Для небольшой и открытой украинской экономики налоговая политика является ключевой с оглядкой на возможности для дальнейшего развития и выживания страны. Именно поэтому с появлением в декабре прошлого года обновленного Меморандума по МВФ, а позже и его «фискального эпигона» — Национальной стратегии доходов, украинское общество соприкоснулось с фактом формирования в государстве новой налоговой политики. Она получила название «политика мобилизации доходов» и, несмотря на войну и огромный дефицит госбюджета, предложила на протяжении ближайших лет, наверное, наибольший за все годы независимости рост налогов (3–4% ВВП). Реально ли это?
Страна агрессивных уклонений и налогообложения
Авторы политики мобилизации доходов решились на «слишком фискальный» подход к налоговой реформе, что уже послужило причиной значительного разочарования и опасений у бизнеса, граждан и аналитических центров. Исключительно «математическое видение» оптимальной налоговой системы требует немедленной корректировки с учетом пренебрежения следующими институционально-национальными факторами.
- Украина имеет слабую экономику и низкое качество государственного управления. В более широком понимании ее развитие и экономическая свобода на протяжении более 30 лет не были и не является приоритетом для государства, потому что почти половину времени своего независимого существования Украина демонстрирует негативный или нулевой рост экономики — Real GDP growth (1992–1999, 2009, 2014–2015, 2020 и 2022 гг.), а темпы роста отстают от общемировых более чем в 2,4 раза (данные МВФ).
В ключевых мировых рейтингах Украина занимает место рядом со странами Африки и Латинской Америки.
- Украина страдает от значительного размера неформальной экономики. В отличие от большинства стран, здесь преобладающая часть налоговых поступлений теряется из-за масштабнейших инструментов уклонения от уплаты налогов и агрессивного налогового планирования, применяемых крупными и сверхкрупными предприятиями. Соответственно, механическое перенесение на украинскую почву опыта других стран в этом вопросе приводит к ошибочным выводам и рекомендациям, которые не способствуют ни эффективной фискальной политике государства, ни борьбе с теневой экономикой.
З. Украина — территория, где проповедуют политику чрезвычайно агрессивного сбора налогов. Экономика стала своеобразным заложником «большого по размеру правительства» — уровень перераспределения через публичные финансы в мирные годы достигал 45% от ВВП, а сейчас вообще превышает 60% ВВП.
Это создает «особый» подход государства в вопросах формирования доходной части бюджета, который основывается прежде всего на агрессивной политике сбора налогов с бизнеса и экономически активных граждан, потому что наибольший удельный вес в общем объеме поступлений в бюджет представляют именно налоги — на грани 80%.
Национальная стратегия доходов по сути закрепляет для Украины эру высоких налогов. Но есть несколько аргументов об ошибочности такого подхода:
- в условиях войны требовать полнейшего соблюдения многочисленных и непростых правил и процедур налогового законодательства как минимум недальновидно, а действующий институт подтверждения невозможности выполнить налоговые обязательства со стороны плательщика (приказ Минфина № 225 от 29 июля 2022 года) неэффективен;
- экономика очень слабая (в 2022 году мы потеряли 29% ВВП), поэтому политика закручивания гаек ошибочна как по социальным последствиям, так и с учетом текущих процессов — неопределенности, инфраструктурного террора РФ;
- опыт 2020–2022 годов показал, что отсутствие проверок почти никак не сказалось на уплате налогов. То есть абсолютное большинство проверок лишние с фискальной точки зрения, а следовательно, приводят к непроизводительным потерям и создают коррупционные риски.
- Украина — государство с крайне непоследовательным и нестабильным налоговым законодательством, которое постоянно усложняется. Наше налоговое законодательство невозможно выполнить, его невозможно объективно толковать из-за того, что государство меняет старые и пишет новые законы с непостижимой скоростью. Налоговый кодекс с 2011 года вырос в физическом объеме почти в 3,2 раза, а изменения в него вносились 210 законами.
С начала агрессии РФ законодатель добавил 44 изменения в Налоговый кодекс и 23 трансформации в Таможенный кодекс Украины. Иначе говоря, ответственный налогоплательщик в военное время вынужден больше трех раз в месяц подвергаться стрессу из-за изменений в налоговом поле.
То есть новая «политика мобилизации доходов» продолжает строить сверхсложное, нестабильное и недружественное к бизнесу налоговое законодательство, не способное обслуживать ослабленную войной экономику и продуцировать быстрое экономическое восстановление.
Составные части реальной реформы
Как известно, реформы — это ряд проб и ошибок. Вместе с тем идеального рецепта реформ нет. Ситуацию надо решать, осуществив быструю и радикальную налоговую реформу, макроэкономические контуры которой будут выражаться в:
- небольшом размере государства;
- ответственной макроэкономической политике;
- минимально необходимых регуляциях;
- умеренных налогах.
И вот какими станут ее составные части.
Принцип простоты
Для малого и среднего бизнеса нужна «примитивная» налоговая система, которая потребует минимум времени и средств от налогоплательщиков. Это значит, что и общую, и упрощенную системы налогообложения, учета и отчетности нужно не усложнять, а упрощать.
Налоговую отчетность надо упростить и сократить, а ненужную (дублирующую) отменить. Вместе с тем необходимо завершить процесс, начатый в 2010 году, когда действовали 42 налога и сбора, и окончательно уменьшить количество налогов до семи–восьми.
Принцип справедливости
Нужно реализовать принцип хорошего сбора при умеренном уровне налогов, отменив большинство действующих налоговых льгот, преференций и сниженных ставок — их около 260 в Налоговом и Таможенном кодексах.
Отмена льгот позволит создать финансовый базис для снижения ставок основных налогов, прежде всего прямых (на зарплату и прибыль) как самых вредных для экономического развития. Украина сможет предложить невысокие унифицированные ставки без искажения конкуренции и дискриминации отдельных групп налогоплательщиков.
Следует повысить порог регистрации плательщиком НДС (в Украине он остается неизменным больше восьми лет и составляет 1 млн грн).
Слишком широкую фискализацию нужно ограничить. На нормативном уровне следует установить разумные сроки (например, 90 календарных дней) для снятия предпринимателей с учета в налоговых органах.
Принцип стабильности
Необходимо ввести двухлетний (2024–2025) мораторий на смену налогового законодательства. А с 2026 года принять специальную законодательную процедуру (аналогичную процедуре принятия закона о бюджете), чтобы изменения в налоговое законодательство вносили не чаще, чем один-два раза в год. Это повысит предсказуемость национальной налоговой системы для инвесторов и налогоплательщиков.
Принцип удобства
Уже сегодня можно и нужно иметь полностью цифровую налоговую систему, способную поддерживать налогоплательщиков во всем мире, позволяя придерживаться 100% требований и процедур налогового законодательства в бесконтактном адаптивном удаленном режиме, а также удовлетворять полный спектр их (плательщиков) потребностей.
Создание более качественного администрирования, благодаря высокой операционной эффективности органов контроля, будет иметь следствием и рост сбора налогов без повышения налоговой нагрузки — страна будет собирать в среднем на 3,25% ВВП больше налогов при прочих равных условиях.
Ничего лишнего
Предложенный подход поможет Украине построить своеобразную Конституцию экономической свободы и получить одну из самых комфортных налоговых систем в мире, которая станет драйвером экономического форсажа Украины. Он позволит лучше финансировать армию, остановить отток мозгов из страны и быстро реанимировать экономику. Все, что не вписывается в эту модель, нужно отвергнуть общими действиями правительства, парламента, бизнеса и граждан. Или в случае крайней необходимости, например, международных обязательств, которые увеличивают налоговое давление и административное бремя, отложить на максимально допустимый срок или отменить путем переговоров с партнерами.
Вместе с тем страны ⸺ партнеры Украины и Евросоюз сейчас получили беспрецедентные рычаги влияния на политику власти, в частности на проведение реформ. Сверхважно, чтобы партнеры и далее обусловливали предоставление дальнейшей финансовой помощи определенными конкретными шагами по реформированию (реформы в обмен на деньги), прежде всего в сфере утверждения верховенства права, борьбы с коррупцией и т.п. В этот перечень вполне естественно может попасть и новая быстрая и радикальная налоговая реформа.