В конце ноября наше правительство торжественно отчиталось о новой четырехлетней программе с Международным валютным фондом (МВФ), позволяющей Украине получить финансирование бюджета в размере приблизительно 8,4 млрд долл. Но эта новость не была воспринята с энтузиазмом из-за того, что в пресс-релизе МВФ упомянул о необходимости увеличить налоги, в том числе для малого и микробизнеса. Это в свою очередь вызвало дискуссию о пользе от сотрудничества с МВФ.
Давайте оставим налоговые диспуты для настоящих специалистов сферы, вместо этого сконцентрируемся на общих условиях сотрудничества с Фондом как с кредитором. Попытаемся ответить на вопрос, действительно ли кредиты МВФ полезны для Украины. Другими словами, посмотрим на Международный валютный фонд так, как клиент-заемщик смотрит на банк, и дадим этому банку свою оценку. Забегая наперед, замечу, что оценка эта далека от идеальной.
Безответственный кредитор
На веб-странице МВФ, посвященной описанию политики кредитования, указано, что Фонд «предлагает разные виды кредитов, адаптированных к разнообразным потребностям стран и их особым обстоятельствам». То есть МВФ позиционирует себя как ответственного кредитора, способного подобрать программу финансирования, которая как можно лучше подходит запросам конкретной страны.
Что такое «ответственный кредитор», трудно описать в двух словах. Проще рассказать на примере, что такое безответственный кредитор.
Вот представьте, что вы хотите приобрести в кредит микроволновку и обращаетесь в банк за соответствующим займом. Но у этого банка нет продукта по кредитованию микроволновок. Однако он не хочет потерять вас как потенциального клиента и пытается адаптировать «под ваши потребности» свою программу по кредитованию автомобилей. Поэтому он будет просить от вас удостоверение пользователя микроволновок со стажем, справку о доходах за последние два года, справку о составе семьи и потребует страхование печи по программе КАСКО. Конечно, подобная адаптация вам не понравится, и от такого потенциального кредитора вы будете держаться как можно дальше.
Сейчас МВФ мне напоминает именно такого кредитора. Ведь программа EFF, об открытии которой нам так радостно рассказали, совершенно не соответствует нашим потребностям и нашим вызовам. Потому что эта программа, согласно ее описанию на странице МВФ, для стран, испытывающих серьезный платежный дефицит из-за структурных проблем, которые требуют продолжительного времени (и серьезных реформ) для их решения. То есть эта программа была разработана для стран, у которых возникли финансовые проблемы из-за экономического кризиса или же из-за непродуманных решений правительства. Но экономического кризиса у нас официально нет (спросите хотя бы у НБУ). Поэтому получается, что единственным основанием для того, чтобы Украина просила кредиты по программе EFF, является несовершенная политика правительства, которую немедленно необходимо исправлять.
Как бы мы ни относились к политике нашего правительства, следует признать, что ключевая проблема Украины сейчас другая — это агрессивная война, развязанная Россией. Никакими внутренними реформами эта проблема не решается.
Но и решения наших проблем МВФ предлагает слишком стандартные: наращивайте доходную часть бюджета (увеличивайте налоги) и уменьшайте государственный долг. Ну, с уменьшением госдолга Фонд нам хоть немного помогает, стоя где-то за спиной наших чиновников, договаривающихся об очередном списании частных кредитов. Однако МВФ не отвечает на вопрос: как нам поможет дополнительное налогообложение всех и всего? Ведь только за девять месяцев этого года фактические расходы государственного бюджета Украины превышают внутренние доходы бюджета вдвое.
Поэтому я не вижу адаптации программы МВФ под наши требования и наши потребности. А если смотреть более детально на финансовые параметры этой программы (об этом — ниже), то становится еще более очевидно, что нам она не подходит.
Уже не дешевый кредитор
На протяжении десятилетий МВФ систематически удерживал статус требовательного, но дешевого кредитора, предоставляющего свои кредиты под достаточно льготные проценты. Но этот статус остался в далеком довоенном прошлом, когда альтернативой займам от МВФ были рыночные заимствования правительства на международных финансовых рынках под 6–8% в твердой валюте, на фоне которых кредиты от МВФ под 2–3% выглядели действительно дешевыми.
Сейчас Украина не может брать в долг на международных фондовых рынках, поэтому единственным источником покрытия дефицита бюджета сейчас являются межгосударственные займы, которые мы получаем под ставку 0–1,5%. При этом из-за роста кредитных ставок во всех твердых валютах МВФ, привязывающий стоимость своих средств к «рынку», одалживает нам под 5–7%. Так, ставка по кредитам новой программы МВФ составляет на сегодняшний день 6,1%. Может ли Украина позволить себе обслуживать такие дорогие кредиты — вопрос риторический.
Тут еще могут возникнуть вопросы у украинских банков: почему правительство так охотно одалживает у МВФ под 6,1% в твердой валюте в то время, как на внутреннем рынке оно занимает в валюте под 3–4%. К тому же очень неохотно (с начала 2022 года объемы внутренних валютных заимствований правительства упали на 26%). И это при том, что нашим банкам просто некуда складывать иностранную валюту: по состоянию на начало ноября они держали на счетах за границей эквивалент в почти 11 млрд долл. Но это уже вопрос к долговой политике правительства и валютной политике Нацбанка, поэтому вернемся к МВФ.
Жадный кредитор
По новой программе EFF Фонд планирует выделить для Украины до 5,94 млрд спецправ заимствований (СПЗ), или 8,4 млрд долл. по нынешнему курсу, на протяжении следующих четырех лет. Вроде бы и сумма немаленькая, но вот совпадение — она равняется сумме, которую Украина обязана перечислить в пользу МВФ на протяжении 2026–2029 годов в виде возврата ранее полученных кредитов, процентов и других платежей. Поэтому получается, что МВФ этой программой не расширяет финансовые возможности нашего правительства, а только гарантирует, что у Украины будет достаточно денег для оплаты всех счетов перед Фондом.
Правда, и тут МВФ немного просчитался, потому что нам этих денег не хватит. Ведь, кроме уже согласованных платежей на 8,4 млрд долл., Украине еще придется платить проценты по кредитам по новой программе. За обслуживание кредитов новой программы за четыре года еще набежит приблизительно один миллиард долларов.
То есть в течение следующих четырех лет МВФ нам одолжит (в лучшем случае) 8,4 млрд долл., а заберет где-то 9,4 млрд.
Можем ли мы себе позволить тратить лишний миллиард долларов не на усиление нашей обороны, а на обслуживание займов, даже от очень уважаемого кредитора?
Что с этим делать?
Конечно, Украина не может отказаться от сотрудничества с МВФ, как это сделал герой основополагающего для нашей нынешней власти фильма «Слуга народа-2». Просто потому, что так уж сложилось, что наличие активной программы с МВФ, какой бы она ни была, является необходимым условием для получения Украиной финансирования от остальных международных партнеров. То есть сотрудничество с МВФ — это определенный «знак качества» и сигнал для всех, что страна движется в правильном направлении. Да и подавляющее большинство требований МВФ по реформам, которые на самом деле являются не требованиями Фонда, а взятыми на себя обязательствами украинской власти, очень полезны для Украины.
Но это не означает, что мы должны соглашаться на любую программу с МВФ. Ведь у нас есть свои представители в Фонде, которые должны более четко артикулировать наши потребности и требовать того, что МВФ сам декларирует: гибкости и адаптивности под уникальные потребности стран-членов. Поэтому то, что МВФ предлагает нам сотрудничество по не очень удобной для нас программе EFF, это не вина Фонда, а наши недоработки.
И не нужно нам рассказывать, что МВФ какой-то негибкий. Ведь у нас есть примеры таких же негибких и забюрократизированных структур, как ЕС, который смог адаптировать свои программы помощи именно под наши потребности и возможности. Да и сам МВФ имеет уже готовую программу ECF, предлагающую своим заемщикам более льготные условия: с кредитной ставкой от 0 до 1,9% и льготным периодом от пяти лет. Не факт, что эта программа нам подходит, ведь она рассчитана для несколько более бедных стран. Но, по крайней мере, ее наличие показывает, что МВФ может быть ответственным и гибким кредитором. Нужно только вести с ним честный и принципиальный диалог.

