Ключевые задачи послевоенного восстановления Украины

ZN.UA Эксклюзив Опрос читателей
Поделиться
Ключевые задачи послевоенного восстановления Украины © Getty Images
Риски окончательно превратиться в «аграрную сверхдержаву» необходимо преодолеть

Немотивированная российская военная агрессия против Украины продолжается, но все эксперты единодушно призывают планировать восстановление украинской экономики уже сегодня.

В этом контексте первое, на чем хотелось бы акцентировать внимание, — это такие негативные особенности национальной экономики, как ее структурная разбалансированность и технологическая низкоукладность, сырьевая экспортоориентированность и низкая конкурентоспособность. Если мы посмотрим на эту модель экономики сквозь призму Плана Моргентау, то ее воспроизведение в довоенном виде будет означать упадок страны. Перспектив у такой модели экономики нет, единственной ее альтернативой является технологически-цифровая реконструкция.

Справка ZN.UA
План Моргентау был предложен министром финансов США Г.Моргентау для деиндустриализации послевоенной Германии и одобрен антигитлеровской коалицией еще в 1943 году. Суть его заключалась в том, чтобы полностью ликвидировать промышленность Германии, чтобы обезопасить мир от нового немецкого посягательства, и превратить ее в сельскохозяйственную страну. Но уже через год стало понятно, что тотальная деиндустриализация страны приводит к серьезным экономическим проблемам, в том числе к снижению производительности в сельском хозяйстве. Экс-президент США Г.Гувер, откомандированный в Германию для выяснения причин накапливавшихся в стране экономических проблем, пришел по итогам своей работы к неутешительному выводу: послевоенную Германию невозможно превратить в сельскохозяйственную страну без уничтожения или вывоза из нее всего ее населения. То есть последствия деиндустриализации немецкой экономики были настолько разрушительными, что поставили под угрозу даже продовольственное самообеспечение населения страны. Поэтому от Плана Моргентау пришлось отказаться, ему на смену пришел План Маршалла.

Собственно, Украина после того, через что ей довелось пройти и что ее народ переживает до сих пор, просто не может себе позволить ограничиться достижением довоенного, слишком скромного для ее потенциала, уровня социально-экономического развития. Послевоенное восстановление Украины должно быть направлено на кардинальное изменение структуры экономики, переход от аграрно-сырьевого ее типа к индустриально-инновационному на основе создания современной высокотехнологичной, цифровизированной промышленности в контексте разворачивания в мире Индустрии 4.0. Причем Украина сама должна выступить с такой инициативой, если хочет избежать судьбы посредственного рутинного существования аграрной страны. Потому что не факт, что союзники Украины предложат ей именно сценарий инновационного развития, а не что-то типа Плана Моргентау. Некоторым странам Украина интересна только как поставщик аграрной продукции и сырья без амбиций на производство капитало- и наукоемких товаров. К этому также будут подталкивать продовольственный кризис и многолетняя специализация Украины на экспорте продуктов низкой степени переработки, закрепление за ней репутации «житницы Европы». Из-за войны экспортные возможности Украины суживаются еще больше, а риски окончательно превратиться в «аграрную сверхдержаву» остаются. Чтобы этого не допустить, понадобятся сильная политическая воля, четкая и непреклонная позиция национальной элиты в отстаивании национальных интересов Украины и ее права на инновационное развитие.

Украина должна предложить собственную версию комплексного плана послевоенного восстановления национальной экономики на новых технологических принципах — плана, который поможет стране достичь процветания в долгосрочной перспективе (далее — План). Разработкой концепции такого Плана, фундаментальных его основ должны заниматься лучшие, наиболее квалифицированные специалисты, упорные, активные и предприимчивые, не равнодушные к будущему Украины, — ученые, предприниматели, промышленники, работники образования, представители инновационных структур, общественных организаций, органов власти с чистой репутацией на принципах равноправия и равенства сторон. Вопрос остается за лидером: кто будет готов и профессионально способен возглавить ответственную миссию кураторства над разработкой Плана? Кто способен сплотить вокруг себя специалистов, население Украины ради общей цели — эффективного восстановления страны, переведения национальной экономики на более высокий уровень научно-технологического развития?

При разработке и согласовании основных позиций Плана необходимо максимально устранить все бюрократические преграды, ускорить все координационные и согласительные процедуры и закрепить подотчетность куратора Плана непосредственно премьер-министру Украины. Разработанный План должен стать национальной политикой Украины, программой ее трансформации, все остальные стратегии и документы должны согласовываться с Планом и иметь целью его реализацию. План должен сформировать целостное представление послевоенной ситуации в стране, четко обозначить первоочередные задачи, определить приоритетные виды деятельности, способные перезапустить экономику, дать импульс устойчивому экономическому росту в долгосрочной перспективе. Для каждого из этих видов деятельности надо разработать программы модернизации с детализацией работ по конкретным проектам. Для финансирования работ по программам целесообразно создать национальный Фонд восстановления, реконструкции и развития.

Среди первоочередных задач должны быть следующие. Во-первых, восстановление пострадавших и строительство новых предприятий для обеспечения людей работой. Во-вторых, решение жилищного вопроса: сначала это могут быть модульные дома (одно-трехэтажные), которые быстро (за 2–3 месяца) собираются и разбираются, их можно размещать на свободных территориях западных областей, пока не будет построено нормальное постоянное жилье для украинцев. На этих территориях нужно быстро монтировать такие же модульные сооружения под больницы, магазины, аптеки и т.п. Именно здесь целесообразно размещать релоцированные предприятия, эвакуированные из зоны боевых действий. Такие меры необходимо внедрять срочно, чтобы поддержать внутренне перемещенных лиц и побуждать к возврату украинцев, выехавших за границу, ведь некоторым из них сейчас просто некуда возвращаться.

Что касается позиции Европейского Союза и США по поводу будущего Украины, то по крайней мере сейчас есть все основания считать, что наши союзники поддержат стремление Украины построить сильную, демократическую, индустриально-развитую страну с диверсифицированной, конкурентоспособной экономикой, которая будет в состоянии генерировать нужную рынку добавленную стоимость продуктов и услуг, обеспечить высокий уровень жизни граждан и национальную безопасность государства. Оснований для такого вывода несколько.

Во-первых, Европа чувствует ответственность и вину перед Украиной за свою лояльность к режиму Путина в довоенное время и даже после оккупации РФ Крыма и части территории Донбасса в 2014–2015 годах.

Во-вторых, украинцы сейчас защищают не только свою страну и отстаивают ее независимость и свободу, они защищают всю Европу, право европейцев на прогресс и процветание, тем самым напоминая ЕС, зачем его вообще основали.

В-третьих, подача Украиной заявки на членство в ЕС и получение положительных сигналов по этой инициативе от руководства Европейской комиссии и Европейского парламента. Они официально заявляют о готовности европейского сообщества предоставить Украине всю необходимую финансовую, материальную, военную, гуманитарную помощь, внести как можно больший вклад в послевоенное восстановление страны и дать ей статус кандидата на вступление в ЕС как четкий политический знак солидарности с украинским народом.

Очевидно, что Европейскому Союзу нужна успешная Украина, а не центр нестабильности и упадка в Европе.

Эффективная реконструкция и модернизация украинской промышленности, инфраструктуры, объектов социальной и коммунальной сферы могут быть обеспечены только в случае значительной помощи со стороны ЕС и США, умелого использования Украиной этой помощи. У Европейского Союза и его стран-членов есть политическая воля помогать нашему государству восстанавливаться после войны, есть преданность этому делу. Так, ЕС планирует создать трастовый фонд солидарности по образцу фонда восстановления стран — членов ЕС после COVID-19. Он будет финансировать инвестиции в восстановление Украины и реформы по согласованию с украинским правительством.

И тут важно отметить, что безвозвратная финансовая помощь иностранных государств должна составлять львиную долю (90%) международной финансовой помощи Украине. За ее счет должны финансироваться проекты по строительству новых крупных градообразующих промышленных предприятий, реконструкции на новых технологически-цифровых принципах пострадавших предприятий, восстановлению инфраструктуры и жилищного фонда. Договариваться о такой схеме финансирования надо уже сегодня, не пренебрегая этим вопросом, успешное решение которого окажет непосредственное влияние на устойчивость послевоенного экономического роста Украины. Сейчас же иностранные государства более склонны к кредитованию, на долю грантов планируется направить только 10% общего объема международной финансовой помощи. Это недопустимо, ведь Украина отстаивает сегодня право на свободу и демократические ценности не только для себя, но и для всего цивилизованного мира.

Наконец, со стороны Украины сверхважно будет обеспечить прозрачность расходования предоставленных иностранных средств, поддерживать тот высокий уровень доверия, который установился между властью Украины и руководством ЕС, не запятнать его из-за коррупции и нецелевого использования средств. Потому что от этого, без преувеличения, будет зависеть судьба Украинского государства — перспектива его вступления в ЕС, продолжение диалога с европейскими партнерами на равных без комплекса неполноценности, получение широкой поддержки и всяческой помощи в восстановлении.

Больше статей Ирины Педоричесвой читайте по ссылке.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме