Локализация в публичных закупках: тест для чиновников на понимание национальных интересов

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Локализация в публичных закупках: тест для чиновников на понимание национальных интересов © depositphotos/Tevalux11

В прошлом году Украина израсходовала на публичные закупки около триллиона гривен. Это огромные средства, которые при эффективном использовании могли бы усилить нашу экономическую самодостаточность. Но около 40% этих средств потрачены на импортные товары, у существенной доли которых есть украинские аналоги.

Это означает, что почти 400 млрд грн вместо того, чтобы отдать украинским предприятиям, отправили за границу. Граждане не получили работу у себя дома, а государство потеряло на этом от 100 до 160 млрд грн налогов.

Проблема заслуживает того, чтобы стать приоритетом усилий правительства. Для этого парламент наделил Кабинет министров соответствующим инструментом — политикой локализации. То есть требованием местной составляющей в товарах при публичных закупках. Она призвана уменьшить ущерб от необоснованного расходования публичных средств на импортные товары при наличии аналогичных украинских.

Соответствующий закон приняли как пилотный проект в конце 2021 года, заработал он во второй половине 2022-го. Он предусматривает, что при закупках нескольких наименований машиностроительной продукции государственные заказчики должны требовать долю местной составляющей в товаре. В этом году — это 20% и дальше +5% ежегодно, пока не дойдет до 40%. У правительства есть полномочия расширять перечень товаров и регулировать другие параметры.

Требование местной составляющей не применяется к странам — подписантам соглашения GPA. То есть фактически политика локализации защищает украинский рынок публичных закупок от некоторых товаров из Китая, Турции, стран СНГ и оставляет его открытым для товаров из ЕС, США, Японии и других.

Особенность политики локализации заключается в том, что она формирует платежеспособный спрос на товары украинского производства, то есть создает рынок.

В стремлении развивать свою экономику через публичные закупки Украина неоригинальна. Продать в США неамериканские товары государству почти невозможно. Продать в ЕС неевропейские товары государствам-членам тоже. Поэтому проникновение импорта в публичные закупки в США и ЕС составляет около 5%, в Турции — почти 6, в Китае — менее 5%. Средний показатель в мире — около 7%. В Украине до вторжения было приблизительно 40%.

Преодоление подобного антирекорда — это вызов и цель для провозглашенной президентом политики «Зроблено в Україні». И для Министерства экономики, отвечающего за публичные закупки. Предлагаю четыре направления действий по решению этой проблемы.

Очистка реестра товаров с локализацией от мошенников. Одним из важных элементов политики локализации является Реестр товаров с подтвержденной степенью локализации. Его запустили во втором полугодии 2022-го во исполнение положений закона о публичных закупках. Товары из этого реестра могут участвовать в закупках с требованием локализации. Администрирует его Министерство экономики.

Реестр содержит товары, которые с очень высокой вероятностью не являются локализованными. Почти за два года существования реестра ни одного нарушителя не исключили из него и не наказали. Этой бездеятельностью чиновников пользуются мошенники.

Как работает такое мошенничество? Заказчик объявляет тендер на приобретение товара с требованием локализации. Мошенник вносит импортный товар в реестр и выдает его за локализованный. Затем этот товар принимает участие в закупке. Заказчик сознательно или нет нарушает закон.

Внедрить действенный механизм очистки реестра от мошенников и исключить из него нарушителей — задача №1 для Министерства экономики в сфере публичных закупок на этот год.

Введение ответственности за нарушение законодательства о локализации. При покупке украинского товара до 40% его стоимости возвращается в бюджет налогами и сборами. Импортный товар аналогичным образом финансирует экономику зарубежной страны. Вряд ли надо напоминать, что оборону мы финансируем исключительно внутренними ресурсами.

То есть когда заказчик нарушает законодательство о локализации, он совершает прямую кражу средств у ВСУ. Так же и мошенник, который вносит нелокализованный товар в соответствующий реестр.

За нарушение законодательства о локализации должна наступать ответственность. К сожалению, в предложенных изменениях в закон о публичных закупках, которые на заседании экономического комитета парламента представляла заместитель министра экономики Надежда Бигун, об этом ни слова.

Итак, задача №2 — предусмотреть ответственность за нарушение законодательства о локализации и конкретизировать полномочия соответствующих органов: АМКУ и ГАСУ.

Расширение локализации является еще одной важной идеей, время для которой пришло. Все помнят закупки турецкой формы чиновниками Министерства обороны, когда сотни украинских предприятий легкой промышленности простаивали без заказов. Есть много менее известных, но не менее вредных других закупок импортных товаров при наличии украинских аналогов.

Для этой проблемы существует системное решение — расширить круг товаров, которых касается требование локализации. Такие полномочия у правительства есть. И никаких оснований медлить с этим нет.

Провести анализ расходов и закупок крупных заказчиков, выяснить, какие иностранные товары массово закупаются из тех, что производятся в Украине, и предложить на основании такого анализа расширить политику локализации — это задача №3.

Подсчет доли импортных товаров в публичных закупках. Если мы хотим тратить больше публичных средств на внутренние товары и меньше на импортные, то должны знать, сколько импортных товаров на самом деле закупаем.

Сейчас единственные данные, которыми оперирует украинское государство, — это расчеты на основе межотраслевых балансов, выполненные экспертами экономического комитета Верховной Рады при принятии закона о локализации. Особенность этого метода заключается в том, что он базируется на статистике, поступающей с задержкой минимум на год. А для управления необходимы оперативные данные.

Наиболее очевидный способ подсчета — запрашивать у поставщика сертификат страны происхождения товара и отображать данные в системе Прозорро после завершения закупки. Это абсолютно нормальная международная практика, и ничто не препятствует внедрению такого или какого-либо другого механизма в Украине. Было бы желание. Так что задача №4 — научиться оперативно считать импорт в госзакупках.

Итак, побороть мошенничество в реестре товаров с локализацией, ввести ответственность за нарушения, расширить требования местной составляющей на дополнительные гражданские и оборонные товары и научиться считать проникновение импорта в публичных закупках — такие задачи политики локализации и политики «Зроблено в Україні» должно решить правительство в этом году.

Их решение также станет хорошим тестом для чиновников, ответственных за публичные закупки, на понимание национальных экономических интересов.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме