Упрощение трудового законодательства, которое усложнит всем жизнь

24 мая, 2021, 08:30 Распечатать
Отправить
Отправить

Анализ законопроекта о либерализации регулирования трудовых отношений

Упрощение трудового законодательства, которое усложнит всем жизнь
© Слово і діло

В парламенте зарегистрирован законопроект (№5371 от 13.04.2021), который должен «подарить» бизнесу упрощение регулирования трудовых отношений. После предыдущих настойчивых попыток принудительно трудоустроить всех без разбора может показаться, что власти пытаются реабилитироваться в глазах реального сектора. Но не спешите с выводами.

Разработчики законопроекта №5371 остаются последовательными в своих попытках разрушить системную отрасль трудового права. На этот раз — за счет введения «договорного режима регулирования трудовых отношений», при котором все условия труда будут определяться трудовым договором, а не законодательством о труде. Сферу действия этой «законодательной новеллы» предлагается распространить на субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) с количеством работников до 250 человек (кроме трудовых отношений между работниками и работодателями, являющимися юрлицами публичного права), а также на работников, зарабатывающих более восьми минимальных заработных плат в месяц.

По данным Госстата Украины, в 2019 году доля работников, занятых у субъектов МСП, соответствующих заявленному критерию (менее 250 работников), составляла 77,9%. В конце 2020-го заработок в размере более восьми минимальных заработных плат превышал 40 тыс. грн. Данные Госстата о распределении работников по размерам начисленной им заработной платы в декабре 2020 года позволяют определить только долю работников с заработком более 25 тыс. грн, составляющую 9,6%, или 662,4 тысячи человек. При этом они не охватывают юридических лиц и их обособленных подразделений с количеством работников менее десяти человек.

Член правления Национальной ассоциации антикоррупционного комплаенса Роман Гекалюк указывает на отсутствие четких критериев определения принадлежности к кругу юридических лиц публичного права. Но даже такая неполная информация позволяет сделать вывод, что в сфере действия трудового законодательства практически предлагается оставить только работников крупных предприятий, которые сегодня в Украине составляют меньшинство от всех занятых.

Законопроект №5371, а также альтернативный №5371-1 предусматривают внесение изменений в Кодекс законов о труде Украины, законы Украины «Об охране труда», «Об отпусках», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», касающихся порядка заключения срочного трудового договора и прохождения испытания при приеме на работу, предоставления работодателем информации работнику об условиях трудового договора (режим работы и время отдыха, отпуска и т.д.), обеспечения безопасных условий труда и прав профсоюзов. В частности, для предприятий МСП предлагается ввести неограниченное право работодателя в любой период уволить работника с выплатой компенсации в размере не менее трех минимальных заработных плат, устанавливать в трудовом договоре дополнительные (не предусмотренные законодательством) основания для его прекращения, а заработную плату выплачивать один раз в месяц.

Авторы вышеупомянутых законопроектов уверяют, что они разработаны с учетом лучших мировых практик и опыта регулирования трудовых отношений. Но так ли это?

Эксперт Центра солидарности в Украине В.Дрозд отмечает, что в мире существует несколько подходов к охвату трудовым законодательством работников микро-, малых и средних предприятий (ММСП):

равное (или полное) применение, когда нормы трудового законодательства одинаково применяются ко всем предприятиям (Китай, Франция);

равное применение с селективными исключениями — наиболее распространенный подход, при котором специальные положения трудового законодательства освобождают предприятия, численность работников на которых меньше определенного установленного порогового значения, от соблюдения требований общего трудового права (Германия, Польша, Испания, Швеция, Турция и др.);

специальные режимы (параллельное законодательство о труде) используются для установления более низких трудовых стандартов для работников микро- и малых предприятий (распространены в странах Латинской Америки — Бразилии, Перу, Колумбии);

полное освобождение — предприятия меньше определенного установленного размера полностью исключены из сферы действия трудового законодательства (Непал до законодательной реформы 2017 года).

При этом последние 15 лет существует тенденция к расширению сферы охвата предприятий общими нормами трудового права, а списки стран, практикующих разные подходы к распространению сферы действия трудового законодательства на предприятия ММСП, не требуют комментариев, поскольку вектор цивилизационного движения Украины направлен в Европу, а не в Латинскую Америку.

В общем, власть в Украине сильно лихорадит. Она то пытается заставить работодателей легализовать трудовые отношения путем законодательного определения их признаков (законопроект №5054 от 09.02.2021), то снова пробует заехать на рельсы либертарианства и подарить бизнесу отмену трудового законодательства.

Но что же на самом деле нужно бизнесу от государства, по его собственному мнению?

В рамках Программы USAID «Лидерство в экономическом управлении» для оценки делового климата Украины в 2016 году были опрошены более 1800 представителей МСП. Среди основных факторов негативного влияния на развитие МСП чаще всего упоминались:

·           нестабильная политическая ситуация (44%);

·           высокие ставки налогов (35%);

·           обременительное налоговое администрирование (27%);

·           инфляция и частые изменения экономического законодательства (26%);

·           высокое регуляторное давление и коррупция (23%);

·           война на Востоке страны (20%);

·           низкая доступность кредитов (19%) и др.

При этом представители МСП определяли как необходимые меры государственной политики по дерегуляции и упрощению налогового администрирования (более 80%), созданию единого информационного ресурса об условиях ведения бизнеса и изменениях законодательства (78%), обеспечению равных условий ведения бизнеса для всех субъектов, независимо от вида деятельности (74%), реформированию налоговой службы и превращению ее в сервисную службу для налогоплательщиков (67%), переводу административных услуг в электронный формат (65%).

В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Украине на период до 2020 года (одобрена распоряжением Кабинета министров Украины от 24.05.2017 №504-р) проблемами МСП признавались:

·           несогласованность государственной политики в сфере развития предпринимательства;

·           нестабильная и непредсказуемая регуляторная среда функционирования субъектов МСП;

·           отсутствие взаимодействия между центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по решению текущих проблем МСП;

·           недостаточная институциональная состоятельность реализации государственной политики в сфере развития предпринимательства;

·           ограниченная государственная поддержка развития МСП;

·           ограничение доступа субъектов МСП к ресурсам (финансовым, имущественным, природным и т.п.);

·           несоответствие существующей инфраструктуры поддержки МСП его потребностям, а также количеству и качеству предоставления услуг на региональном уровне и т.п.

Результаты исследования «Ожидания бизнеса-2021», проведенного Торгово-промышленной палатой Украины, указывают на отсутствие существенных изменений ситуации:

·           слабая защита прав собственности со стороны органов государственной власти (90,3%);

·           высокий уровень коррупции в органах государственной власти (88,9%);

·           неблагоприятная система налогообложения МСП (виды и ставки налогов) (86,1%);

·           высокие начисления на фонд оплаты труда для МСП (86,1%);

·           недостаточный доступ МСП к кредитным ресурсам (80,6%);

·           процедуры налогового администрирования МСП (79,2%);

·           низкий уровень соблюдения законодательства гражданами и бизнесом (77,8%);

·           чрезмерное вмешательство государства в регулирование сферы МСП (77,8%);

·           ненадлежащее выполнение законодательства органами государственной власти и местного самоуправления (72,2%);

·           отсутствие практики передачи функций саморегулируемым организациям МСП (70,8%).

Приведенные результаты исследований свидетельствуют о том, что упрощение трудового законодательства и сужение сферы его действия вообще не входят в перечень наиболее острых проблем, на которых сфокусировано внимание представителей бизнеса. То есть в конечном итоге бизнес получит то, о чем даже не просил. А вот действительно актуальные проблемы никто не торопится решать.

В мире существует практика возвращать в магазин нежелательные подарки. Однако украинский бизнес вряд ли откажется от «ритуальной жертвы» законодательства о труде, которую предлагает ему власть, ведь что-то всегда лучше, чем ничего. В пользу этого — опыт 2016 года, когда двойное уменьшение единого социального взноса не привело к каким-либо положительным результатам. И спустя пять лет после снижения ЕСВ Украина занимает последнее место среди стран Европы по уровню заработной платы, имеет высокий уровень теневой экономики, фактически обанкротившуюся солидарную пенсионную систему, проблемы с выплатами по временной нетрудоспособности во время пандемии COVID-19, а бизнес продолжает жаловаться на отсутствие условий для свободного функционирования. Именно поэтому властям нужно «уже вчера» перестать заниматься имитацией реформ с помощью неактуальных и неэффективных «простых решений» и начать реализовывать настоящие изменения в сферах экономической политики и государственного управления, которых бизнес уже слишком давно ждет от государства.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК