На днях Министерство экономики Украины обнародовало проект закона Украины «О труде» (далее — законопроект), предусматривающего всеобъемлющую либерализацию на рынке труда. Настолько безоговорочную, что даже ярые либертарианцы ужаснулись бы.
По сути своей этот проект — римейк документа с таким же названием начала 2020 года. Тогда попытку власти безусловно либерализовать трудовое законодательство приостановили. К сожалению, противостояние продолжается.
Сегодня власть говорит, что широкая либерализация трудового законодательства должна спасти экономику, страдающую от войны. Повторяет, как мантру, что «легкость» трудовых отношений между работником и работодателем обеспечит приток инвестиций в Украину. Но опыт говорит о том, что и в мирное время инвесторов отпугивали не столько зарегулированные трудовые отношения, сколько коррупция, отсутствие эффективной защиты прав собственности и реформы судебной системы. А здравый смысл подсказывает, что сейчас, когда тех, кто ищет работу, в разы больше, чем рабочих мест, когда речь идет уже, по сути, о «рынке работодателя», государство должно оставаться на стороне работника ради его же защиты.
Вместо этого, судя по законопроекту, государственная политика, наоборот, предусматривает «меньше государства, меньше профсоюзов». При этом правительство, одна сторона социального диалога, самоустраняется от участия в регулировании трудовых отношений и лишает другую сторону — профсоюзы — большей части имеющихся у них полномочий в этом процессе. В результате при заключении трудового договора работник останется наедине с работодателем, а сам трудовой договор станет основным институтом трудового права. Пирамида переворачивается: если сейчас рамочные правила игры на рынке труда, которые нельзя нарушать, определяются законом, то после предлагаемой «либерализации» законодательства каждый отдельно взятый работодатель будет устанавливать их на свое усмотрение, с минимальными ограничениями.
В заключительных положениях законопроекта определено, что после вступления его в силу будет отменен Кодекс законов Украины о труде, Закон Украины «Об оплате труда», Закон Украины «Об отпусках» и другие документы. Впрочем, содержание соответствующих разделов законопроекта свидетельствует о попытке выборочной дефрагментации действующего законодательства путем учета только отдельных норм, скорректированных таким образом, чтобы расширить права бизнеса и минимизировать участие государства и профсоюзов.
К примеру, Закон Украины «Об оплате труда» четко разграничивает в отдельных разделах сферы государственного и договорного регулирования оплаты труда. В законопроекте этому посвящена только статья 81, где в тезисной форме определена сфера влияния государства (кстати, очень спорная, с точки зрения международных трудовых норм) и дана отсылка на законодательство о коллективных договорах. А значит, место таких важных составляющих трудовых отношений, как оплата труда и отпуска, в законопроекте обозначено, формы соблюдены, но содержание минимизировано.
Другой пример предпочтения формы содержанию — часть об условиях и безопасности труда. Элемент, который вместе с занятостью и оплатой труда входит в классическую триаду трудовых прав. Законопроект оставляет законодательство об условиях и безопасности труда вне сферы своего регулирования и ограничивается только статьей 10 «Гарантии прав на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда».
Вообще-то Законом «О десоветизации законодательства» (№2215-IX от 21 апреля 2022 года) правительству было поручено разработать проект Трудового кодекса Украины, а не Закон Украины «О труде». Почему именно кодекс? Потому что он предусматривает регулирование всех составляющих трудовых отношений, в том числе и таких, как безопасность и условия труда, коллективные трудовые споры и коллективные договоры. Но правительство ограничилось законом, который по содержанию более правильно было бы назвать «О трудовом договоре», ведь из его 119 статей треть посвящена именно регулированию трудового договора.
Не будем забывать и о том, что Украина, получив статус страны — кандидата на вступление в ЕС, будет обязана отчитываться о соответствии национального законодательства европейским нормам, в том числе и в сфере труда. Почему бы в таком случае не перестать ходить окольными путями в поиске спорных либертарианских формул процветания и не обратиться к признанным в мире механизмам?
Еще в июне 2017 года Международная организация труда (МОТ) приняла рекомендацию о занятости и достойном труде в целях обеспечения мира и потенциала противодействия (№ 205). На данный момент она является дорожной картой действий для преодоления последствий военных конфликтов и определяет стратегический подход к реагированию на кризисы на основе социального диалога. Ведь система трудового законодательства и регулирования вопросов труда часто становится одной из жертв кризисных ситуаций, таких как война, а интересы работников в таких условиях игнорируются.
МОТ подчеркивает особое значение достойного труда для устойчивого развития в странах, подвергшихся влиянию конфликтов, достижение которого предполагает укрепление институтов рынка труда, предоставление адекватной защиты всем работникам, подтверждение актуальности трудовых правоотношений как средства обеспечить определенность и правовую защиту. Для этого во время кризиса крайне важно поддерживать надежную систему регулирования вопросов труда, а в процессе выхода из него обеспечить, чтобы трудовое законодательство надежно защищало право на достойный труд. Реализация этих установок для нашей страны жизненно необходима, поскольку именно защищенная занятость с достойной оплатой и условиями труда непременно станет весомым аргументом для принятия решения о возвращении в Украину миллионов наших граждан, ставших вынужденными мигрантами в результате войны.
Вряд ли без подготовки нового Трудового кодекса на основе норм европейского и международного законодательства, приняв только отписку в виде упомянутого законопроекта и отдав все на откуп работодателям, мы выдержим конкуренцию с европейскими странами за наших людей.
Больше статей Ирины Новак читайте по ссылке.