К каждой годовщине нашей национальной Независимости принято подводить всевозможные итоги: наиболее значимых событий и тенденций, достижений и упущений, успехов и разочарований. Подобные публикации сопровождаются иногда серьезными доводами и аргументами, а иногда - голословными лозунгами, порой глубоким анализом со всевозможными статистическими выкладками, а порой - просто эмоциональными умозаключениями.
И раз уж с каждым годом в отечественном (и не только) информпространстве становятся все более популярными всевозможные рейтинги под грифом "ТОП", мы решили попытаться выделить из общего числа перечень наиболее значимых для экономики Украины законодательных актов, принятых за годы независимости нашей страны. Понятно, что этот перечень не может претендовать на стопроцентную объективность и быть истиной в последней инстанции. Многие его могут попытаться подвергнуть сомнению или оспорить (и мы будем только рады этому - значит, кого-то всерьез зацепило). Часть из этих нормативно-правовых актов, как-то законы о приватизации госимущества или пенсионной реформе, Налоговый кодекс или указ об упрощенной системе налогообложения, могут восприниматься и оцениваться далеко не однозначно. Мы не ставили задачу проанализировать их плюсы и минусы - каждый из них уже неоднократно становился и еще наверняка станет предметом отдельного экспертного анализа. Некоторые участники нашего ТОПа, как-то Конституция нашей страны или Уголовный процессуальный кодекс, выходят далеко за рамки регулирования сугубо экономических отношений (хотя при этом их положения имеют на эти отношения определяющее влияние).
Но почему мы приводим в ТОП и пишем именно об этих законах? Потому что ежедневно работаем с этими и другими документами и порой задумываемся, что многое в нашей стране могло быть по-другому, не будь у нас, например, единого налога, Налогового кодекса или недавно принятого УПК, не будь у нас Независимости.
1996 год. Конституция Украины
Безусловным по любому критерию лидером рейтинга законодательных актов за годы независимости является Конституция Украины. Принятый после тяжелейших политических баталий летом 1996 г. акт высшей юридической силы, определяющий исходные правовые начала функционирования государства и его основных институтов, вселил во многих надежду на возможность построения в нашей стране правового демократического государства европейского типа.
Сложно спорить с тем, что целый ряд положений Основного Закона остались, по сути, декларативными (если не сказать декоративными), поскольку их реальное исполнение не обеспечено такими же реальными механизмами государственного принуждения. В то же время нельзя недооценивать значимость и позитивную роль Конституции Украины в становлении правовой системы нашего государства.
Так, Конституция Украины впервые в отечественной истории закрепила на высшем законодательном уровне фундаментальный принцип верховенства права - доктрину, согласно которой право является основой взаимоотношений в обществе и государстве. Никто не может быть выше закона, никто не может быть наказан государством, кроме как за нарушение закона, и никто не может быть осужден за нарушение закона, иначе как в установленном законом порядке.
На сегодняшний день положения Конституции Украины применяются в судебных разбирательствах как нормы прямого действия наряду с "обычными" нормами действующего законодательства страны.
1992 год.
Закон о приватизации государственного имущества
Принятый парламентом в марте 1992 г. Закон Украины №2163-XII "О приватизации государственного имущества" стал юридическим базисом начала процесса разгосударствления имущества, в том числе пресловутых средств производства, урегулировав правовые, экономические и организационные основы приватизации государственного имущества в Украине.
Четыре месяца спустя Верховной Радой Украины была утверждена первая на тот момент государственная программа приватизации предприятий, а еще через три года, после выпуска в оборот приватизационных имущественных сертификатов, контрольные пакеты акций большинства выставленных к тому времени на продажу предприятий были сконцентрированы в руках владельцев нарождающихся финансово-промышленных групп. Это стало одной из ключевых вех в построении национальной рыночной экономики.
1998 год. Указ об упрощенной системе налогообложения (единый налог)
Подписанный президентом Украины 3 июля 1998 г. указ №727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" внедрял начиная с 1999 г. упрощенную систему налогообложения для юридических лиц - представителей малого и среднего бизнеса, а также для физических лиц - предпринимателей. Уже спустя год на "упрощенку" перешли целые отрасли экономики, и в этом контексте этот нормативно-правовой акт заслуживает самых противоречивых оценок. Но как бы там ни было, его социальный и экономический эффект был колоссален, не говоря уже о том, что "бархатная налоговая революция" дала реальный шанс сотням тысяч украинцев попытать счастья в предпринимательстве.
1999 год.
Указ о реформировании аграрного сектора экономики
Указ №1529/99 от 3 декабря 1999 г. президента Украины "О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики" предписывал реформировать коллективные сельхозпредприятия в предприятия, основанные на частной собственности на землю и имущество, используемое в производстве.
Работники КСП получили право свободного выхода из предприятия со своей земельной и имущественной долей (паем) и создания на их основе частных предприятий, крестьянских и фермерских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и иных субъектов хозяйствования, основанных на частной собственности.
Подчеркивалось, что упомянутое выше право, гарантированное ч. 2 ст. 14 Конституции Украины, не может быть ограничено решениями общих собраний членов КСП или любыми другими решениями.
2011 год. Налоговый кодекс
Трудный во всех отношениях ребенок - документ, который "вынашивался" в дебрях парламента без малого два десятка лет и принятие которого сопровождалось массовыми акциями протеста предпринимателей в Киеве и целом ряде областных центров Украины.
По мнению целого ряда зарубежных экспертов, налоговое законодательство Украины было и остается одним из самых сложных, противоречивых и запутанных в мире. В связи с этим (не касаясь традиционно болезненных в нашей стране вопросов исполнения законов) следует отметить, что появление как таковое единого документа, определяющего исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также порядок их администрирования, является позитивным событием.
В перспективе целесообразным представляется объединение двух основных фискальных нормативно-правовых актов - Налогового и Таможенного кодексов - в единый документ, регулирующий как налоговые отношения в Украине, так и вопросы таможенного регулирования. Насколько нам известно, такая работа уже ведется.
2012 год. Новый Уголовный процессуальный кодекс
Новый Уголовный процессуальный кодекс Украины вступил в силу в ноябре прошлого года. Безусловно, прогрессивный и во многом революционный документ.
Особого внимания заслуживают исключительно судебный порядок избрания меры пресечения и продления срока ее действия, кардинальное ограничение возможности применения меры пресечения в виде взятия под стражу, а также равные для сторон уголовного производства права и возможности в собирании доказательств.
1998 год.
Внедрение системы гарантирования банковских вкладов
Указ №996/98 от 10 сентября 1998 г. президента Украины "О мерах по защите прав интересов физических лиц - вкладчиков коммерческих банков Украины" положил начало внедрению в Украине государственной системы гарантирования банковских вкладов. Начальный уровень возмещения составлял 500 грн. Позднее был принят Закон Украины "О Фонде гарантирования вкладов физических лиц", а с сентября 2012 г. соответствующие правоотношения регулируются Законом Украины "О системе гарантирования вкладов физических лиц". Он регулирует правовые, финансовые и организационные отношения в системе гарантирования вкладов физических лиц, отношения между Фондом гарантирования вкладов, банками, Национальным банком Украины, устанавливает порядок выплаты Фондом гарантирования вкладов возмещения по вкладам, определяет полномочия и функции фонда при выведении неплатежеспособных банков с рынка и ликвидации банковских учреждений.
2011 год. Закон о мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы (пенсионная реформа)
В октябре 2011 г. вступил в силу подписанный ранее президентом Украины Закон Украины "О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы", предусматривающий, помимо прочего, поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет, для мужчин - государственных служащих - с 60 до 62 лет.
2012 год. Внесение изменений в Гражданский кодекс
(наделение Национального банка Украины правом ограничения наличных расчетов)
В сентябре 2012 г. вступил в силу Закон Украины №5284-VI "О внесении изменений в некоторые законодательный акты Украины относительно функционирования платежных систем и развития безналичных расчетов". Он предусматривал, в частности, внесение изменений в Гражданский кодекс Украины, статья 1069 которого была дополнена положением, наделяющим Национальный банк Украины правом устанавливать предельные суммы расчетов наличными как для юридических, так и для физических лиц.
Уже в июне 2013 г. правлением НБУ было принято решение об ограничении с 1 сентября текущего года максимальной суммы расчетов наличными за товары и услуги на уровне 150 тыс. грн.
2012 год. Закон о запрете курения в общественных местах
В мае 2012 г. президент Украины подписал Закон №4844-VI "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования отдельных положений об ограничении мест курения табачных изделий", предусматривающий тотальный запрет курения в общественных местах. Спустя полгода документ вступил в законную силу на всей территории Украины.
На сегодняшний день данный закон, устанавливающий совершенно четкие и недвусмысленные запреты и "драконовские" санкции за их нарушение, открыто игнорируется везде и на всех уровнях, будь то коридор Верховной Рады или "забегаловка" в районном центре.
По нашему мнению, данная ситуация является яркой иллюстрацией того, что государство должно и, что не менее важно, может обеспечить реальное исполнение закона (ведь справились же когда-то с "пивным безумием"), но по тем или иным причинам не делает этого.