— Танков-роботов в абстрактном понимании нет — это просто ерунда, — опроверг прошедшую в ряде СМИ информацию о разработках нового поколения бронемашин главный конструктор Харьковского конструкторского бюро по машиностроению им. А. Морозова (ХКБМ) Юрий Бусяк. — Сейчас уровень автоматизации танков, в первую очередь французских, настолько велик, что присутствие экипажа не требуется. Необходимо решить только проблему дистанционного управления. Главное, чтобы оператор мог видеть четко поле боя и не «уронить» танк.
Сейчас разработка дистанционной системы в ХКБМ заморожена, поскольку нет заказчиков и, соответственно, денег. Из-за отсутствия средств последнее детище харьковских конструкторов времен СССР Т-80УД и первая украинская разработка — основной боевой танк Т-84 не имеют тепловизионного и панорамического прицелов. Правда, для участия в малазийском, турецком и греческом тендерах харьковчане изготовили прототипы тепловизионных прицелов с фотоприемником французского производства. Но на танках, поставляемых в Пакистан, как, впрочем, и в украинской армии, таких прицелов нет.
Пока же во всем мире усиливается тенденция создания бронированных машин легкого класса.
— Сейчас уровень средств поражения таков, — считает Юрий Митрофанович, — что танк превращается в нечто неподвижное. Поэтому разрабатываются новые, активные системы защиты, основанные на иных физических принципах.
Такие системы начинали разрабатываться еще во времена «великого и могучего». Предполагалось фиксирование и уничтожение направленной в танк ракеты или снаряда еще на подлете. Россияне в Коломне эту систему «Арена» создали и даже, по словам Ю. Бусяка, предлагают на внешнем рынке вооружений. Если американцы и свернули разработку новых проектов тяжелых танков, тем не менее, утверждает главный конструктор ХКБМ, они конструируют новые легкие авиатранспортабельные машины.
Харьковские конструкторы принципиально «не афишируют то, что в работе». Юрий Бусяк говорил с корреспондентом «ЗН» лишь о завершенных проектах ХКБМ. В частности, модернизирован БТР-70, заканчиваются работы по перепрофилированию танков Т-55, Т-62 и Т-64, имеющих мощную броню и вооружение, в тяжелые машины пехоты. Готова к продаже бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Есть несколько заказов из-за рубежа «на разработку новых машин и модернизацию существующих». Увы, потерпел фиаско проект усовершенствования Т-72.
— Мы не смогли, к сожалению, создать международную кооперацию по Т-72, — говорит Юрий Бусяк, — поскольку каждое государство, имеющее этот танк, хочет делать собственную его модернизацию.
Похожая история с Т-84, предложенным на последнем тендере Турции.
— Турки заявили очень богатый, интересный проект, подразумевающий создание собственного танкостроения. Предусматриваются покупка лицензии, создание КБ, обучение специалистов. И они будут выжидать, — считает Юрий Митрофанович, — пока конкуренты не станут более «мягкими». И здесь главную роль сыграют политический и экономический факторы.
Украина ждет, поскольку харьковчане в Турции все работы завершили, провели испытания. Турецкая сторона уже отчеты написала, но в Украине об их содержании пока не известно. Такая же ситуация и с греческим проектом.
Впрочем, в ХКБМ оптимизма не теряют.
— Когда мы в 93-м начинали в Пакистане, то надежд особых не было, поскольку там очень сильны китайцы, — говорит Ю. Бусяк. — Практически все поставки вооружения из КНР. Но мы победили. Поэтому и сейчас сдаваться никто не собирается. Между прочим, тендер в Малайзии мы хоть и не выиграли, но и не проиграли. Испытания там завершены и сейчас ведутся работы, связанные с документационной частью проекта. Оговариваются рабочие места, стоимость работ, изготовление конкретных узлов. За все это малазийцы платят.
Но и для пессимизма оснований более чем достаточно. Опытно-конструкторские разработки финансируются из специального фонда, куда поступают средства от продажи оружия ГК «Укрспецэкспорт».
— Реально — очень мало, — говорит Юрий Митрофанович, опуская суммы и проценты. — И выдаются крайне тяжело. На разработки получаем значительно меньше, чем дают заказчики, и еще меньше, чем планируем сами. По большому счету практически все работы в КБ ведутся за счет экспорта. Ведь у Министерства обороны Украины денег нет.
Что же касается танка Т-84, то его составные части первого уровня (пушка, прицел, двигатель, колеса, гусеницы) сегодня полностью изготавливаются в Украине. Впрочем, лозунг «покупайте украинское» в контексте «сами с усами» ныне в танкостроении не популярен.