Если корову доить, но не кормить, протянет она недолго. А если у коровы еще и есть возможность перейти на соседнее пастбище, где травы больше, а план по надоям ниже, — уйдет и глазом не моргнет. Вот почему сторонники либеральных налоговых систем настаивают: хотите роста, снижайте нагрузку на бизнес. Дайте корове и пищу, и возможность нарастить надои естественным образом.
Исторических примеров масса, большинство развитых стран, с высокими налогами сейчас и темпами роста ВВП в 1–2%, в периоды своего интенсивного роста имели гораздо более комфортные системы налогообложений. Ведь чтобы что-то потратить, это надо сначала заработать.
Вот почему в ответ на утвержденную правительством Национальную стратегию доходов на 2024–2030 годы Украинский институт будущего (UIF) предложил либеральную альтернативу — налоговую реформу «10–10–10–10». Сразу оговоримся — этот проект отличается от «все по 10» авторства Ростислава Шурмы и концептуально, и качественно. Эксперты UIF убеждены, что Украина нуждается в новых подходах к восстановлению экономики и отношениям между налогоплательщиками и государством, и без налоговых изменений этого не достичь.
Действительно, как справедливо отмечает директор экономических программ UIF Анатолий Амелин, у Украины было все для того, чтобы стать «европейским тигром». В частности, высокий образовательный уровень населения, недорогая рабочая сила и главное отличие от «азиатских тигров» — максимальная близость к рынкам сбыта. Надо только справиться с коррупцией, революционно снизить налоги, немножко подождать, и страну завалят инвестициями. Вот только за все эти годы никто на подобные трансформации так и не решился.
По словам Амелина, основная идея Либеральной налоговой реформы сформировалась примерно два года назад, однако эксперты UIF «усовершенствовали ее и адаптировали под условия, в которых находится Украина сегодня».
Эксперты пояснили, что следствием недейственной налоговой системы в Украине являются большая доля теневой экономики и низкое качество государственных услуг. Это сопровождается деиндустриализацией, оттоком людей и капитала за границу и ростом импортозависимости страны.
«10–10–10–10»
Либеральная налоговая реформа, по мнению ее авторов, способна улучшить экономику Украины и запустить ее постепенный рост как раз за счет предоставления возможности нарастить капитал тут, в стране, и создать привлекательные и конкурентные условия для работы в стране инвесторов. По мнению Анатолия Амелина, задача налоговой реформы — это в том числе и создание условий лучших, чем в других странах.
Предложенная концепция предусматривает снижение налоговой нагрузки:
- 10-процентный налог с розничных продаж (вместо 20-процентного НДС);
- снижение до 10% (с 18) налога на доходы физических лиц;
- введение 10-процентного налога на распределенную прибыль (вместо 18-процентного налога на прибыль);
- снижение единого социального взноса с 22 до 10%.
Таким образом, имеем формулу «10–10–10–10». Предполагается также ликвидация военного сбора (по завершении войны) и других мелких налогов.
Главными инструментами данной реформы являются замена налога на прибыль налогом на распределенную прибыль (НнРП), замена налога на добавленную стоимость (НДС) на налог с розничной продажи (НРП) и бруттизация зарплат (о чем очень давно говорится, но не делается). Концепция реформы предполагает включение в налог на доходы физлиц (НДФЛ) социальных обязательств как компенсатора ликвидированных налогов с постепенным снижением ставки.
Кроме того, эксперты предлагают модифицировать упрощенную систему налогообложения с четырех групп до двух:
- первая группа — это микробизнес, который в качестве налога платит фиксированную сумму патента;
- вторая группа — это остальная часть бизнеса, которая платит только налог с продаж.
Таково лекарство для подъема экономики, притока капитала в страну и выхода бизнеса из «тени», с точки зрения экспертов Украинского института будущего в комбинации с категорическим запретом внеэкономического давления на бизнес.
Ожидания к 2030 году следующие:
- создание дополнительного ВВП за пять лет в объеме 263 млрд долл.;
- снижение «тени» в экономике с 40 до 20%;
- стабилизация рынка валют за счет притока инвестиций и нормализации торгового баланса;
- замещение внешних долгов внутренними за счет развития внутреннего рынка капиталов;
- приток инвестиций порядка 66 млрд долл.;
- стабильный двузначный темп роста ВВП начиная с 2026 года с пиком в +14,6% в 2030-м.
Конечно, чудес не бывает, если снижаются налоговые ставки, то и денег в казну поступает меньше, но в данном случае речь идет не только о снижении, но и о глобальной трансформации — замене одних налогов другими, изменении самой структуры налогов. Да, если сравнивать эффект от либеральной реформы с принятой правительством стратегией закручивания гаек, то доходы снижаются на устрашающие 11% ВВП, но и расходы сокращаются на 9% ВВП, баланс бюджета с нынешних 18% все равно приходит к скромным 3% к 2030 году, активнее сокращается госдолг, а главное — активнее приходят инвестиции и растет ВВП.
Чтобы экономика росла, объем инвестиций должен быть не менее 25% ВВП
Столь радикальный подход — попытка устранить основоположные причины наших экономических неудач.
Экономисты выделяют три фактора роста экономики: капитал, люди, технологии. Даже не доходя до третьего фактора, с первыми двумя у нас большие проблемы. Например, что касается капитала, то еще до войны из страны было выведено 19 млрд грн. И сейчас у нас нет внутреннего источника накопления капитала — фондового рынка, а банковская система не справляется с этой функцией, так как нацелена в основном на покупку депозитных сертификатов, а не на кредитование бизнеса. У бизнеса остается единственный источник финансирования — собственная прибыль. А она по большей части изымается в виде налогов.
В этом и основная причина такой популярности офшоров у местных предпринимателей: чем дальше капитал от Украины, тем выше его сохранность. Например, по оценке Анатолия Амелина, за 2023 год экспортеры не вернули в страну от 5 до 8 млрд долл. Тут же кроется причина очень вялых инвестиций в Украину. Сейчас они буквально на критически низком уровне — 13–14% ВВП. Для сравнения, у «азиатских тигров» инвестиции составляют 30–35%. По оценкам экономистов UIF, чтобы экономика росла, объем инвестиций должен быть не менее 25% ВВП.
По словам аналитика UIF Яны Лаврик, украинская экономика находится на грани коллапса. Промышленность разрушена, увы, не только войной, но и непоследовательной неэффективной политикой государства. Мы привыкли к тому, что Украина — это страна с достаточно высокой долей экспорта в 50%. Но, по последним данным платежного баланса, доля экспорта у нас уже всего 28%, а доля импорта остается критически высокой. В итоге Украина превращается из экспортоориентированной страны в импортозависимую, лишь ухудшая свое положение и накапливая риски. Ведь импорт мы оплачиваем валютой, которую при сниженном экспорте получить все труднее, приходится брать в долг, латать дыры, продолжая ухудшать саму структуру экономики.
На сегодняшний день мы имеем рекордный дефицит торгового баланса — 21% ВВП. Это огромная цифра. Мы его покрываем за счет наших доноров, грантов, кредитов, за счет роста долга, который еще предстоит отдать.
Что еще хуже, мы потеряли за время войны значительную часть человеческого капитала. По оценкам ООН, почти 10 миллионов человек в течение последних двух лет полномасштабного российского вторжения выехали из страны. К огромному сожалению, люди продолжают уезжать. Мы теряем и качество человеческого капитала. Это несколько цинично, но пенсионер и человек трудоспособного возраста вносят разный вклад в экономику. Пенсионеру нужно платить пенсию из бюджета, а молодые украинцы создают добавленную стоимость. Люди продолжают думать об эмиграции, бизнес — тоже. У них нет ощущения перспективы. И что совсем плохо, нет его и у власти.
Наш экономический рост никогда не был стабильным, — экономика Украины после некоторого периода роста с завидной регулярностью обрушивается. Если это показать с помощью диаграммы, получатся этакие зубья пилы, а нужна восходящая прямая. И даже если нас не будет устраивать угол ее наклона, это уже будет положительное изменение.