Очередной общенациональный референдум в Швейцарской конфедерации, состоявшийся в прошлое воскресенье, 9 февраля, зафиксировал два сюрприза. Первый - это явка избирателей, достигшая 56%, хотя обычно данный показатель не превышает 45%. Второй - итоги голосования. С минимальным преимуществом 50,3% участников референдума поддержали ограничение иммиграции из стран ЕС в Швейцарию. Такой результат по весьма спорной "миграционной инициативе" озадачил правительство самой Конфедерации и разочаровал Европейский Союз.
Теперь у правительства Швейцарии - Федерального совета - есть всего три года для принятия законов по реализации народного волеизъявления. А это означает возврат к прежней политике регулирования миграции - введение системы квот, норм и прочих условий. Но если раньше ужесточение миграционного режима предпринималось в отношении граждан "третьего мира" и беженцев из горячих точек планеты, то теперь швейцарский народ выступил против своих европейских соседей. Следует отметить, что данный законопроект не имеет никакого отношения к вопросу миграции из "третьих" стран или проблем беженцев.
Причины и результаты
Законодательная инициатива, одобренная на референдуме, приобретает в Швейцарии силу закона. Данный законопроект был принят с крайне небольшим перевесом - в 19 500 голосов. Однако правило о большинстве кантонов было соблюдено - в пользу инициативы высказались 14,5 кантонов, а против - лишь 8,5 (в стране имеются также полукантоны). Самые сплоченные противники иммиграции оказались в итальянском кантоне Тичино, который в последние годы больше всего страдает от наплыва гастарбайтеров из Италии. Посему результат голосования в Тичино был прогнозируемым - 68% "за" инициативу.
Все франкоязычные кантоны выступили против ужесточения миграционного режима, поскольку их экономический подъем напрямую зависит от связей с соседней Францией. Немецкоязычные разделились во мнении, но судьбу вопроса решили трое - Цюрих, Цуг и Базель, голосовавшие "за".
Еще задолго до референдума "миграционная инициатива", выдвинутая Швейцарской народной партией (SVP), приводила к ожесточенным общественным дебатам. Ибо в ней были прописаны неоднозначные требования, в частности: возврат к старой политике ежегодных квот и норм для регулирования притока мигрантов из Европы, принятие всех решений только с учетом экономических интересов Швейцарии, и главное (за что было отдано немало голосов на референдуме) - квоты для работающих в Конфедерации жителей приграничных регионов соседних стран. Значилось также условие, что при решении вопроса о трудоустройстве швейцарские граждане должны иметь приоритет.
Политически спокойная, социально благополучная Швейцария всегда казалась островком европейского счастья. В нее пытались прорваться не только граждане из бедных и воюющих стран. Ее облюбовали иммигранты из всех стран Евросоюза, что швейцарцы особенно ощутили за последние два года.
В 2002 г. между Швейцарией и Евросоюзом было подписано соглашение "О свободном перемещении граждан", согласно которому иммиграция из стран ЕС ничем не ограничена. Почти 25% всей рабочей силы в стране составляют мигранты, при этом уровень безработицы довольно низкий - около 3%. Ежегодный приток рабочей силы в Швейцарию составляет более 80 тыс. иностранцев - это один из самых высоких уровней миграции в Европе.
К началу текущего года население Конфедерации составило более 8 млн чел. Быстрый прирост населения ощутили почти все граждане - транспорт стал переполненным, цена на жилье взлетела, а система социального страхования оказалась под угрозой из-за выплат пособий по безработице и социальной помощи. Швейцарцы считают, что нынешнее правительство стало относиться к проблемам иммиграции слишком лояльно и легкомысленно. А ведь массовый приток в страну новых людей вызвал рост транспортных потоков, безжалостную эксплуатацию природных ресурсов, уничтожение природы ради жилищного строительства, нерегулируемый промышленный рост, в свою очередь обостривший конкурентную борьбу на рынке труда и приведший к "зарплатному демпингу".
Новые и старые "разломы"
Тема миграции для граждан Швейцарии всегда была чувствительной, а к иммигрантам они относятся с определенной долей опаски. За что в мире их часто обвиняют в ксенофобии. Впервые приостановить поток иммигрантов Швейцария намерилась в период экономического бума после второй мировой войны. Тогда бурный рост в индустриальном секторе привлек в страну сотни тысяч рабочих, главным образом, из южных стран Европы. Попытки в начале 1960-х ввести иммиграционные квоты результата не принесли. Наоборот, доля иностранцев в общей структуре населения страны к середине 1970-х уже составляла 17%. Тогда же на волне народной нелюбви к иностранцам в Швейцарии образовались первые партии правого толка с программами защиты швейцарской национальной идентичности.
В 2014 г. законодательная инициатива под названием "Против массовой иммиграции" была выдвинута правоконсервативной Швейцарской народной партией (SVP). Ее идеология - защита исконных швейцарских ценностей, которым угрожает процесс европейской интеграции и унификации. На протяжении последних 20 лет именно SVP выступает главным инициатором дебатов о миграции. Антиевропейская и антимиграционная риторика SVP способствует ее растущей популярности в стране. В 1992 г. партия была фактически единственным противником присоединения Швейцарии к ЕС, но добилась референдума, на котором граждане страны проголосовали против членства в нем. А в 2009 г. по инициативе SVP прошел знаменитый скандальный референдум, на котором 57% швейцарцев проголосовали за запрет строительства минаретов.
Как ни парадоксально, но референдум обнажил старые "язвы" благополучного общества. Одна линия "разлома" образовалась между городом и деревней, ибо продвинутое городское население поддерживает свободу миграции, а патриархальная деревня и ее консервативный сельский житель, оценивающий благосостояние через призму бытовых неудобств, нашел причину своих проблем в растущем числе иммигрантов. Другая линия "разлома" напомнила Конфедерации старые политические баррикады - "картофельный ров", шутливое обозначение исторической границы разногласий между франкоговорящими и немецкоговорящими кантонами. Сегодня, после многих лет единства, эти части страны разделились по вопросу отношений с Европой.
Тем не менее, жители Швейцарской Конфедерации гордятся своей системой "прямой демократии" и всячески ее поддерживают. Они не устают собирать подписи за проведение референдумов, участвовать в них и собственноручно регулировать множество вопросов обеспечения жизни общества. Так, в мае 2014-го народ Швейцарии будет голосовать по вопросу введения в стране обязательного минимального размера оплаты труда (МРОТ), а на 2015 г. запланирован референдум из серии "миграционных" - по инициативе экологической организации будет голосоваться законопроект "Нет!" перенаселенности - за сохранение природных ресурсов". В тексте инициативы записано требование, чтобы обусловленный миграцией прирост населения не превышал 0,2% за каждые три года. Также предусматривается запрет на заключение международных соглашений, противоречащих данному критерию.
"Билатеральные" последствия
Реакция со стороны Европейского Союза на решение швейцарцев ограничить поток миграции последовала незамедлительно. Глава Европарламента Мартин Шульц выразил разочарование итогами референдума и призвал правительство в Берне найти форму для согласования результата голосования с двусторонними договорами с ЕС. В одном из интервью он сказал, что "нельзя пользоваться преимуществами внутреннего рынка ЕС и в то же время вводить квоты на свободу передвижения". Европейская комиссия опубликовала официальное заявление, в котором кроме сожаления по поводу поддержки на референдуме миграционной инициативы сказано также, что "Европейский союз проанализирует последствия принятия этой инициативы для общего формата отношений ЕС и Швейцарии".
Швейцария, не являясь членом Европейского Союза, регулирует свои отношения с ЕС посредством двух пакетов двусторонних отношений. Основой первого является Договор 1999 г. о свободе перемещения трудовых кадров и граждан между ЕС и Швейцарской Конфедерацией. Это означает, что Швейцария, зависимая от иностранных высококвалифицированных кадров, может приглашать любых специалистов из стран ЕС, а те имеют право свободно приезжать, жить и работать в Швейцарии без ограничений. По результатам последнего референдума, доступ граждан из стран ЕС в Швейцарию будет ограничен квотами, и неизвестно, как управится без притока трудовых кадров одна из самых успешных экономик мира.
Кроме того, пакеты соглашений между ЕС и Швейцарией составлены по "принципу гильотины", когда все пункты договоров действуют только вместе, а невыполнение одного соглашения ведет к аннулированию всех остальных. Поэтому решение референдума об ограничении миграции кадров из ЕС автоматически нарушает соглашение о свободе перемещения - как с одной, так и с другой стороны. Именно это соглашение регулирует отношения между подписантами в таких областях, как транспорт, торговля, сельское хозяйство, фундаментальная наука.
Больше всего от гипотетического (пока) прекращения действия пакета соглашений между ЕС и Швейцарией пострадает экономика последней. Известно, что швейцарская система налогообложения и свободный доступ к рынкам ЕС составляют основу для привлечения бизнеса в страну. Отсечение одной из двух составляющих может повлечь за собой трудно прогнозируемые результаты. Кроме того, именно Европейский Союз является главным торговым партнером Швейцарии - на страны ЕС приходится 56% общего швейцарского экспорта.
Швейцарское объединение профсоюзов, экономисты и крупные компании предупреждают, что имплементация результатов референдума поставит под удар экспортно-ориентированные отрасли швейцарской экономики, что приведет к исчезновению десятка тысяч рабочих мест. В свою очередь Швейцарское банкирское объединение опасается, что быстрорастущая банковская отрасль - ключевой залог швейцарской конкурентоспособности - не справится без притока высококвалифицированного иностранного персонала. Уже сегодня 25% работников банков являются гражданами стран ЕС. А в области фармацевтики и биохимии этот показатель достиг уровня 45%.
Евросоюз может, конечно, в ответ на швейцарские квоты и миграционный регламент использовать свое право на введение визового режима и прочие запрещающие меры. Однако швейцарские эксперты-оптимисты подчеркивают, что ЕС не меньше чем Конфедерация заинтересован в сотрудничестве. И полагают, что стороны в процессе переговоров смогут прийти к общему знаменателю. Но кто-то должен теперь оплачивать воплощение миграционной инициативы в жизнь. Потребуется новый бюрократический аппарат и бюджетные средства для создания рабочих и прочих переговорных групп. Вот только выиграет ли от этого страна?