Созерцая развод

15 февраля, 18:35 Распечатать Выпуск №6, 16 февраля-22 февраля

Последствия Брекзита для Европы и Украины.

После поражения соглашения о выходе Соединенного Королевства из ЕС в Палате общин парламентарии обязали Терезу Мэй возобновить переговоры с Брюсселем. 

Очередной визит британского премьера ничего не дал, ЕС категорически против принципиальных изменений соглашения. Времени остается все меньше, судьба Брекзита не определена, но последствия для европейской политики и Украины прослеживаются яснее. 

Ожидания, что в течение двух лет, предусмотренных для согласования выхода Великобритании из ЕС, Брекзит станет контролируемым процессом, не оправдались. Британский парламент убедительным большинством отклонил соглашение Т.Мэй, но разные его фракции не могут договориться о другом варианте Брекзита, поэтому достигнутое соглашение останется основным документом. Одобрение поправки депутата-консерватора Г.Брейди о восстановлении переговоров с ЕС вернуло г-жу премьер-министра к знакомой и сверхсложной задаче: найти альтернативу самой конфликтной части соглашения — протоколу относительно Северной Ирландии.

Протокол нужен для сохранности прозрачной границы между Северной Ирландией как частью Соединенного Королевства и Республикой Ирландия, он является гарантией на тот случай, если формат будущих отношений между Британией и ЕС не решит этот вопрос на постоянной основе. Протест более трети консерваторов и североирландской Демократической юнионистской партии (ДЮП), которая обеспечивает правительству Т.Мэй большинство в парламенте, против протокола вызвал разгром договоренного соглашения в Палате общин. Первые больше всего недовольны тем, что активация протокола ограничит независимость дальнейшей торговой политики Британии из-за использования единого внешнего тарифа ЕС. Для вторых — неприемлемое сохранение для Северной Ирландии, в отличие от остальной территории Британии, части регуляторных норм ЕС, что приведет к разным стандартам внутри Соединенного Королевства и проверке товаров при пересечении Ирландского моря. Консерваторы и ДЮП также опасаются, что соглашение о будущих отношениях с ЕС появится нескоро, и Британия станет заложницей протокола. ЕС считает, что потенциальные альтернативы, предложенные британцами, например использование новых технологий для проверки грузов, не отменят необходимости пограничного контроля.

После провального голосования Т.Мэй имела на выбор несколько тактик. От мягкого Брекзита (постоянный таможенный союз Британии с ЕС и сохранение подобных к еэсовским стандартов) как межпартийного компромисса г-жа премьер-министр отказалась, чтобы сохранить единство Консервативной партии. По замыслу, Т.Мэй должна вернуть благосклонность мятежных консерваторов и ДЮП благодаря уверениям или новым разъяснениям Брюсселя, но никто не хочет уступать, поэтому на практике правительство будет переносить следующее голосование ближе к дате Брекзита (29 марта 2019 г.), чтобы, под угрозой выхода без соглашения, склонить парламентариев к поддержке имеющихся договоренностей. Такая неопределенность существенно повысила вероятность Брекзита без соглашения, хотя отдельные депутаты от Лейбористской и Консервативной партий будут пытаться остановить этот неблагоприятный сценарий на уровне парламента (до сих пор им удались лишь символические жесты). Шансы на реализацию третьего варианта развития событий — сохранение членства в ЕС — все больше слабеют. Идея проведения второго референдума, на котором эта опция могла бы победить, имеет поддержку лишь четверти Палаты общин.

От того, разведутся Соединенное Королевство и ЕС на основе достигнутых договоренностей или без соглашения, зависят их будущие отношения, которые будут влиять на способ решения глобальных вопросов Европы. На протяжении последних нескольких лет ЕС реализует курс на независимость безопасностной и оборонной компонент, начав ряд проектов для усиления взаимосвязи вооруженных сил государств-членов и повышения результативности военных разработок. Хотя амбиции ЕС как никогда серьезны, совместные проекты требуют времени, а также значительного и стабильного финансирования, чтобы показать убедительные результаты. НАТО в целом положительно относится к новым инициативам ЕС, так как они свидетельствуют о готовности Союза делать больше для своей безопасности, тем не менее необходимость координировать меры между НАТО и ЕС во избежание дублирования остается. Великобритания всегда считала своим приоритетом НАТО, поэтому блокировала некоторые инициативы ЕС, например усиление Европейского оборонного агентства. Впрочем, после выхода Соединенное Королевство хочет активно участвовать в оборонных мероприятиях ЕС, важных для европейской безопасности. ЕС осознает значение военной возможности и опыта Британии, но для него важно сохранить разницу между привлечением стран-членов и третьих стран, а также продумать будущие безопасностные отношения с Соединенным Королевством в контексте интересов других важных партнеров вне ЕС, например Норвегии. 

В случае слаженного Брекзита Великобритания и ЕС будут стремиться к интенсивному безопасностному партнерству. Статус третьего государства относительно ЕС будет ограничивать Британию, но она сможет участвовать в военных и гражданских миссиях и операциях ЕС, а также в объединенных следственных командах, координированных Евроюстом и Европолом. Решение сторонами вопроса безопасности информации и защиты данных откроет путь к обмену разведывательной информацией и специалистами в сфере безопасности и обороны. Британия будет побуждать ЕС определить правила привлечения третьих стран к проектам Европейского оборонного агентства и условия получения финансирования из Европейского оборонного фонда так, чтобы оставить за собой возможность участвовать в некоторых проектах Постоянного структурированного сотрудничества (PESCO) и в программе развития оборонной промышленности ЕС. Кроме того, могут развиваться инициативы, специально спланированные вне учреждений ЕС для привлечения Великобритании, в частности возглавленная Францией Европейская интервенционная инициатива, цель которой — выработка общих подходов в военном стратегировании. 

Если будущие отношения Великобритании с ЕС будут усложняться, послабление безопасностного сотрудничества может привести к изоляции сторон и фрагментации оборонных инициатив. При таком сценарии ЕС будет концентрироваться на собственных безопасностных проектах, особенно не привлекая Великобританию. Соединенное Королевство может активизировать деятельность в НАТО, начав новые мероприятия, которыми, в отличие от проектов ЕС, будет иметь возможность руководить, либо усилив сотрудничество с США. Вместе с тем Великобритания будет прилагать значительно меньше усилий к согласованию оборонных мероприятий ЕС с деятельностью государств — членов НАТО.

Для Украины важно, чтобы безопасностные связи между Великобританией и ЕС оставались крепкими. Если влияние Соединенного Королевства на усиление роли третьих стран в безопасностных проектах ЕС будет положительным, Украине следует заручиться поддержкой Лондона и добиваться участия в новых инициативах ЕС. Ценной для нашего государства будет координация санкционной политики между Британией и ЕС, поскольку Соединенное Королевство приложило много усилий к введению и продолжению европейских санкций против России. Более слабое сотрудничество в вопросе санкций после Брекзита угрожает усилением в ЕС блока государств, которые благосклонно относятся к пересмотру или отмене антироссийских санкций. В сотрудничестве с членами ЕС задачей Украины будет: укрепление группы государств, поддерживающих санкции против России, и налаживание диалога со странами, которые ставят санкции под сомнение, в частности Италией и Венгрией. В случае менее амбиционных безопасностных отношений между Британией и ЕС Украина станет перед вызовом более закрытого безопасностного сотрудничества государств ЕС. Тогда Киеву будет целесообразно сосредоточиться на проектах НАТО, количество и результативность которых значительно увеличились с 2014 г. В пределах альянса стратегической целью будет выработка инициатив для дальнейшего развития украинских военных возможностей в сотрудничестве с США, ЕС и европейскими государствами вне Союза.

Если Великобритания выйдет из ЕС на условиях сделки, в течение переходного периода до 2021/2022 г. она будет оставаться в правовом поле ЕС, однако без права голоса в его учреждениях. Договоренный выход откроет путь переговорам о будущих отношениях, но они будут непростыми, так как поиск постоянного решения для сохранности прозрачной границы на острове Ирландия, очевидно, окажется еще сложнее, чем согласование временной гарантии. Пока что сложно предугадать, сколько времени понадобится сторонам для заключения нового соглашения, и какой вид оно будет иметь (комплексное соглашение об ассоциации или отдельные соглашения о зоне свободной торговли и безопасностное партнерство). Вероятнее всего, большинство государств, с которыми ЕС имеет соглашения о ЗСТ, согласятся продолжить действующие условия для Британии до завершения переходного периода. Параллельно Британия сможет готовиться к заключению новых соглашений, продумывая, скажем, более либеральные принципы в торговле услугами, но судьба настоящих соглашений существенно зависит от формата будущих отношений с ЕС: активация протокола относительно Северной Ирландии или создание постоянного таможенного союза ограничат независимость британской торговой политики.

В случае выхода без соглашения, который может быть координированным — если стороны урегулируют самые срочные проблемы, или некоординированным — если ЕС выполнит угрозу не сотрудничать без договора, Соединенное Королевство будет торговать с ЕС на условиях ВТО без надежной перспективы новых договоренностей. Великобритания окажется вне всех торговых соглашений ЕС и сможет сразу вести предметные переговоры с другими государствами. Часть их, вероятно, согласится сохранить предыдущие условия торговли, а Британия будет пытаться отстаивать важные для себя приоритеты и заключать соглашения со странами, которые еще не имеют договоров с ЕС: США, Индией, Австралией, Новой Зеландией, возможно Китаем. Между тем большие объемы работы нуждаются в большой команде переговорщиков, на формирование которой, даже несмотря на привлечение специалистов из бизнес-среды, понадобится время, а переговоры с США, Китаем и Индией могут принести немало трудностей и сюрпризов. Выход без соглашения приведет к ряду немедленных неблагоприятных последствий для Британии — задержке поставок, очередям транспорта на границе, нарушениям снабжения сельскохозяйственной продукции и медицинских средств, повышению инфляции и подорожанию импорта.

Для Украины выход Британии из ЕС на условиях достигнутой сделки будет означать, что до завершения переходного периода британско-украинские торговые отношения будут регулироваться Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС. Это даст сторонам больше времени для создания новых форматов дальнейшего экономического сотрудничества, и Украине придется проявить настойчивость и креативность, учитывая неприоритетность нашего рынка в структуре международной торговли Британии. Если Соединенное Королевство выйдет из ЕС без соглашения, то украинскому правительству придется принять ряд спешных решений относительно продолжения сотрудничества, ведь можно сохранить для Британии условия Сделки об ассоциации с ЕС, либо договариваться об определенных принципиальных изменениях торговых отношений. Поскольку Брекзит без соглашения может отрицательно сказаться на финансах Великобритании (из-за уменьшения торговых оборотов и экономического роста, а также дополнительных административных затрат) и ЕС (из-за потери британских взносов), то Украину может потенциально ожидать уменьшение финансовой помощи от обоих партнеров.

Брекзит вряд ли отрицательно скажется на интенсивности британско-украинских отношений и активной поддержке Соединенным Королевством проведения реформ в Украине. Однако он будет влиять на европейскую политику и внутреннюю динамику ЕС, поэтому для Украины большое значение будет иметь налаживание эффективной трехсторонней коммуникации с Британией и ЕС, даже если отношения между ними ухудшатся вследствие выхода без соглашения. Украина будет иметь шанс предложить Соединенному Королевству новые формы сотрудничества, среди которых особенно важным будет усиление партнерства в сфере безопасности. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18, 18 мая-24 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно