Налоговый ад или еще чистилище?

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Налоговый ад или еще чистилище? © depositphotos/SergeyNivens

Аналитическое исследование Tax Hells 2023 от исследовательского учреждения The 1841 Foundation угнетает, ведь в нем Украина заняла четвертое место среди государств «Налогового ада». Поэтому неудивительно, что эта новость вызвала действительно горячую дискуссию и обсуждение. Даниил Гетманцев как глава комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Верховной Рады сразу же выдал свое экспертное мнение, мол, рейтинг «странный» и не заслуживает внимания, ведь цель этого исследования —  «зарабатывать потом на налоговых консультациях».

Безусловно, у рейтинга есть недостатки, а к его методологии могут быть замечания, но на самом ли деле нас должно утешать то, что исследователи не анализировали страны Африки? Дескать, рядом с ними Украина была бы, как конфетка. А почему мы не хотим соревноваться с Ирландией или Швейцарией, которые традиционно на кону в подобных рейтингах?

Само по себе появление Украины в подобном топе подтверждает вполне реальную проблему — налоговая система Украины до сих пор, несмотря на годы реформ, остается не самой лучшей. А среди стран по крайней мере Европейского континента ее действительно можно характеризовать как «адскую».

На такое определение влияют несколько важных аспектов. Первый из них связан далеко не со ставкой налога, как считает Даниил Гетманцев, а с его администрированием. Чем сложнее администрирование налогов, тем хуже условия ведения бизнеса. Если брать довоенный и даже докоронавирусный 2020 год, то специалисты отмечали, что украинцы тратят на администрирование собственных налогов 328 часов ежегодно — вдвое больше времени, чем представители развитых стран. Уже тогда мы начали плестись в хвосте по продолжительности учета НДС (176-е место из 190).

На второй аспект указывают все крупные, средние и местами даже малые предприниматели на протяжении последнего года. Речь идет о системной коррупции в налоговых органах, которая не в последнюю очередь обусловливает «странные» практики в их работе, точно не облегчающие жизнь бизнеса. За последние полтора года с остановкой возмещения НДС столкнулся каждый пятый бизнес. И как минимум столько же столкнулись с прямыми последствиями таких действий Налоговой — остановки контрактов, невыплаты средств и тому подобное. Самое интересное, что в 90% случаев суды встают на сторону предпринимателей. А Верховный суд Украины уже несколько раз обязывал Налоговую пользоваться четкими критериями при определении рискованного бизнеса, а не выносить де-факто «приговоры» по собственному усмотрению. Но налоговики выбрали такую модель поведения с очевидной целью — это самый простой способ требовать взятки у бизнеса. Об этом точно должен был бы знать Даниил Гетманцев, ведь заместителем главы Государственной налоговой службы сейчас работает его помощник Евгений Сокур и точно видит все изнутри.

Третий аспект ключевой в требованиях МВФ и других международных партнеров, и Гетманцев с его выполнением не спешит. Речь идет об открытых конкурсах на глав Налоговой и таможни, ведь эти должности вакантные уже более года, а исполняющие обязанности, как вы понимаете, это точно не независимые и полноправные двигатели перемен. В то же время мы до сих пор на этапе законопроекта, да и в нем речь идет только о конкурсе на должность руководителя таможни. О Налоговой странным образом все забыли. А действительно, зачем там независимый руководитель.

Четвертым аспектом является постоянное изменение правил и условий игры. Налоговый кодекс обновляется каждый год, а вместе с ним обновляются и все бланки, бюрократические условия, детали к подаче и заполнению. Все это сводится к необходимости постоянно изучать новые правила, что увеличивает нагрузку на администрирование. И все это вдобавок к тому, что у нас и так очень зарегулированная система, а тысячи из этих регуляций — это еще наследие со времен СССР.

Последним аспектом является война. Да, ее не решишь в сфере реформ Налоговой. Но именно реформа службы должна была бы облегчить условия ведения бизнеса и таким образом привлечь в страну инвестиции во время войны. Но что мы видим на практике? Упростив некоторые налоговые аспекты на первый год войны, Гетманцев и его окружение в 2023 году быстро вернули все почти на довоенный уровень. Даже больше, всерьез размышляют над усилением налогового давления: возвратом налоговых проверок, введением дополнительного налогообложения, ликвидацией ФЛП, переведением всех сфер деятельности на PPO. Все это очень раздражает украинцев, кроме прочего, еще и тем, что это все кальки законодательства страны, ведущей против нас войну.

Поэтому можно понять дискуссию — мы уже в аду или еще в чистилище. Несмотря на недостатки методологии, рейтинг ударил в очень болезненную для украинцев точку. Ведь существующая ситуация, еще и во время войны, действительно напоминает «налоговый ад». И мы не вдруг в нем оказались. За 30 лет мы так и не смогли перестроить налоговую систему в государстве, чтобы она с самого начала была дружественной к бизнесу. Для государства, по высказываниям того же Гетманцева, бизнес — это «гусь», которого надо ощипывать так, чтобы он не очень громко кричал. Это вполне характеризует подход к налогообложению в течение последних тридцати лет. Его логика проста: внедрять дополнительные регуляции, чтобы контролирующие органы могли хорошо жить за счет взяток от бизнеса.

Хотя давно можно было бы перейти к практике создания комфортных условий для увеличения количества бизнеса, а следовательно, и базы налогообложения, о росте которой неустанно говорят налоговики. Очевидно, без упрощения администрирования даже о минимальном комфорте речь не идет, а фискальное давление вообще убивает любые надежды на улучшение. Да и на конкурентные преимущества в регионе, если мы до сих пор надеемся на хоть какие-то инвестиции.

Однако прежде всего нам следует присмотреться к самому процессу формирования налоговой политики, который сейчас полностью сконцентрировался в соответствующем комитете парламента. И это при отсутствии руководства в Государственной налоговой и Государственной таможенной службах, устранении профильного министерства как полисимейкера, недостатке эффективного арбитража и слабеньких антикоррупционных успехах.

Так что же это, если не ад? Мы даже фамилию сатаны знаем.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме