В 2012 году сохранится зависимость экономики Украины от внешних факторов. Это означает, что давление мирового рынка не позволит сбалансировать бюджетные показатели и добавит проблем национальной экономике. И хотя ситуация не выглядит столь удручающе, как в конце 2008-го, уже сегодня проявившиеся риски свидетельствуют о необходимости достаточно серьезно подкорректировать макропоказатели.
Цена на природный газ. Перспективы Украины закупать в России природный газ по цене менее 400 долл. за тысячу кубометров без крупномасштабной сдачи стратегических интересов приближаются к нулю. Альтернативой может стать белорусский сценарий, согласно которому снижение цены на газ обеспечивается за счет передачи контроля над ГТС. Если отталкиваться от заявлений представителей «Газпрома», в 2012-м увидеть цену в пределах 210-230 долл. за тысячу кубометров вряд ли удастся. Это означает, что возрастет не только нагрузка на бюджет, но и бюджетный дисбаланс.
То, что Кабмин уже снизил прогноз ВВП с 5 до 3,9%, ситуацию никак не меняет. В первую очередь он столкнется с необходимостью увеличить дотирование НАК «Нафтогаз Украины», а значит, сохранение нынешних тарифов на газ для населения будет стремительно увеличивать эту бюджетную дыру. Согласно первоначальным оценкам, компенсация соответствующих затрат НАКа в ЖКХ обойдется госказне в сумму около 16 млрд. грн., но уже к середине 2012 года эта ожидаемая бюджетная «дыра» пошатнет бюджетный фундамент настолько, что спровоцирует дальнейшее увеличение дисбаланса.
Поскольку будущие парламентские выборы вряд ли позволят привести эти тарифы к экономически обоснованному уровню, правительство будет вынуждено перекрывать стремительно увеличивающийся перекос новыми займами и усилением фискального давления на внутреннем рынке, пик которого, очевидно, придется на конец третьего - начало четвертого квартала.
Отечественную металлургию рост цены на природный газ затронет в умеренной степени, однако более существенным образом отразится на химической и перерабатывающей отраслях, где в себестоимости продукции 50-80% приходится на долю природного газа.
Кроме того, продолжится рост отрицательного сальдо внешней торговли. Ведь на долю энергоносителей приходится основная часть импорта.
Металлургия. В 2012 году рынок металлопродукции в Украине будет продолжать следовать в фарватере мировой конъюнктуры. Цены на сырье будут отвечать нисходящим мировым тенденциям и немного ослабят давление на себестоимость производства. Однако, несмотря на ожидаемое снижение, рыночные цены на руду и коксующийся уголь ощутимо превысят аналоги по внутрикорпоративным поставкам.
Таким образом, существенного повышения цен на готовую металлопродукцию ожидать не приходится, а ее стоимость в 2012-м, напротив, будет несколько ниже уровня 2011 года, хотя вряд ли разрыв превысит 5% год к году. Приблизительно на таком же уровне - 5% окажется и рентабельность украинских металлургических предприятий. Что значительно ниже, чем у зарубежных конкурентов. Так, рентабельность работы российских металлургов ожидается на уровне 20%, азиатских -15, США и ЕС - 10%.
Если лопнувший пузырь на рынке недвижимости в Китае приведет к параличу внутреннего рынка металлопродукции, то ее излишки хлынут на внешние рынки, усиливая давление на отечественный экспорт. В итоге риски схлопывания рынков сбыта возрастают, а значит, даже при наиболее оптимистическом сценарии развития ситуации поступления в бюджет от локомотива экономики сохранятся на уровне 2011 года (доля бюджетных поступлений от ГМК составляет порядка 10-12%).
Сегодня можно уже определенно говорить о сокращении внешнего спроса на металлургическую продукцию. И если этот процесс не будет сопровождаться снижением цен на энергоносители, то негативное давление на национальную экономику будет достаточно серьезным, хотя и не достигнет уровня 2008-2009 годов.
Долговые рынки. Еще в середине 2011 года правительство Украины утратило способность поддерживать жизнедеятельность страны без займов. Кризис в еврозоне повысил спрос на рынке долгового капитала. Облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ) сегодня остаются для Кабмина фактически единственным источником привлечения средств для обслуживания ранее взятых займов. Схлопывание рынка внешних заимствований заставляет правительство искать пути повышения привлекательности ОВГЗ и активизировать первичный рынок этих бумаг. С целью активизации внутреннего облигационного рынка Минфин упростил доступ к ОВГЗ, увеличив количество банков, имеющих право покупать облигации в ходе первичного аукциона. Однако, несмотря на все усилия, направленные на то, чтобы сделать отечественные долговые бумаги более привлекательными на рынке, энтузиазма потенциальным инвесторам они не добавят. Подтверждением этому являются неоднократные срывы аукционов из-за отсутствия заявок в течение последних нескольких месяцев. Это свидетельствует в основном о предубежденности рынка и крайне высоких опасениях инвесторов относительно стабильности финансовой системы страны.
Согласно проекту госбюджета Украины в 2012 году планируется выпустить ОГВЗ на 28,35 млрд. грн. (3,5 млрд. долл.). Однако существующие проблемы в ЕС повышают спрос на дешевые кредитные ресурсы, особенно Международного валютного фонда. Это подтверждают планы Венгрии на получение транша от этой организации на сумму в 15-20 млрд. евро. Очевидно, что спасение Италии и некоторых экономик еврозоны в будущем также может проводиться с помощью кредитных средств МВФ. При этом их шансы на получение займов значительно выше, чем у Украины. Это означает, что наиболее реальным ресурсом кредитования украинской экономики являются ссуды российских банковских учреждений с соответствующими политическими рисками.
Таким образом, снижение объемов притока капитала в экономику Украины станет еще одним фактором ухудшения платежного баланса в 2012 году. В итоге по результатам года его дефицит может превысить 6% ВВП.
Традиционные экспортные рынки. Сегодня уже не возникает сомнений, что кризис в еврозоне приведет к сокращению темпа роста ВВП.
По оценкам компании Ernst&Young, этой зимой экономику стран, относящихся к зоне хождения евро, ждет «мягкая» рецессия, в результате чего рост ВВП составит по итогам года всего 0,1%. Соответственно, существуют все предпосылки для сокращения импорта этих стран. Италия - крупнейший партнер Украины в ЕС, с которым к тому же имеется профицит во внешней торговле в размере более 1 млрд. долл. Рим ожидает замедления прироста ВВП в будущем году до 0,4-0,5%. Это, безусловно, негативно скажется на объемах украинского экспорта в эту страну.
С другими проблемными странами еврозоны показатели внешнеэкономической деятельности Украины значительно хуже: Испания -56,9 млн. долл., Португалия +70,3 млн., Ирландия -107,6 млн., Греция +59,9 млн. долл. Однако даже незначительная «просадка» этих рынков лишь усилит негативное давление на показатели украинской внешней торговли. Товарооборот Украины с ЕС имеет отрицательное сальдо в общей сложности свыше 6 млрд. долл. Снижение отечественного экспорта в страны еврозоны способно привести к его ухудшению на 10-15% в 2012 году. Это касается не только промышленного экспорта, но и экспорта сельскохозяйственной продукции нашей страны, в которой доля Испании составляет 6%, а Италии - 2% всех отечественных зарубежных зерновых поставок.
Сохранение нестабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке также негативно отразится на украинских экспортерах и, соответственно, на объемах их бюджетных отчислений. Политические трансформации в некоторых странах региона меняют привычную картину геоэкономических связей, что приводит к переформатированию связей торговых. Такие изменения несут угрозу потери Украиной одних рынков (в частности Ливии, Туниса) и сокращения доступа на другие (например, Египта). Так, руководители внешнеполитических ведомств стран - членов Евросоюза разрешили открытие торговых переговоров с Египтом, Иорданией, Марокко и Тунисом по созданию глубокой и всесторонней зоны свободной торговли. Фактически этим странам предлагается постепенная экономическая интеграция в рынок ЕС, что создает реальные риски для украинских рынков сбыта продукции.
Таким образом, согласно наиболее вероятному сценарию отрицательное сальдо внешней торговли Украины в 2012 году будет стремиться к показателю в 10 млрд. долл. Это значительно хуже предварительных итогов 2011 года. При этом поддержание роста ВВП в нынешних условиях мирового рынка на обозначенном Кабмином уровне 4-5% выглядит утопией. Его реальный уровень на следующий год - не более 2,5%.