Европа переходит в наступление на нелегальных мигрантов. Борьба разворачивается по всем фронтам - она затронет страны, находящиеся как вне Союза, так и государства внутри самого ЕС. Эта борьба будет проводиться на общеевропейском уровне, в рамках шенгенской зоны и в отдельных странах их национальными правительствами. Данный вопрос даже решили сделать одним из основных во время последнего саммита ЕС в Брюсселе 24–25 октября, хотя в повестке дня его изначально не было.
Наступление с "Юга"
и ответ "Севера"
Еврокомиссия называла проблему миграции одной из ключевых в своей работе на текущий год. Но все идет к тому, что этот вопрос окажется в центре внимания в противостоянии между главными политическими силами Европы в ходе выборов в Европарламент в будущем году. А Италия собирается именно миграции уделить основное внимание во время своего председательства в ЕС во второй половине 2014-го. В немалой степени из-за шокирующей трагедии близ острова Лампедуза, где в начале октября утонули несколько сотен человек - нелегальных мигрантов, включая женщин и маленьких детей, пытавшихся добраться в Европу из Африки. Греция, которая начнет председательствовать в ЕС с 1 января 2014 г. и во многом находится в сходных с Италией условиях, поддерживает Рим. В ряде европейских стран проблема миграции может определить политическую повестку дня на несколько лет вперед, как это видно по дискуссиям в Великобритании (см. ZN.UA, №38 от 18 октября с.г.), где выборы пройдут в 2015-м, или в Норвегии, где на минувшей неделе представители Партии прогресса, выступающей против мигрантов, получили министерские посты в новом правительстве.
На минувшей неделе Италия, Греция и Мальта выступили "общим фронтом" для того, чтобы убедить остальные 25 стран Союза в необходимости активизировать действия организации по предупреждению и предотвращению миграции с юга из Африки, называя нынешнюю ситуацию "кризисом". В Средиземном море только за 9 месяцев т.г. зафиксировано более 30 тыс. случаев нелегального пересечения границы ЕС. Рост миграции связан с гражданской войной в Сирии и Ливии. Тройка очень рассчитывает, что их усилия поддержат Испания и Франция.
Инициатива "Юга" состоит в создании действенного механизма репатриации нелегальных мигрантов в страны, откуда они прибыли, вместо того, чтобы держать их в лагерях беженцев. Согласно действующим правилам, нелегальные мигранты должны оставаться до определения своего статуса в той европейской стране, попав на территорию которой они оказались в Евросоюзе. Это ставит в затруднительное положение периферийные страны, в то время как государства, находящиеся внутри ЕС, имеют возможность добровольно определять, какое количество беженцев принимать у себя. В нынешних условиях они с раздражением реагируют на усилия стран-членов, оказавшихся в силу географического положения на пути главных миграционных потоков в Европу.
"Северная коалиция" представлена такими странами, как Германия, Нидерланды, Австрия, Финляндия и Великобритания. Все они по различным причинам все с бoльшей неохотой принимают нелегалов из других стран. Отвечая на призывы из Рима поддержать усилия по мигрантам, Германия сама обратилась в ЕС с заявлением, что в прошлом году приняла 80 тыс. беженцев, что на 20 тыс. больше, чем Италия. В текущем году это число может превысить 100 тыс. чел. То есть, "на миллион жителей уже приходится 946 беженцев", как сообщил министр внутренних дел ФРГ Ханс-Петер Фридрих.
"Северная коалиция" блокирует изменения в правилах миграционной политики, по признанию многих в ЕС, "несправедливой" к приграничным странам. Одновременно они выступают за ужесточение шенгенских соглашений и уже несколько лет блокируют присоединение к Шенгену Румынии и Болгарии, являющихся членами ЕС.
Через пару месяцев, с 1 января 2014 г., для граждан этих стран будут сняты ограничения на трудоустройство в странах Евросоюза, и "северная коалиция" развернула настоящую кампанию с целью защититься от непрошеных гостей - "экономических туристов", едущих с Востока подзаработать. В Германии ожидают, что наплыв дешевой рабочей силы заставит увеличить социальные выплаты и прочие расходы. Однако Еврокомиссия на этот раз ответила Берлину, доказав в своем докладе, что преимущества для немецкой экономики в целом от притока свежих рабочих рук и талантливых специалистов (нехватка которых ощущается в Европе) с лихвой покрывают потери в социальной сфере.
Проблема лишь в том, что в Германии все еще продолжаются переговоры о формировании правящей коалиции. И, по-видимому, никто пока не собирается принимать сложные решения по насущным для ЕС вопросам. Впрочем, справедливости ради, стоит упомянуть и положительный немецкий опыт. Именно Германия ввела у себя упрощенную процедуру рассмотрения прошений граждан третьих стран о получении убежища. Вместо трех месяцев решение принимают за 9 дней. В результате этой меры число подающих заявление резко сократилось. Немцы здраво рассудили, что лучше быстро выслушать просителя и разобраться, в чем причина его желания переехать в ЕС, нежели содержать нелегалов несколько месяцев. По итогам 2011 г. положительное решение по таким заявлениям было принято лишь в 2% случаев, а это значит, что большинство просящих не имеют реальных оснований для получения убежища, но пользуются правилами, по которым они могут прожить в европейской стране несколько месяцев, получая в качестве помощи больше, чем могли бы заработать в своей стране.
Ряд еврочиновников и общественных организаций высказывают мнение, что проблема нелегальной миграции лежит также в плоскости сильно затянутой и чрезвычайно сложной процедуры получения права на жительство в ЕС на легальных основаниях.
Шенгенская зона
меняет правила
Евросоюз выдвигает новую стратегию борьбы с нелегальной миграцией, включающую несколько компонентов. Во-первых, усиление физического контроля границ: сначала - на наиболее проблемных участках, а затем - и всего периметра шенгенской зоны. Далее стоит ожидать законодательных инициатив, призванных закрыть "бреши" в праве Европейского союза и отдельных государств, которыми пользовались дельцы теневого бизнеса для организации переправки мигрантов и их легализации в странах Европы. Затем должен быть создан механизм, при помощи которого все эти планы будут воплощаться в жизнь. Ряд инициатив Еврокомиссии уже нашел свою реализацию в конкретных решениях.
Так, 12 сентября Европейский парламент принял решение, согласно которому даже для стран с режимом безвизовых поездок в ЕС (в первую очередь, это касается региона Балкан), может быть восстановлен визовый режим. Причина принятия такого решения - участившиеся попытки граждан этих стран после въезда на территорию ЕС получить статус беженца или остаться в ЕС нелегально. Тем не менее, утверждают в европейских структурах, данное решение не стоит рассматривать как отказ от политики упрощения визового режима со странами Восточного партнерства. Вильнюсский саммит будет нацелен именно на то, чтобы стимулировать выполнение странами-партнерами условий, которые приведут к распространению безвизового режима и для них.
В контексте такого же "латания дыр" в европейских визовых правилах можно рассматривать инициативу возможного временного введения пограничного контроля на границах между странами шенгенской зоны в случае "серьезных угроз общественной безопасности и внутренней безопасности" отдельных стран. В рамках этого решения эксперты ЕС получили возможность проводить инспекции отдельных стран на предмет того, насколько четко они выполняют шенгенские соглашения.
22 октября Совет ЕС одобрил создание системы наблюдения за внешними границами стран - участниц шенгенской зоны (Eurosur), которая уже с 2 декабря 2013 г. начнет действовать в 11 странах Шенгена на внешних южных и восточных границах ЕС. С 2 декабря 2014 г. ее предполагается распространить на все другие государства. Это "система систем", в рамках которой все страны смогут получить доступ к информации о мигрантах, попадающих в ЕС извне, состоянии на отдельных участках границы ЕС и ситуации по отдельным государствам. Для этого каждая страна должна создать собственный центр обработки данных, поступающих из всех служб, отвечающих за охрану границ. Затем эта база должна заработать на общеевропейском уровне. На последнем этапе она будет дополнена системами контроля морского пространства вокруг Европы, позволяя в режиме реального времени вести обмен между странами ЕС видео- и фотоданными о ситуации на их внешних границах. Эту инициативу Евросоюз считает одним из важнейших шагов по созданию полностью интегрированной системы пограничного контроля. Агентство по охране внешних границ - Frontex - сможет повысить эффективность борьбы против трансграничной нелегальной иммиграции и преступности, предупреждать трагедии, подобные произошедшей у берегов Лампедузы.
На минувшей неделе украинский МИД также сообщил, о том, что паспорта для выезда за границу, выданные украинским гражданам более 10 лет назад, срок действия которых был потом продлен, станут недействительными для поездок в Евросоюз.
Также стоит обратить внимание на еще одно изменение шенгенских правил касательно краткосрочного пребывания в Европе граждан третьих стран, вступившее в силу 18 октября 2013 г. Если раньше на территории стран Шенгенского соглашения можно было провести максимум 90 дней в полугодие, начиная с первого въезда в одну из шенгенских стран, то теперь пограничники будут производить подсчет по-другому. Отныне закон гласит, что срок максимального пребывания в шенгенских странах составляет "90 дней в любой период 180 суток", а это значит, что при выезде из Шенгена на границе будут проверять, не было ли превышено количество максимально допустимых дней с учетом предыдущих посещений. (Специальная инструкция и калькулятор дней пребывания по новой схеме размещены на странице официального портала Евросоюза: http://ec.europa.eu/dgs/home-affairs/what-we-do/policies/borders-and-visas/border-crossing/index_en.htm).
Но и эти 90 дней в Шенгене имеют возможность провести далеко не все украинские граждане. Европейские и отечественные СМИ уделили немало внимания визовому скандалу, связанному с украинскими журналистами, посетившими на прошлой неделе Бельгию для участия в конференции в Брюсселе по приглашению европарламентариев. Нескольким коллегам (из свыше 30 приглашенных на это мероприятие) посольство Бельгии посчитало необходимым выдать единоразовые визы на два дня вместо предусмотренных многократных сроком - на один год или пять лет. Данные действия сотрудников бельгийской дипмиссии являются прямым нарушением уже вступившего в силу соглашения между Украиной и ЕС об упрощении визового режима, касающегося, в частности, и сотрудников СМИ.
На момент написания этой статьи бельгийская сторона не пояснила причину таких действий. Но уже сама по себе эта история с украинскими журналистами еще раз свидетельствует, что каждая страна в ЕС порой по-своему трактует те или иные общеевропейские подходы к вопросам визовой и миграционной политики, не считаясь с мнением других. Хочется верить, что в процессе европейской интеграции, а также дальнейшей модификации европейской визовой и миграционной политики подобных "инцидентов" будет меньше.