В этом году показатели бюджетных доходов улучшаются, а дефицит бюджета уменьшается. Однако отдаление перспектив окончания войны и кардинальное уменьшение военной помощи от США требуют радикальных решений по увеличению доходной части бюджета, мобилизации дополнительной военной помощи от ЕС и изменения структуры расходов в пользу программ по обороне и безопасности.
В 2025 году динамика сбора доходов в государственный и местные бюджеты в целом была положительной, хотя и проявлялись некоторые точечные проблемы. В январе—апреле 2025 года абсолютная сумма доходов бюджета Украины выросла на 44,3% относительно аналогичного периода 2024-го, а без учета грантов и собственных поступлений бюджетных учреждений — на 17,6%.
Относительно января—апреля 2021 года суммарные доходы сводного бюджета реально возросли на 54% (в прошлом году зафиксирован прирост на 30,4%). Для получения реальных показателей доходов использован кумулятивный индекс потребительских цен и индекс цен производителей промышленной продукции с весовыми коэффициентами 70 и 30%.
Доходы сводного бюджета без иностранных грантов и собственных поступлений бюджетных учреждений в реальном измерении были на 2,5% больше, чем в январе— апреле 2021 года, тогда как реальный ВВП Украины в апреле 2025-го был на 23% меньше по сравнению с довоенным (см. рис. 1).
В разрезе отдельных налогов и сборов в январе—апреле 2025 года оптимистичные показатели поступлений относительно января–апреля 2021-го демонстрировали:
- налог на прибыль предприятий — прирост реальных поступлений на 62%;
- налог на доходы физических лиц — на 14%;
- НДС с произведенных в Украине товаров (услуг) — на 11%;
- акцизный налог на импортируемые товары — на 8%;
- акцизный налог с розничной торговли — на 24%;
- неналоговые поступления — реальный рост в четыре раза в основном за счет доходов от собственности и собственных поступлений бюджетных учреждений.
Наиболее проблемными источниками поступлений за четыре месяца 2025 года были:
- рентная плата и плата за специальное использование природных ресурсов — реальное падение на 56% относительно четырех месяцев 2021 года;
- НДС на импорт — уменьшение на 24%;
- налоги на международную торговлю — на 25%;
- налог на имущество — на 32%;
- экологический налог — на 58%;
- административные сборы, доходы от некоммерческой деятельности — уменьшение на 39%.
Улучшение ситуации с наполнением доходной части бюджета, к сожалению, несущественно влияло на величину бюджетного дефицита и рост государственного долга. Объем государственного долга в конце апреля достиг 7,5 трлн грн, или 98% ВВП за прошлый год. Гривневая величина государственного долга за четыре месяца 2025 года увеличилась на 500 млрд грн.
Бюджетный дефицит в январе—апреле 2025 года был равен 254 млрд грн и несколько уменьшился относительно января—апреля 2024-го. Однако, по оценкам специалистов, бюджет 2025 года имеет значительный скрытый дефицит, учитывая интенсивность боевых действий и сокращение внешней военной помощи. Сейчас годовой план бюджета на 2025 год предусматривает финансирование обороны на сумму 1,9 трлн грн, тогда как его фактическое значение в 2024-м — 2,3 трлн грн.
В этом году единственным значимым источником финансирования дефицита являются внешние займы: нетто-привлечения по этому каналу составили 414,5 млрд грн (см. табл. 1). По каналу внутренних заимствований происходило изъятие бюджетных ресурсов в пользу кредиторов: за январь—апрель 2025 года погашение и обслуживание внутреннего долга превысило суммы внутренних займов на 100 млрд грн. Хронически жесткая монетарная политика НБУ и высокая стоимость внутренних заимствований приводят к истощению бюджетного потенциала страны и сдерживают активное использование правительством внутренних займов.
Табл. 1. Бюджетный дефицит и источники его финансирования в 2021–2025 гг., млрд грн
Реальная величина расходов сводного бюджета в январе—апреле 2025 года была на 79,5% больше, чем в январе—апреле 2021-го (см. рис. 2). Восходящий тренд общей суммы расходов наблюдался начиная с 2022 года, получая подкрепление из внешних источников. Общий рост расходов объяснялся исключительно финансированием обороны, правоохранительной деятельности и жилищно-коммунального хозяйства. Только эти три составляющие расходов имели положительные темпы реального прироста. Финансирование обороны в 2025 году в реальном измерении превышало уровень 2021-го почти в 14 раз, а финансирование общественного порядка и безопасности — в 2,6 раза.
Для приоритетного обеспечения обороны страны все расходы бюджета социально-экономической направленности были существенно уменьшены в реальном измерении. Такие сокращения, впочем, не затронули обслуживание государственного долга, реальная величина которого в 2025 году была больше, чем в 2021-м.
Финансирование экономической деятельности государства в январе—апреле 2025 года реально уменьшилось на 41% относительно аналогичного периода 2021-го, финансирование здравоохранения — на 31%, образования — на 38%, духовного и физического развития — на 38%. И даже программы социальной защиты и обеспечения были сокращены на 37%. Расходы на общее среднее образование реально уменьшились на 41%, а на высшее и профессиональное предвысшее образование из общего фонда бюджета — на 52%.
Бюджетное финансирование обороны в январе—апреле 2025 года достигло почти 900 млрд грн, в том числе 608 млрд грн — за счет общего фонда бюджета. Для сравнения: в январе—апреле 2024 года финансирование обороны составляло 578 и 434 млрд грн, соответственно.
Финансирование бюджетной программы развития, закупки, модернизации и ремонта вооружения, военной техники и оборудования Министерства обороны в этом году достигло максимальной величины — 422 млрд грн, тогда как в январе—апреле 2024-го оно составляло 220 млрд, в январе—апреле 2023 года — 228 млрд грн (см. табл. 2).
Однако из общего фонда бюджета на эту программу в 2025 году выделены всего 185 млрд грн, или 44% от суммарных расходов с учетом спецфонда бюджета. Для сравнения: финансирование из общего фонда программы развития, закупки, модернизации и ремонта вооружения составляло 118 млрд грн за четыре месяца 2023 года и 110 млрд грн за четыре месяца 2024-го.
Табл. 2. Финансирование основной бюджетной программы материального обеспечения ВСУ в 2023–2025 гг., в млрд грн
Существенное уменьшение военной помощи США и низкая вероятность утверждения нового пакета военной помощи Украине новой администрацией создают реальные угрозы для обороноспособности страны и требуют увеличения внутреннего финансирования военно-оборонных действий страны за счет оптимизации расходов бюджета социально-экономической направленности и привлечения дополнительных доходов в бюджет.
В части пополнения доходов целесообразными выглядят повышение ставок акцизного сбора и модификация налогообложения углеродных выбросов согласно директивам ЕС, временное повышение ставки НДС до 22%, рационализация налоговых льгот и введение налогообложения виртуальных активов по правилам ЕС.
Необходимо также вести активную дипломатическую работу для мобилизации адекватных объемов военной помощи от европейских союзников и предлагать пути интеграции оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Украины в стратегический план ЕС Rearm Europe.
Что касается количественных аспектов этой проблематики, то, по данным Кильского института, военная помощь США в стоимостном измерении равнялась 20,1 млрд евро в 2024 году и 17,8 млрд евро в 2023-м. За январь-февраль 2025-го военной помощи поступило всего лишь на 0,5 млрд евро, а неиспользованное финансирование от предыдущего пакета составило 6,3 млрд евро. Фактические объемы военной помощи США по кварталам и их сравнение с европейской помощью приведены на рис. 3.
В 2025 году по пессимистическому сценарию (при отказе администрации Белого дома от военной помощи нашей стране) поддержка оборонных усилий Украины хотя бы в масштабах 2024 года потребует от правительства и европейских союзников дополнительных ассигнований на оружие и военную технику объемом как минимум 15 млрд долл. При этом уже действующая военная поддержка Европы (22 млрд долл. в 2024 году) должна быть сохранена и усилена.
Чтобы сохранить украинскую государственность и защитить Европу от ордынского нашествия, остро необходимо привлечь финансовые и материальные ресурсы ЕС в оборонный сектор Украины.
В марте Еврокомиссия опубликовала Белую книгу европейской обороны и План Rearm Europe / Readiness 2030. Для их финансового обеспечения планируется увеличить национальные расходы на оборону членов ЕС на 650 млрд евро и привлечь 150 млрд евро займов на оборонные закупки. Бюджет ЕС согласно статье 41(2) Договора ЕС не имеет полномочий финансировать военные или оборонные операции, поэтому Еврокомиссия вынуждена была разработать план перевооружения Европы с включением новых финансовых инструментов.
Этим планом предполагается:
- увеличение возможностей для финансирования обороны на национальном уровне государствами-членами путем активации положения об исключении Пакта стабильности и роста и расширения фискального пространства на оборонные программы;
- применение Security Action for Europe (SAFE) — целевого финансового инструмента, призванного увеличить инвестиции в оборонный потенциал Европы и поддержать усилия государств-членов по инвестированию в оборонную промышленность за счет займов, обеспеченных бюджетом ЕС.
Получать займы в сумме до 150 млрд евро смогут только члены ЕС, но при желании они будут иметь право частично направить их на совместные закупки с Украиной, включая приобретение продукции ОПК Украины на потребности ВСУ. То есть часть из общего финансирования в 800 млрд евро может быть направлена на предоставление военной помощи Украине. Белая книга обороны направлена на значительные оборонные инвестиции, закупки стратегических систем вооружений и наращивание производственных мощностей ОПК в странах ЕС; среди прочего, планируется производство для Украины 2 млн снарядов ежегодно.
Итак, неотложными задачами на сегодняшний день являются максимально быстрая интеграция Украины в систему мер Rearm Europe с ориентацией на долгосрочные цели развития совместной системы обороны Украины и ЕС, а также активная работа с европейскими союзниками в направлении замещения американской военной помощи и выделения надлежащего финансирования в поддержку военно-оборонных действий Украины.





