У местных громад с 2012 года есть мощный инструмент развития — индустриальные парки. Они доказали свою эффективность в десятках стран. Но в Украине их преимущества не используются и на 10%. Виной тому «белые пятна» в законодательстве об индустриальных парках. Как итог, местные бюджеты ежегодно недополучают десятки миллионов гривен.
Белоцерковский кейс
На территории Белоцерковской городской территориальной громады Киевской области по факту работают три индустриальных парка. На территории одного из них, «Белая Церковь-1», с прошлого года заработали шесть новых заводов. До конца 2021-го здесь собираются ввести в эксплуатацию еще несколько предприятий различных отраслей экономики.
Другой, экоиндустриальный, парк планируется зарегистрировать в ближайшее время на основе городского коммунального предприятия «Белоцерковский грузовой авиационный комплекс» (БГАК). Сейчас БГАК также участвует в международной программе ООН по промышленному развитию UNIDO как пилотный проект по созданию экоиндустриальных парков в Украине. Комплекс стал базовым участником этого проекта, так как уже функционирует по аналогии с индустриальным парком. Он используется как промышленная площадка, на которой успешно работают около 80 предприятий.
Заместитель городского головы Василий Морской в комментарии ZN.UA рассказал, что идея развития индустриальных парков в Белой Церкви основана на европейском опыте, в частности на польском. Там индустриальные парки создали основу для экономического благосостояния территориальных громад и наполнения местных бюджетов.
«Наш интерес как крупнейшей территориальной громады Киевской области заключается в том, что благодаря созданию и развитию индустриальных парков мы получаем дополнительные высокооплачиваемые рабочие места и рост налоговых поступлений в местный бюджет. У нас появляется больше возможностей для развития территориальной громады, а именно — восстановления дорог, развития инфраструктуры, благоустройства населенных пунктов громады и города Белая Церковь», — пояснил В.Морской.
По его словам, основной источник наполнения бюджета громады — поступления от налога на доходы физических лиц. Поэтому громада заинтересована в создании новых рабочих мест с высокой зарплатой. Плюс компании-резиденты индустриальных парков платят громаде имущественные налоги — земельный и налог на недвижимость.
«Если говорить об индустриальных парках, то наша главная задача как местной власти — в первую очередь не мешать бизнесу работать. Поэтому мы стараемся оказывать помощь в оформлении разрешительных документов и прохождении административных процедур. Я убежден, что за развитием индустриальных парков будущее», — подчеркнул заместитель городского головы.
Днепр на подходе
В Днепре идея создать индустриальный парк появилась сразу после принятия в 2013 году профильного закона. Однако юридически индустриальный парк на территории бывшего мартеновского цеха Нижнеднепровского трубопрокатного завода «прописался» только в 2018-м.
Для этого соответствующие вопросы 18 раз выносились на рассмотрение сессии горрады, отмечает директор коммунального предприятия «Агентство развития Днепра» Александр Капли.
«Были необходимы изменения в генеральный план города, в план развития территории, город должен был получить от предприятия и оформить земельный участок и так далее», — пояснил он. Однако главной причиной, из-за которой индустриальные парки до сих пор так и не стали финансовой основой местных громад в Украине, А.Капли считает непроцедурные «бумажные» вопросы.
«У нас есть закон об индустриальных парках, но в нем практически нет стимулов для компаний, чтобы в эти парки заходить. Если мы возьмем другие страны, ближнее зарубежье, там такие стимулы используются очень широко. Например, не платится ввозная пошлина и НДС при импорте оборудования», — отметил он.
Директор «Агентства развития Днепра» выразил надежду, что до конца года ситуация изменится к лучшему после принятия Верховной Радой ряда законопроектов, предусматривающих налоговые и инвестиционные стимулы для индустриальных парков и их резидентов.
В планы городских властей входит прокладка новых инженерных коммуникаций и строительство магистральной автодороги к индустриальному парку. «Потому что строить новые производственные здания на старых коммуникациях, которые остались от завода, этого никто не будет делать», — сказал А.Капли.
Выгода для города от таких инвестиций — в появлении новых рабочих мест. «Самое главное, что мы получим от индустриального парка, — это рабочие места, они нужны городу. Люди, которые в нем живут, должны где-то работать», — подчеркнул директор «Агентства развития Днепра».
Львовский опыт
Львовские власти развивают целый ряд промышленных зон — Сигновка, Рясное-2 и СТР. В каждой из них могут разместиться один или несколько индустриальных парков. В частности, в Сигновке на площади 18,2 га в мае 2021-го зарегистрирован и начал работу индустриальный парк «Спарроу парк Львов».
Здесь планируется размещение логистических компаний, предприятий легкой, пищевой, полиграфической промышленности, деревообработки и смежных отраслей. Общая сумма инвестиций в развитие индустриального парка оценивается в 1,9 млрд грн. Ожидается, что он может создать порядка тысячи рабочих мест.
Индустриальный парк в Сигновке появился после того, как городские власти обеспечили этот участок необходимой инженерной инфраструктурой: профинансировали строительство подъездных автодорог, прокладку линии энергоснабжения, газ, водоснабжение, канализацию, автобусные маршруты.
По словам советника мэра Львова Геннадия Васькива, для города это выгодные инвестиции. «Мы потратили на сопутствующую инфраструктуру порядка 180 миллионов гривен, а потом местный бюджет получил свыше 260 миллионов гривен от продажи земельных участков в этой промышленной зоне. И еще планируем получить от реализации участков около 300 миллионов гривен. Кроме того, город будет получать порядка 200 миллионов гривен НДФЛ в год при полной загрузке индустриального парка в Сигновке», — подчеркивает Г.Васькив.
Одним из наибольших препятствий для развития индустриальных парков советник мэра Львова считает проблему с обеспечением их инженерной инфраструктурой, без которой производство не сможет работать.
«У нас в Украине, не только во Львове, есть много земельных участков, у которых ничего нет. Ни подъездных дорог, ни электричества, ни газа, ни воды. Даже нам, городским властям, было очень сложно обеспечить подключение промышленной зоны в Сигновке к энергосетям. А если для инвестора подключение обойдется в четыре раза дороже, чем сам земельный участок, кто будет инвестировать?» — подчеркивает Г.Васькив.
По его словам, в соседних с Украиной странах у инвесторов в индустриальных парках нет таких проблем. Значит, надо заимствовать их опыт и те стимулы, которые используются для развития индустриальных парков в Восточной Европе и Турции.
«Мы знаем, что в Верховной Раде есть ряд законопроектов, которыми предлагается внедрить такие стимулы и у нас. Чтобы по тем же инженерным сетям для индустриальных парков эти вопросы регулировались государством, если оно хочет задействовать этот инструмент для экономического развития. Надеемся, что эти законопроекты будут приняты», — сказал советник мэра Львова.
Мэры готовы. Дело за парламентом
Чтобы индустриальные парки в Украине стали таким же драйвером регионального развития, как и в соседних странах, местные власти должны решить два вопроса: выделение земельных участков и их обеспечение сопутствующей инфраструктурой, считает заместитель министра развития громад и территорий Иван Лукеря.
Государство, в свою очередь, должно предоставить управляющим компаниям индустриальных парков и их резидентам стимулы: налоговые, таможенные, инвестиционные.
«Это как два столба, на которых держатся индустриальные парки: базовая инфраструктура и стимулы. Причем должны быть именно два столба, так как сложно стоять на одной ноге. Кроме создания базовой инфраструктуры, включающей дороги, электрические, водопроводные, газовые сети, должно быть освобождение от налога на прибыль, от НДС и пошлины при ввозе оборудования, частичная компенсация процентных ставок по кредитам на это оборудование и так далее», — говорит замминистра.
По его словам, только в этом случае можно ожидать притока инвестиций в украинскую экономику, в том числе зарубежных. «С этой целью министерство совместно с Министерством экономики и депутатами работает над законопроектами о стимулах для индустриальных парках», — отметил И.Лукеря.
Индустриальные парки позволяют подключить местное самоуправление к борьбе за рабочие места, промышленное развитие и инвестиции в Украине, уверен заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам экономического развития Дмитрий Кисилевский.
По его мнению, мэры городов и главы громад — очень мощная сила. Они могут быть не менее, а может, и более эффективными в практической работе по привлечению инвестиций, чем отдельные центральные органы власти.
«Я считаю, что мэры и главы ОТГ могут достичь больших успехов в привлечении инвестиций. У них есть для этого стимул — заработать деньги для решения важных проблем своих громад. Я имел возможность общаться по этому поводу с мэрами Львова и Днепра, с головой Бучанской ОТГ, с Ассоциацией городов и другими представителями местного самоуправления. И я вижу с их стороны готовность брать этот инструмент и использовать его в пользу своих громад», — подчеркивает замглавы комитета ВР по вопросам экономразвития.
По его словам, помочь местным властям должно принятие законопроектов №4416-1, 5688 и 5689, зарегистрированных в Верховной Раде. Они предусматривают налоговые, финансовые и институциональные стимулы для индустриальных парков.
В законопроекте №4416-1 предполагаются возможность покрытия расходов индустриальных парков на подведение инфраструктуры, компенсация подключения к сетям для участников индустриальных парков, компенсация процентных ставок по кредитам.
Законопроекты №5688 и 5689 предусматривают освобождение резидентов индустриальных парков от уплаты ввозной пошлины на оборудование, от импортного НДС на оборудование, от налога на прибыль на десять лет. Местным властям предлагается дать право самостоятельно устанавливать льготы по местным налогам для индустриальных парков и их резидентов.
При этом к получателям стимулов будут установлены определенные требования с целью избежать злоупотреблений при использовании особого фискального режима. Например, ввезенное в льготном режиме оборудование должно в течение пяти лет работать исключительно в пределах индустриального парка — без права сдачи в аренду, лизинг или передачи в пользование третьим лицам на любых других условиях.
Не платить налог на прибыль можно будет, только если резидент индустриального парка находится там не менее десяти лет, не начисляет и не выплачивает дивиденды и приравненные к ним платежи в пользу владельца корпоративных прав.
«Даже когда мы все эти стимулы реализуем и они заработают, Украина будет очень далеко от того уровня поддержки, который оказывают другие страны, в том числе наши соседи, своим производителям в индустриальных парках. Но мы должны с чего-то начинать», — подчеркивает Д.Кисилевский.
Он приводит экспертные оценки, согласно которым 1 га индустриального парка дает порядка 50 рабочих мест. «То есть если в Днепре индустриальный парк включает 60 га, там может со временем появиться около трех тысяч рабочих мест», — поясняет замглавы комитета ВР по вопросам экономразвития.
Есть плюсы и для города. Если каждый работник в индустриальном парке получает хотя бы 13,5 тыс. грн в месяц, за год это даст местному бюджету 87 млн грн налога на доходы физлиц. Это как раз и есть те деньги, которые можно потратить на благоустройство дворов, ремонт дорог, замену уличного освещения.