенно и обособленно друг от друга, что негативно сказывается на качестве управленческих решений.

Официальное мнение о системах менеджмента в Украине

Интересно познакомиться с видением первого вице-премьер-министра Украины, которое он изложил в своем письме от 28 июля 2016 года (№5003-05/ 2608-07):

"Стандарт ISO 9001 "Системы менеджмента качества. Требования" устанавливает требования, выполнение которых позволяет организациям и предприятиям оптимизировать процессы, повысить эффективность работы, продемонстрировать способность на постоянной основе предоставлять своим клиентам высококачественные товары и услуги. Стандарт ISO 9001 может быть применен любыми предприятиями и организациями независимо от их вида, сферы деятельности, размера и т.д., в том числе органами власти.

С целью улучшения качества управления и совершенствования своей деятельности, кроме применения стандартов ISO серии 9000, заинтересованные организации и предприятия могут использовать и другие современные инструменты, в частности, модель совершенства EFQM и модель CAF.

Модель EFQM — это практический инструмент, помогающий организациям установить целостную систему управления, определить их место на пути к деловому совершенству, понять просчеты в деятельности, принять необходимые решения для достижения успеха.

Модель CAF концептуально повторяет модель EFQM, но учитывает специфические особенности организаций бюджетной сферы. Модель CAF предлагает инструмент, который помогает европейским организациям бюджетной сферы применять методы управления качеством для улучшения своей деятельности".

То есть у одного из ключевых руководителей правительства есть адекватное понимание современных инструментов для совершенствования систем менеджмента во власти и бизнесе. Так почему же тогда в Украине движение в этом направлении столь слабое?

Бермудский треугольник

От кого же в первую очередь зависит распространение философии системного менеджмента в Украине? Во-первых, это Нацгосслужба, которая в государственной политике развития государственной службы должна была бы предусмотреть совершенствование отечественных ОИВ и способствовать реализации такой политики. Во-вторых, Минэкономразвития. Это министерство в государственных политиках развития промышленности и МСП, повышения конкурентоспособности и т.д. должно заложить положения о содействии движению за деловое совершенство в отечественной экономике. И в-третьих, Минобразования, которое должно включить в государственную политику развития образования положения о необходимости исправления допущенных ошибок и существенном усилении подготовки специалистов по специальности "менеджмент". Именно от этих трех ОИВ в наибольшей степени зависит то, какое отношение к совершенству и системному менеджменту формируется в Украине, в частности, у ОИВ и субъектов экономической деятельности.

Следует отметить, что в Украине ранее уже предпринимались попытки улучшить положение в сфере совершенства и системного менеджмента, но они не были доведены до логического завершения. Так, в 2006 году по инициативе председателя Главгосслужбы Кабмин принял постановление №614 о внедрении в ОИВ системы менеджмента качества (аннулировано в 2011-м). В 2010 году вопрос развития движения за совершенство и качество рассмотрел комитет по развитию предпринимательства Верховной Рады. Результаты обсуждения нашли отражение в резолюции, которая до сих пор весьма актуальна. А в 2013 году по поручению премьер-министра Украины был проведен семинар-совещание с участием представителей ОИВ и Украинской ассоциации качества. Решение доведено до ОИВ для использования в работе. Но из-за очередной смены власти все эти начинания были прекращены, а накопленный опыт исчез, как в Бермудском треугольнике. Поэтому сегодня приходится все начинать сначала.

* * *

Совместный учет и согласование, с одной стороны, Конституции, ЦУР и ПСО, а с другой — модели совершенства EFQM и стандартов ISO на целевые системы менеджмента должны принести для Украины синергетический эффект, что будет способствовать ее выведению на орбиту успешности. Что касается подготовки специалистов по менеджменту, то тут уже есть некоторые сдвиги в положительную сторону. Очередь за подключением к совершенствованию государственной службы и отечественного бизнеса со стороны Нацгосслужбы и Минэкономразвития. При этом следует помнить, что времени на раскачку нет, ведь Украина практически уже исчерпала, как шагреневую кожу, свой лимит времени на изменения и превращение в процветающее европейское государство.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 11
  • Alex Ned Alex Ned 7 листопада, 13:35 я вот много где бывал... И могу заметить, что у Украины есть выдающийся пример того как не надо делать (рядом) - РФ. Но отчего-то Украина упорно пытается повторить путь РФ 90х годов прошлого века в веке нынешнем. Ведь неглупые люди говорили, - учитесь на чужих ошибках! Но нет... Олигархи во главе.... О какой работе капиталов может быть разговор, когда они сосредоточены у людей которых едва ли не на пальцах одной руки можно перечесть? Рост капитала (у этих людей) стабилен, но оный капитал не на страну работает... И рынок будет в том виде, в котором он выгоден именно этим людям. Зачем им делать, что-то обогащая кого-то, а не себя? согласен 4 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно