«2000 год. На украино-узбекской границе открылся новый пограничный переход»
(Шутка)
Мулла затянул радостную песнь, почетный караул щелкнул каблуками, тысячи милиционеров взяли под контроль граждан города, народ приветствовал гостя долгими аплодисментами.
В Ташкент прибыл Президент Украины Леонид Кучма.
Повод для визита был — надо было подписать десяток соглашений о сотрудничестве в области науки, техники, туризма, спорта, парочку деклараций и коммюнике. Повод веский, не подкопаешься.
Никто не сомневался, однако, что украинский Президент ехал за тридевять земель не для того, чтобы оставить автографы на этих, без сомнения, важных документах.
И только видевший благословенный Узбекистан сегодня сможет оценить, где был Президент, зачем и что из этого последует.
Дело тонкое
Мы говорим «Узбекистан», подразумеваем «стабильность». Это восточная уверенность и спокойствие. Умеренное управление реформами, умеренно авторитарный режим, умеренное количество голов диссидентов. Восток учит философскому взгляду на жизнь и медленному, как вода в арыке, ее течению.
В Узбекистане нет войны, есть гражданский мир при отсутствии гражданского общества. Там есть четыре партии, и все они борются за стабильность. И побеждают.
Инакомыслящих на Востоке всегда считали немножко «тронутыми». В Узбекистане их уничтожали в меру, а чаще высылали в ближнее зарубежье под колпак собственных спецслужб. Эти службы, к слову, считаются одними из самых мощных в бывшем СССР.
При этом в стране происходит то, что так любят наши реформаторы, — реформы.
Страна акционирует промышленность и поголовно приватизировала торговлю и сервис. Торговли много, а сервис по-восточному навязчивый, но сравнительно неплохой.
Правда, общенародным достоянием остается столп экономики страны — хлопок. Благодаря этому обстоятельству к хлопку больше не тянутся липкие пальцы гдлянов и ивановых.
В стране много милиции, из чего непредубежденный наблюдатель сделает вывод — это не полицейский, а милицейский режим. Человечный милицейский режим, когда страж порядка — не враг человеку, а партнер его. Тонкое это дело — Восток.
Все говорят, что машину в Ташкенте можно оставить на ночь, не заперев, а утром прийти и уехать на ней же. Говорят также, что это происходит благодаря норме уголовного кодекса — всего 15 лет за угон, а 4 года — за попытку. При этом особо отмечают, что никто ворам публично рук не отрубает. Это вам не средневековье.
Злые узбекские языки, правда, утверждают, что машины все равно воруют, но делают это максимально спокойно и стабильно. Эти угоны вроде как угонами не считаются, а являются выражением воли Аллаха.
В Узбекистане ходит сум по курсу 29,5 сумов за доллар. До сего времени доллар активно меняют на сум, но не наоборот. Рост уверенности в силах узбекской экономики привел к тому, что с 1 июля станет возможным и обратный обмен.
Причем можно быть уверенным, что все будет сделано максимально стабильно и спокойно. В переходные месяцы, например, у населения может отпасть желание покупать валюту.
Узбеки добывают золото, но не стараются быстренько спихнуть его на рынке, заработать доллары и проесть их. Золото размещают в первоклассных западных банках в качестве депозитов, что, среди прочего, гарантирует иностранным инвесторам стабильность и спокойствие.
Узбекистан не сидит ни на нефтяном, ни на газовом российском кране. У него, в общем, все есть, и в ближайший год — два он откажется от последних закупок нефти в России.
Орел
Вся эта восточная стабильность покоится на ките и орле, которые, как известно, плывут в море вечности на огромной черепахе.
Кит — это родоплеменной строй, который не разрешила и не убила социалистическая революция, и который сегодня естественно вживляется в капитализм.
Социальный мир в стране, таким образом, является следствием родоплеменного мира, когда каракалпакский, ферганский, ташкентский и другие кланы находятся в состоянии равновесия. Стремление одного из родов нарушить равновесие приводит, как правило, к войне. Пример — Таджикистан.
И не надо даже пытаться подгонять родоплеменных политиков и экономистов под привычные европейские критерии. То есть, ферганцы, скажем, — сплошные реформаторы, а каракалпакцы — ретрограды.
Рода и племена выдвигают в руководители своих лучших представителей, и они уже соревнуются в уме и хитрости.
Самый умный и ловкий становится в конце концов всенародным лидером, который, в соответствии с восточными традициями, парит высоко в небесах, внимательно следит за происходящим, а когда надо — медленно спускается и медленно делает со своим народом все, что тому полагается.
Таким руководителем является, без сомнения, Ислам Абдулганиевич Каримов, троекратное ему «ура»!
И. Каримов — восточный руководитель нового типа. В Ташкенте приезжему переведут на русский язык десятки и сотни лозунгов с его мыслями. «Каждый человек должен каждый день делать доброе дело». Или: «Все должны заботиться о благе своей Родины».
Но при этом нигде и никогда вы не увидите портретов вождя, которыми, например, просто кишат Ашхабад и Тегеран.
В душе граждан, считает, видимо, И. Каримов, должны жить мудрости и их автор, а не его зрительный образ, повторение которого может вызвать раздражение и внутренний протест. Растиражированная мудрость же от повторения, как известно, не меркнет.
57-летний экономист, бывший председатель Госплана, бывший секретарь райкома, президент с 1990 до минимум 2000 года парит над землей, как мудрый орел.
Содружество зависимых государств
Президенты Украины и Узбекистана нашли друг в друге много общего уже давно. Наблюдатели неоднократно отмечали, что их встречи на саммитах СНГ были продолжительными, а тон бесед — теплым.
О том, что связывает Леонида Кучму и Ислама Каримова, раньше можно было догадываться, а в ходе поездки об этом исчерпывающе рассказал узбекский руководитель.
Когда двум президентам в очередной раз задали вопрос об их отношении к стремительной интеграции по-белорусски или по-казахстански, мудрый Ислам Абдулганиевич по-отечески укоризненно посмотрел на украинского корреспондента и сказал: «Не надо ставить своего президента в неловкое положение. Поэтому лучше отвечу я».
Он сказал: «Мы и Украина немного по-другому видим перспективу СНГ, чем Казахстан, Белоруссия и некоторые другие».
Он еще сказал: «Мы считаем, что надо исходить из того, что в СНГ каждое государство должно быть равноправным и иметь свой голос».
Еще он спросил: «А когда речь идет о проведении одной доминирующей политики, возникает вопрос, правильно ли называется СНГ — «Содружество независимых государств»?
И он ответил: «Тогда правильнее было бы называть Содружество зависимых государств. Тогда будет СЗГ».
Днем раньше И. Каримов сообщил журналистам, что он думает о прошлом и будущем СНГ.
«СНГ необходимо было создать, когда разваливался СССР. Если бы его не было — события могли бы пойти по югославскому варианту. Перспективы целиком зависят от того, как будет вести себя Россия. Если СНГ будет развиваться в соответствии со своим уставом, как содружество равноправных государств — это будет содружество, к которому обратятся взоры народов. Если СНГ будет инструментом проведения одной политики — такой вариант не сможет обеспечить успех и перспективы СНГ».
Некоторые, сказал также он, выдвигают идеи общей охраны границ или общего командования вооруженными силами. Наше с Украиной отношение к этому, подчеркнул также руководитель, как и к вопросу «двойного гражданства», абсолютно одинаковое.
И сказано это было так, что возразить президенту не смог бы, наверное, ни исполнительный секретарь СНГ Иван Коротченя, ни Александр Лукашенко, а Константин Затулин крепко бы пригорюнился. Президент Украины не возражал не потому, что не мог, а потому, что не хотел.
(При этом особо обращаем внимание российских дипломатов, которые с пристальным вниманием следят за передвижениями украинского Президента. Ни одного антироссийского высказывания или такого, которое может трактоваться как ущемляющее мудрую внутреннюю и миролюбивую внешнюю политику великой России, сказано не было. Ни одного! Аллах свидетель.)
После таких заявлений неизбежно появился вопрос, а почему тогда Узбекистан подписал в свое время договор о коллективной безопасности в рамках СНГ или так называемый «Ташкентский пакт».
И этому, оказывается, есть по-восточному простое объяснение. Узбекистан тогда, в 1992 году, был заинтересован в защите от «угрозы с юга», как сказал И. Каримов. Он уточнил, что угроза исходила с афгано-таджикской границы, через которую активно лезли моджахеды, зараженные духом исламского экстремизма.
Стабильному и спокойному Узбекистану не нужен экстремизм не меньше, а может и больше, чем диссиденты из общества «Бирлик». Ислам Каримов прекрасно понимает, что воинствующий ислам для Узбекистана — спичка, которая взорвет и гражданский, и клановый, и какой угодно мир.
Поэтому миротворческие силы во главе с российскими войсками грудью стали на защиту Узбекистана от душманов. И защищают его до сих пор. Но при этом никто, кроме узбекских войск, пока страной руководит Ислам Абдулганиевич, не будет охранять границы Узбекистана.
А что касается идиосинкразии И. Каримова к эсэнговским мероприятиям, то этому тоже есть простое психологические объяснение. Как вы думаете, что чувствует любимый руководитель нескольких десятков миллионов человек, когда он приезжает к равным, в лучшем случае, руководителям, а один из них пытается выразить общее мнение?
И любой нормальный человек на его месте чувствовал бы себя так же.
Польза для украинского народа
Что принес визит в Узбекистан украинскому народу? Конечно, выполнение подписанных соглашений во многом облегчит контакты и так далее, хотя почти две тысячи километров между нами все равно их будет осложнять.
Возможно, что-то получат крымские татары, о помощи которым со стороны их недавней Родины — Узбекистана заговорил украинский Президент. Вряд ли Узбекистан даст татарам денег или построит им дома, но, возможно, после разговора в Ташкенте оба президента сумеют что-то придумать для татар и несколько облегчить им переселение из Узбекистана в Крым. Во всяком случае, о них заботились, это факт.
Может быть, наконец, возрастет товарооборот. Но не это главное.
Главное, что украинский Президент пообщался с мудрым человеком. В чем-то, возможно, внутренне не соглашался, а что-то, возможно, для себя подтвердил.
Например, то, что уважающий себя народ должен сам себе зарабатывать на жизнь и сам себя защищать, что дает народу — чувство хозяина, а президенту — чувство собственного достоинства.
Понимание этого стоит керосина, сгоревшего в двигателях президентского самолета, так как оно принесет в будущем и новый керосин, и новые самолеты.
«Жаль, что у нас нет общей границы», — мечтательно произнес в ходе переговоров Ислам Абдулганиевич Каримов.