Дайте инвестору припарковаться

21 сентября, 2021, 17:00 Распечатать
Отправить
Отправить

Есть ли у Украины шанс запустить индустриальные парки?

В Украине много говорят о необходимости привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Однако дальше разговоров и презентаций дело движется редко. При этом в мире существуют работающие и широко распространенные методы решения этой задачи. Один из таких — индустриальные парки.

В самом начале новой сессии украинский парламент сделал важный шаг для запуска индустриальных парков в нашей стране, приняв законопроект №4416-1. Это первая из трех законодательных инициатив, призванная дать толчок развитию этого инструмента в Украине.

Что такое индустриальные парки? Это аналог офисного центра, только для промышленного производства: участок земли промышленного назначения, куда подведены дороги, электричество и другие инженерные сети, возможно, железнодорожная ветка. Могут быть построены производственные корпуса. Потенциальному инвестору надо только установить оборудование и начать работать.

Успешные страны широко используют этот инструмент. Например, в Венгрии в 210 индустриальных парках генерируется около 30% ВВП. В Турции действуют 400 очень успешных индустриальных парков, в которых «выращена» турецкая промышленность. В Южной Корее 1200 индустриальных парков обеспечивают половину занятости страны. Достигается это за счет предоставления индустриальным паркам и их резидентам различных стимулов: налоговых, таможенных, финансовых.

unsplash/dev

А что у нас? По данным Минэкономики, на сегодняшний день в реестр индустриальных парков включен 51 индустриальный парк. Однако их влияние на экономику практически незаметно. В 25 из них выбраны управляющие компании, в 8 — привлечены участники. Причина такого положения — отсутствие каких-либо стимулов. Сейчас, более чем через восемь лет с момента принятия закона об индустриальных парках, мы начинаем это исправлять.

Первый шаг сделан

На первом заседании после летних каникул Верховная Рада приняла во втором чтении законопроект №4416-1 — часть пакета инициатив, призванных запустить такой важный инструмент экономического развития, как индустриальные парки. Он предусматривает финансовые и институциональные стимулы для индустриальных парков и их резидентов.

В их числе возможность бюджетного финансирования для подведения инфраструктуры и инженерных сетей к индустриальным паркам, а также компенсации стоимости подключения к сетям внутри парка. Также предусмотрена возможность компенсации процентных ставок по кредитам на закупку нового оборудования.

Принятым законом Кабмину дано поручение ежегодно в течение пяти лет, начиная с 2022-го, предусматривать в бюджете не менее 2 млрд грн на развитие индустриальных парков. Также правительство должно утвердить стратегию развития индустриальных парков и создать подчиненное Минэкономики учреждение для координации работы с индустриальными парками.

За принятие этого законопроекта 7 сентября проголосовали 290 депутатов — почти конституционное большинство. Это означает, что в парламенте разделяют запрос на возвращение здравого смысла в экономическую политику страны.

Фискальные стимулы для индустриальных парков

Помимо принятого законопроекта №4416-1 в пакет инициатив входят еще два: №5688 и 5689. Они содержат налоговые и таможенные стимулы для индустриальных парков. В отличие от финансовых, они будут работать даже при отсутствии средств в бюджете. Все вместе эти три законопроекта призваны запустить индустриальные парки в Украине. Ставим себе задачу, чтобы до конца года проекты законов №5688 и 5689 тоже были приняты.

Для участников индустриальных парков они предлагают следующее:

  • освобождение от уплаты пошлины на ввоз оборудования;
  • освобождение от импортного НДС на оборудование;
  • освобождение от налога на прибыль на десять лет;
  • право местных властей предоставлять льготы по местным налогам.

Похожие по содержанию законопроекты №3724 и 3725 уже вносились в ВР. Но ранее у фискальной части власти были опасения по поводу возможных злоупотреблений при использовании стимулов для индустриальных парков. И это блокировало их движение. Законопроекты №5688 и 5689 являются результатом совместной работы с фискалами. Они содержат как стимулы для индустриальных парков, так и предохранители от возможных злоупотреблений. В их числе следующие:

  • ввезенное в льготном режиме оборудование должно в течение пяти лет работать исключительно в пределах индустриального парка — без права сдачи в аренду, лизинг или передачи в пользование третьим лицам на любых других условиях;
  • не платить налог на прибыль можно, только если резидент индустриального парка находится там не менее десяти лет, не начисляет и не выплачивает дивиденды и приравненные к ним платежи в пользу владельца корпоративных прав;
  • в случае досрочного прекращения статуса участника индустриального парка с него взимается налог на прибыль, от которого он был освобожден.

После принятия всех трех законопроектов по индустриальным паркам и разработки необходимых подзаконных актов наша страна сможет предложить инвестору примерно следующее. Участок земли промышленного назначения, куда за государственные или муниципальные средства подведены дороги и сети, у инвестора также есть возможность получить компенсацию за подключения к сетям внутри парка и компенсацию процентных ставок по кредитам. И на этой территории действует стимулирующий налоговый и таможенный режим.

unsplash/davidmartinjr

Это уже не просто презентация или слоган, а вполне конкретное предложение для разговора с конкретными расчетами. Этим путем идет большинство развитых стран. И если мы хотим войти в их число, не нужно изобретать велосипед. Надо просто делать то, что они делают для того, чтобы быть успешными.

По оценкам «Индустриал менеджмент компани», каждый доллар, потраченный государством для стимулирования инвесторов в индустриальных парках, в среднесрочной перспективе принесет 6–7 долл. инвестиций.

Это мнение подтверждается опытом из новейшей украинской экономической истории. Пример — Закарпатье, где во время действия СЭЗ в начале 2000-х годов схожие стимулы привлекли в регион десятки заводов международных и украинских промышленных компаний, которые там работают по сей день, производя электронику, автомобили, бытовую технику и пр.

Еще один важный аргумент в пользу индустриальных парков — конкуренция громад. Предоставляя муниципалитетам и ОТГ этот инструмент, мы вовлекаем в борьбу за привлечение инвестиций в реальный сектор очень мощную силу — местное самоуправление.

Заинтересованность громад легко оценить. Один гектар индустриального парка при полной загрузке создает около 50 рабочих мест, а НДФЛ — один из главных источников наполнения местных бюджетов. Я имел возможность общаться по этому поводу с мэрами крупных городов и главами ОТГ, Ассоциацией городов и другими представителями местного самоуправления. И вижу с их стороны готовность использовать индустриальные парки для развития своих громад.

Больше статей Дмитрия Кисилевского читайте по ссылке.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК