Год назад генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов Шарон Барроу обратилась с призывом к государствам — участникам Политического форума высокого уровня ООН уделить приоритетное внимание восьмой цели устойчивого развития, то есть глобальным обязательствам правительств обеспечить достойный труд, постоянный экономический рост и полную и производительную занятость для всех до 2030 года. По ее оценке, именно восьмая цель является эффективным ответом на пандемию COVID-19 и может обеспечить устойчивость, необходимую для преодоления кризисов, с которыми столкнулся мир. И хотя Украина находится в числе стран, к которым обращалась пани Барроу, наше понимание восьмой цели несколько отличается от общепринятого.
Справка: В 2015 году Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development) были определены 17 Целей устойчивого развития (ЦУР), среди которых цель 8 «Содействие поступательному, всеобъемлющему и постоянному экономическому росту, полной и производительной занятости и достойному труду для всех». Ею сформулированы задачи по:
- содействию проведению политики, ориентированной на развитие и создание достойных рабочих мест;
- обеспечению до 2030 года полной и производительной занятости и достойной работы для всех мужчин и женщин, в частности молодых людей и инвалидов, и равной оплаты за работу равной ценности;
- существенному сокращению до 2020 года доли молодежи, которая не работает, не учится и не приобретает профессиональные навыки;
- применению срочных и эффективных мер для искоренения принудительного труда, ликвидации современного рабства и торговли людьми и обеспечения запрета и ликвидации наихудших форм детского труда, а до 2025 года — детского труда во всех его формах;
- защите трудовых прав и содействию обеспечению надежных и безопасных условий труда для всех работников, включительно с трудящимися-мигрантами, в частности женщинами-мигрантками и лицами, не имеющими стабильной занятости.
В исследованиях Международной организации труда (МОТ) представлены пять основных показателей достойного труда: возможность получить работу; работа в условиях свободы и достоинство в работе; производительная работа; равенство в работе; безопасность на производстве. Вместе с тем в Национальном докладе «Цели устойчивого развития: Украина» (2017 год), в котором глобальные цели устойчивого развития были адаптированы с учетом приоритетов нашей страны, индикаторы для мониторинга цели «Достойный труд и экономический рост» охватывают всего лишь два показателя: возможность получить работу и безопасность на производстве. Это не позволяет получать качественную и всестороннюю информацию о ситуации с обеспечением достойного труда в Украине. При этом только один из пяти национальных индикаторов достойного труда (доля молодежи, которая не работает, не учится и не приобретает профессиональные навыки, в общей численности лиц в возрасте 15–24 года) аналогичен соответствующему глобальному индикатору.
Неформальная занятость
Национальная Программа достойного труда на 2020–2024 годы среди основных проблем в сфере труда определяет рост участия в неформальном секторе экономики. По данным Госстата Украины, в 2019-м — первом полугодии 2020-го в Украине неформально занятыми были около 20% занятых лиц. Такая ситуация негативно сказывается на производительности труда, низкий уровень которой отличает Украину среди стран Европы, уменьшает стимулы для инвестиций в человеческий капитал и ограничивает фискальные возможности, необходимые для качественного государственного управления. Пандемия COVID-19 непропорционально негативно влияет на неформально занятых работников, поэтому усилить меры для прогрессивного уменьшения уровня неформальной занятости жизненно необходимо. Вместе с тем национальный индикатор (уровень занятости населения в возрасте 20–64 года), в отличие от глобального индикатора (доля неформальной занятости от общей занятости, с разбивкой по секторам и полу), не позволяет оценивать ситуацию по распространению занятости в неформальном секторе и неформальной занятости в формальном секторе экономики.
Заработная плата
В первом добровольном национальном обзоре о прогрессе в достижении ЦУР подчеркивается, что Украине безотлагательно надо перейти к инновационной модели, приоритетом которой является квалифицированная высокооплачиваемая рабочая сила, ведь занятость с достойной оплатой труда сокращает как абсолютную, так и относительную бедность и уменьшает неравенство. Эти задачи приобретают еще большую актуальность в условиях пандемии COVID-19, когда, по официальным статистическим данным, только за первое полугодие 2020-го в Украине уровень бедности увеличился на 10% и достиг 51%.
Заработная плата в Украине значительно отстает от европейского уровня: среднемесячная заработная плата в странах ЕС более чем в четыре раза превышает соответствующий национальный показатель. МОТ считает уровень заработной платы низким, если он не достигает двух третей медианного уровня почасового заработка. По результатам обзора показателей достойного труда, наработанных на основе инструментария МОТ и рекомендованных для национального мониторинга в Украине, индикатор «доля работников с уровнем заработной платы ниже 2/3 медианного уровня почасового заработка» определен как основной, источником данных является Госстат Украины, данные доступны, но не опубликованы официально. Вероятно, что из-за этого соответствующая задача и индикатор не отражены в восьмой цели.
Детский труд
Национальные обследования детского труда (НОДТ) Госстат Украины осуществлял лишь дважды — в 1999-м и 2014–2015 годах. По данным второго Национального обследования детского труда в Украине, в сельском, лесном и рыбном хозяйстве, строительстве и торговле и других видах деятельности работали 5,1% (или 264,1 тысячи) детей в возрасте 5–17 лет. Общегосударственной программой «Национальный план действий по реализации Конвенции ООН о правах ребенка» на период до 2016 года было предусмотрено внедрить с 2009 года систему мониторинга детского труда. Впрочем, эта задача осталась нереализованной. Задачи и меры по выполнению Государственной социальной программы «Национальный план действий по реализации Конвенции ООН о правах ребенка» на период до 2021 года уже не предполагают внедрения мониторинга или национального обследования детского труда. Так что сегодня Украина не проводит мониторинг ситуации о реализации задачи по ликвидации до 2025 года детского труда во всех его формах, а соответствующая задача и индикатор не входят в восьмую цель.
Безопасность труда
По задаче о содействии обеспечению надежных и безопасных условий труда как национальные индикаторы выбраны абсолютные показатели количества пострадавших и погибших от несчастных случаев на производстве (в процентах к уровню 2015 года). Хотя глобальный индикатор (производственный травматизм со смертельными и несмертельными исходами с распределением по полу и миграционному статусу) позволяет оценить относительные показатели уровня производственного травматизма в расчете на 100 тысяч работников. Это позволяет осуществлять международные сравнения и является более информативным, с точки зрения достижения Украиной европейского уровня безопасности труда, ведь, по оценкам МОТ, уровень травматизма со смертельным исходом в Украине — один из самых высоких среди европейских стран.
***
До истечения срока Повестки дня ООН по вопросам устойчивого развития в 2030-м остается менее десяти лет — время, за которое Украина должна пройти путь к созданию достойных условий труда и занятости для всех. Минэкономики Украины считает актуальными поднятые вопросы о внесении изменений и дополнений в перечень задач и индикаторов по цели 8 «Достойный труд и экономический рост» Национальных целей устойчивого развития до 2030 года, а также внесение соответствующих изменений в распоряжение Кабинета министров Украины «Вопрос сбора данных для мониторинга реализации целей устойчивого развития» №686-р от 21 августа 2019 года. Необходимо провести экспертную дискуссию с привлечением компетентных органов власти, ученых, социальных партнеров и организаций гражданского общества о внесении изменений и дополнений в перечень задач и индикаторов достойного труда, определении и уточнении их целевых ориентиров до 2030 года. По нашему мнению, надо внести следующие изменения в национальные задачи и индикаторы по цели 8 в сфере достойного труда:
- задачу 8.3 сформулировать как «уменьшение неформальной занятости» и определить индикатор 8.3.1 как «долю неформально занятого населения в возрасте 15–70 лет, %»;
- в задаче 8.5 о содействии обеспечению надежных и безопасных условий труда для всех работников заменить абсолютные индикаторы 8.5.1 и 8.5.2 на относительные показатели — «уровень производственного травматизма со смертельным исходом, на 100 тысяч работников» и «уровень производственного травматизма с несмертельными последствиями, на 100 тысяч работников»;
- дополнить цель 8 такими задачами и индикаторами в сфере достойного труда:
- задачей «Создание условий для достойной оплаты труда», индикатором — «доля работников с уровнем заработной платы ниже 2/3 медианного уровня почасового заработка, %»;
- задачей «Обеспечение запрета и ликвидации наихудших форм детского труда, а до 2025 года — детского труда во всех ее формах», индикатором — «доля детей в детском труде, % к общей численности детей соответствующей возрастной группы».