Чтобы жить как европейцы...

22 августа, 14:44 Распечатать Выпуск №31, 23 августа-31 августа

Украина уже более 25 лет существует в условиях глобального насыщенного рынка.

© Василий Артюшенко, ZN.UA

Все чаще можно услышать от украинцев: "Когда уже, наконец, мы будем жить как европейцы?". Ведь именно из-за стремления к лучшей жизни Украина выбрала европейский путь развития. А жить становится все хуже и хуже. 

Процветает тотальная коррупция и приходит в упадок национальная экономика. И вместе с тем усиливаются недоверие и неуважение к правительству.

Чтобы жить как европейцы, надо нам самим становиться похожими на европейцев. Овладеть их деловой культурой (в которой, кстати, немного места для коррупции), и прежде всего процессами подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений. Учитывая, что креативная продукция и инновационные технологии появляются также как результат, прежде всего, процессов управления организацией.

Что такое Украина сегодня

По экспертным оценкам, основная масса украинских предприятий по сравнению с лидерами мирового бизнеса имеет производительность ниже до десяти раз, дефектность выше до тысячи раз и в разы большую себестоимость продукции. Это последствия очень низкого уровня их делового совершенства, которое согласно принятой в мире 1000-балльной шкале в разы ниже, чем у европейских компаний. В большей степени этим определяются и критически низкий уровень ВНД на душу населения в Украине, который до 30 раз меньше, чем в развитых европейских государствах, и неудовлетворительный уровень жизни граждан. Но вместе с тем это самая яркая характеристика низкого качества государственного управления в масштабах страны.

Украина уже более 25 лет существует в условиях глобального насыщенного рынка, характеризующегося жесткой конкуренцией, но продолжает руководствоваться преимущественно устаревшей философией дефицитной экономики, где конкуренция отсутствует по определению. На насыщенных рынках конкурентная борьба идет в основном свыше норм стандартов, а украинское общество ориентировано на достижение соответствия только требованиям технических регламентов и стандартов. Государство утверждает, что для обеспечения конкурентоспособности необходимо концентрировать внимание на безопасности и качестве продукции, тогда как на насыщенных рынках они обеспечиваются преимущественно современными системами менеджмента, о которых в Украине понимание и отношение в целом неадекватные. И это при том, что многие украинские проблемы являются следствием именно несовершенных систем менеджмента и, соответственно, низкого уровня совершенства большинства как органов власти, так и бизнес-организаций.

Следует отметить, что в Украине раньше уже предпринимались попытки изменить ситуацию в этой сфере к лучшему и на уровне Верховной Рады, и на уровне правительства. Но эти попытки так и не были доведены до логического завершения.

Эффект старика Хоттабыча

Вспомните сказку о старике Хоттабыче. Достаточно было только одного его желания, чтобы получить фантастические результаты. Что захотел, то и получаешь, здесь и сразу. И когда Хоттабыча попросили о телефоне, то мгновенно появился такой же телефон, как и другие, но он был сделан из... сплошного мрамора. Похожий внешне, он не мог выполнять функции телефона, поскольку, повторив форму аппарата, Хоттабыч не смог воспроизвести его суть, поскольку у него не было соответствующих знаний.

Подобное происходит и в украинской экономике. Часто мы пытаемся воссоздать то, что видим внешне, то есть форму, не понимая сути предметов и явлений. Представьте, что человек, не разбирающийся в самолетостроении, срисовал реальный самолет, измерил все его размеры и все старательно зафиксировал. Но можно ли, не имея специальной подготовки, воссоздать по рисункам и чертежам самолет, который мог бы летать? Даже если бы рисунков и чертежей была целая куча.

О современных организациях и государственных реформах

Чтобы лучше понять, чего нам не хватает для построения эффективного государства, посмотрим, как в развитых странах создают небольшую современную организацию. Если очень кратко, то сначала определяются ее Миссия (кто мы, зачем нужны в этом мире) и Видение (какими мы себя видим, кем хотим стать). На базе этого определяются Ценности, которые становятся основой для соответствующих целей. Дальше формируются политика и стратегия развития организации, разворачиваются процессы управления (подготовки, принятия и обеспечения выполнения управленческих решений) и выстраивается организационная структура, необходимая для эффективной реализации управленческих процессов. Все это является системой менеджмента, которая в совокупности с технологией производства и продукцией отражает деловую культуру организации.

Такой подход должен быть применен и при развитии государства. Его Миссию и Видение (какими мы себя видим, кем хотим стать) необходимо определить и гармонизировать с миссиями и видениями отраслей, регионов и организаций. Тогда появится возможность обоснованно определить все необходимые реформы и проводить их не изолированно, а согласованно друг с другом, все время ориентируясь на принятые согласованные миссии и видения. И при этом очень важно помнить, что органы исполнительной власти (ОИВ), играющие ключевую роль в развитии государства, по своей сути являются сугубо управленческими структурами, для которых система менеджмента — основа основ.

Поэтому трудно понять тех украинских руководителей, которые утверждают, что усовершенствованием системы менеджмента они займутся уже после того, как реформируют свои ОИВ. Ведь, реформируя орган исполнительной власти, необходимо в первую очередь реформировать именно систему менеджмента. Уточнить миссию, видение, ценности и цели.  свою систему управления. Понимая, что все остальное — это уже плоды решений, принимаемых в системе управления. Именно так делают в странах Европейского Союза.

Как можно понять тех руководителей отечественных ОИВ, которые считают, что вопрос менеджмента, в частности менеджмента качества (то есть эффективности функционирования ОИВ и качества результатов его деятельности), "не относятся к компетенции" их ОИВ? А есть и такие! Здесь уместно привести пример города Дубай (ОАЭ), Программа совершенства правительства которого разработана еще в 1997 г. по инициативе Его Высочества шейха Мухаммед Бен Рашид Аль Мактум, вице-президента ОАЭ, премьер-министра, правителя Дубая. Цель этой программы — выступать в качестве инструмента для развития и усовершенствования государственного сектора в Дубае путем реализации концепции общего управления качеством. Миссия — продвижение, оценка и поощрение совершенства в работе органов государственной власти, учреждений и ведомств Дубая. Видение — для достижения совершенства мирового класса в работе государственных органов, учреждений и ведомств Дубая. Достигнутые здесь результаты широко известны и не нуждаются в комментариях.

26 мая 2017 г. представители власти, общественности и бизнеса Украины в ходе Х-го Всеукраинского съезда качества всесторонне и комплексно обсудили существующие проблемы в сфере качества, совершенства, конкурентоспособности и устойчивого развития и фактически сформулировали основные принципы для Программы реформирования этой сферы на следующие два года. Резолюцией съезда, в частности, всем ОИВ было рекомендовано: организовать обучение своих руководителей и специалистов по вопросам делового совершенства на основе современного системного менеджмента; предусмотреть при реформировании ОИВ усовершенствование своей деятельности на принципах современных европейских подходов и лучших практик; организовать дискуссии и просветительскую работу по разным аспектам устойчивого развития общества с акцентом на его зависимость от совершенства организаций; ввести в действие механизмы поощрения организаций к усовершенствованию; обеспечить информирование международного сообщества об украинских организациях, достигших признания совершенства на национальном и европейском уровнях; внедрить в отраслях и регионах программы усиления социальной направленности, улучшения качества продукции и усовершенствования систем менеджмента организаций; оказать государственную поддержку движению, основанному в стране на принципах Украинской хартии "За деловое совершенство и качество". Эти вопросы должны найти отображение в политиках развития сфер деятельности, закрепленных за конкретными ОИВ.

Кроме того, Резолюцией съезд рекомендовано: внести изменения в законы Украины о Кабинете министров, органах исполнительной власти и органах местного самоуправления относительно их ответственности за мотивацию, создание условий и содействие общественности и организациям в постоянном усовершенствовании; разработать и принять концепции государственных политик в сферах делового совершенства организаций и качества продукции; определить в масштабах страны задачи и функции в сфере делового совершенства с закреплением их за соответствующими ОИВ. Обеспечить усовершенствование учебных программ и улучшение преподавания в вузах в части совершенства на началах системного менеджмента, в частности с использованием опыта КНЭУ. Включить в специальность "Менеджмент" дисциплины о системах целевого управления, регламентированных стандартами, и делового совершенства на базе концепций и моделей идеальной организации; разработать и внедрить программы многоуровневого обучения и повышения квалификации работников всех отраслей экономики по вопросам менеджмента и организационного совершенства и т.п.

Резолюцию съезда поддержали Верховная Рада, правительство и научно-техническая общественность. В частности, первый вице-премьер-министр Украины по предложению Минэкономразвития издал поручение от 28 августа 2017 г., которым поддержал Резолюцию и поручил центральным и местным ОИВ: проработать изложенные в ней предложения и применить их при подготовке проектов нормативно-правовых и законодательных актов, в частности предложений к правительственным программам и планам деятельности; провести обучение руководителей и сотрудников по вопросам качества и делового совершенства.

С тех пор прошло уже более года, и согласно рекомендациям участников Х-го съезда и решению Общественного совета при Минэкономразвития Украинская ассоциация совершенства и качества провела мониторинг выполнения поручения Кабинета министров и учета рекомендаций, изложенных в Резолюции съезда. Для мониторинга использованы: результаты организационно-методических мероприятий, осуществленных в соответствии с Резолюцией и поручением первого вице-премьер-министра, результаты общественной экспертизы деятельности ОИВ и оперативной информации из ОИВ, предоставленной министерствами, другими центральными и местными органами исполнительной власти. Подробнее о результатах мониторинга ниже.

Основные результаты мониторинга

В Украине по традиции ведется определенная работа, направленная на улучшение ситуации с безопасностью и качеством продукции и повышением ее конкурентоспособности. Особенно это заметно на уровне регионов, где такую деятельность возглавляют местные государственные администрации. И этой работы было бы, очевидно, достаточно, если бы наша страна по-прежнему существовала в условиях изолированности от продвинутого зарубежного сообщества. Но в условиях насыщенной экономики, где разворачивается жесткая конкурентная борьба, этого слишком мало. В этих новых условиях для сохранения Украины и превращения ее в полноценно развитое государство необходимо руководствоваться уже совсем другими парадигмами и коренным образом изменить свою философию и, соответственно, деятельность на всех уровнях и во всех звеньях экономики, на что и ориентирует Украину Резолюция Х-го съезда.

Положительные составляющие. Поддержка правительством и парламентом Х-го Всеукраинского съезда качества снова дала надежду на то, что его рекомендации будут учтены органами исполнительной власти Украины, бизнесом и обществом для улучшения социально-экономической ситуации в государстве. Хотя и медленно, но уже есть некоторые изменения в отношении к указанной проблеме со стороны научно-технической общественности, отдельных ОИВ и субъектов бизнеса.

Начались определенные процессы в системе высшего образования, направленные на исправление ошибок и повышение эффективности подготовки специалистов по специальности "менеджмент". По поручению Минобразования Институт модернизации содержания образования (ИМСО), проработав вопрос, рекомендовал заведениям высшего образования: усилить внимание к усовершенствованию своих систем менеджмента на принципах европейских подходов и лучших практик. При наличии специальности "менеджмент" включить в образовательную программу все составляющие системного менеджмента, в частности целевые системы на базе международных стандартов, концепции и модели совершенства и инженерию построения целостной системы менеджмента организаций. При наличии специальностей по экологии, энергетике предусмотреть изучение соответствующих целевых систем менеджмента, по которым приняты международные стандарты. А по специальности "качество, стандартизация и сертификация" изучать только целевые системы менеджмента, регламентированные стандартами, непосредственно касающимися качества продукции и услуг.

Негативные составляющие. Вместе из тем, несмотря на то, что со времени принятия Резолюции съезда прошло уже свыше 14 месяцев, а с подписания поручения первого вице-премьер-министра Украины — более 11 месяцев, подавляющее большинство центральных и местных ОИВ еще так и не приступили к соответствующим изменениям. В своих письмах ОИВ информируют в основном о мероприятиях по безопасности и качеству продукции, а не о деловом совершенстве предприятий, организаций и учреждений. О том, что фактически традиционно делают ОИВ, а не о том, на что нацеливает Резолюция съезда. Ни один ОИВ (за исключением Гослекслужбы) даже не упомянул об: усовершенствовании собственной системы менеджмента, базирующейся на стандарте ISO 9001, свыше норм этого стандарта; мотивации и создании условий для усовершенствования закрепленных предприятий и организаций; учете указанных проблем в соответствующих государственных политиках и т.п.

В соответствии с поручением первого вице-премьер-министра Украины от 28 августа 2017 г. центральным мероприятием по изменению ситуации к лучшему должен был стать семинар-совещание представителей ОИВ "с целью обсуждения возможностей применения предложения Резолюции (Х-го съезда. — П.К.) по улучшению государственного управления и внесению изменений в законодательство, программы и планы деятельности правительства". К сожалению, это мероприятие до сих пор так и не проведено. Как следствие, подавляющее большинство руководителей и специалистов ОИВ вообще не понимают, что они должны делать для учета рекомендаций, изложенных в Резолюции съезда.

Если местные ОИВ и уделяют внимание внедрению и сертификации целевых систем менеджмента на базе стандартов, то само внедрение в большинстве случаев осуществляется не лучшим способом. А в некоторых случаях как положительный факт приводятся примеры использования предприятиями региона уже не действующих стандартов, например ISO 9001 в редакции еще 2009 г. Не внесены изменения в законы Украины о Кабинете министров, ОИВ и органах местного самоуправления об их ответственности за мотивацию, создание условий и содействие в постоянном усовершенствовании. Не разработаны концепции государственной политики в сфере делового совершенства организаций и в сфере качества продукции, а ошибочная Концепция государственной политики "в сфере управления качеством продукции" до сих пор остается действующей. Не определены и не закреплены за ОИВ задачи и функции в сфере делового совершенства на принципах системного менеджмента и т.п. При этом подавляющее большинство центральных и местных ОИВ еще так и не организовали даже обучение своих руководителей и специалистов по вопросам делового совершенства и системного менеджмента. Практически никто из них не предусмотрел усовершенствование своей деятельности на основе современных подходов и лучших практик.

* * *

В последнее время можно отметить некоторое оживление в решении проблем качества и делового совершенства как на государственном уровне, так и на уровне общественности и бизнеса. Но этого еще мало для ощутимого влияния на социально-экономическое состояние в государстве. Ситуация в стране остается критической.

Несмотря на некоторые положительные тенденции, подавляющее большинство руководителей и специалистов отечественных ОИВ еще не понимают, что происходит в мире в сфере системного менеджмента и совершенства, зачем им надо совершенствоваться самим и содействовать усовершенствованию закрепленных за ними организаций, а также как для этого использовать Резолюцию съезда, направленную на обеспечение конкурентоспособности экономики и улучшение жизни граждан. Они по-прежнему продолжают находиться в плену философии "дефицитной экономики".

Одной из ключевых причин неудовлетворительного состояния в Украине в сфере качества, совершенства, конкурентоспособности и устойчивого развития является еще недостаточное внимание со стороны Минэкономрозвития к решению этих проблем для развития конкурентоспособной экономики и устранение Нацгосслужбы от решения указанных проблем для повышения эффективности государственной службы.

Учитывая то, что Украина практически исчерпала время, отведенное ей для изменений, требуются экстренные неординарные меры по исправлению сложившейся в стране критической ситуации. Необходимо активно развивать положительные изменения, наметившиеся в последнее время в украинском обществе.

Принимая во внимание фундаментальность и масштабность проблемы усовершенствования ОИВ и субъектов отечественного бизнеса, являющихся основой для реформирования украинской деловой культуры дефицитной экономики и превращения ее в деловую культуру экономики насыщенной, целесообразно, прежде всего, чтобы Минэкономразвития вместе с Нацгосслужбой создали компетентную Рабочую группу, пригласив войти в ее состав полномочных представителей Кабинета министров, Верховной Рады и администрации президента Украины, а также представителей от Гослекслужбы (как более продвинутого ОИВ), КНЭУ и УАСК.

Поручить Рабочей группе системно и комплексно проработать рекомендации, изложенные в Резолюции 10-го Всеукраинского съезда качества, а также результаты мониторинга их учета и выполнения поручения Кабмина от 28 августа 2017 г. органами исполнительной власти Украины. На этой основе подготовить и подать правительству предложения об идеологических, функциональных и структурных изменениях в стране, необходимых для обеспечения ее конкурентоспособности на глобальном насыщенном рынке, устойчивого развития и улучшения качества жизни граждан Украины и, как следствие, улучшения отношения к власти со стороны общества.

Подготовить и провести соответствующие слушания в Верховной Раде и обеспечить широкое профессиональное обсуждение указанной проблемы в кругах научно-технической общественности.

Все чаще можно услышать от украинцев: "Когда уже, наконец, мы будем жить как европейцы?". Но, чтобы жить как европейцы, надо нам самим стать похожими на европейцев. Обновленная Украина должна строиться на фундаменте новой для нас деловой культуры, присущей развитым странам, сформировавшимся в условиях насыщенной экономики. Ее основой должны стать совершенные организации с современными совершенными системами менеджмента. А значит, нам необходимы осознанные полноценные изменения во всех звеньях экономики, коренное изменение наших Миссии, Видения и Ценностей. И в первую очередь такие изменения должны произойти на государственном уровне, на уровне органов исполнительной власти. Без этого невозможно превратить Украину в развитую европейскую страну, улучшить жизнь украинцев и приблизить ее к уровню жизни европейцев из стран ЕС. И в который раз хочу напомнить мудрые слова великого гуру в сфере качества и совершенства Эдварда Деминга: "Совершенствоваться не обязательно. Выживание — дело добровольное".

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно