За последние два года Чехия, Словакия и Болгария ввели визы для граждан Украины. Киев ответил тем же. В недалеком будущем Польша, Венгрия и Румыния также введут визовый режим. Логика всех названных стран ясна – они выполняют требования Брюсселя, выдвигаемые в связи со вступлением в Европейский Союз и предстоящим присоединением к зоне действия Шенгенского соглашения. Визовая политика Украины в данном случае строится по принципу паритетности, то есть «око за око». Не имея рациональных оснований для введения виз (ни Брюссель, ни другие мировые столицы не требуют от Киева ничего подобного), Украина тем не менее жестко придерживается принципа взаимности. Такая политика является близорукой и глубоко ошибочной.
Введение виз для граждан Украины правительствами стран—кандидатов в ЕС – в первую очередь элемент политики ЕС, а не указанных государств. Ответные же шаги Киева – предмет сугубо национальной политики, не детерминируемый извне. Единственным и на сегодня достаточным аргументом в пользу введения виз для граждан государств, вступающих в ЕС, является принцип паритетности — незыблемое основание визовой политики Украины. А это противоречит как интересам развития двусторонних отношений со странами-соседями, так и стратегической цели – интеграции в Европейский Союз.
Является ли принцип визовой паритетности единственно возможным? Конечно же, нет. Односторонняя отмена виз – давно опробованный в международной практике инструмент. Он используется в первую очередь в отношениях со стабильными, развитыми странами, являясь действенным элементом политики стратегического партнерства. Классический пример – отмена Польшей виз для въезда граждан США. Желая упрочить отношения с заокеанским партнером, атмосферу взаимного доверия, Варшава пошла на такой шаг, понимая, что на аналогичный ответ Вашингтона в ближайшем будущем рассчитывать не приходится. Учитывая количество американцев, посещающих Польшу (их намного больше, чем граждан США, посещающих Украину), это нанесло ущерб объему консульских сборов. Однако политический общественный и инвестиционный эффект, по мнению польских политиков и экспертов, значительно превышает издержки. Подобный и более масштабный пример – односторонняя отмена виз для граждан Евросоюза всеми (!) государствами Центральной и Восточной Европы, кроме стран СНГ, как правило, задолго до ответного шага Брюсселя. Паспорта объездивших полмира граждан стран ЕС и стран-кандидатов украшают исключительно визы Украины (иногда также России): в другие государства, включая многие страны Африки, Азии и Латинской Америки, их въезд свободен.
Особый случай представляет предстоящая визовая политика Украины относительно Польши и Венгрии. Эти страны на протяжении многих лет проводят политику максимальной отсрочки введения виз для украинцев, несмотря на нервные напоминания Брюсселя. В будущем эти страны, несомненно, станут лоббистами интересов Украины в расширенном Евросоюзе. Средством активного поощрения такой политики с украинской стороны мог бы стать отказ от взаимного введения виз для граждан этих государств.
Поток посещающих Украину граждан из стран—кандидатов в ЕС невелик. Например, на 19 украинцев, посетивших Польшу в 2001 году, приходится один поляк, посетивший Украину. Очевидно, что хорошо заработать на продаже виз украинской стороне не удастся. Зато вполне реально получить долгосрочные политические дивиденды от сохранения одностороннего безвизового режима. Мы настаиваем на том, что введение Польшей визового режима с 1 июля 2003 года, о чем было официально заявлено, вовсе не основание для аналогичного шага Киева. Наоборот, эта ситуация предоставляет возможность действовать нестандартно и успешно работать на повышение международной репутации страны.
На нынешнем этапе целесообразно дифференцировать визовую политику относительно стран-соседей, поощряя тех, кто не спешит закрывать границу с Украиной. Кроме упомянутых Польши и Венгрии, есть еще Румыния, которая, в отличие от Болгарии, до сих пор не ввела визы для граждан Украины. После вхождения стран-кандидатов в ЕС рационально будет на некоторое время сохранить визовый режим для государств, проводящих относительно граждан Украины недружественную визовую политику, и наоборот, отменить визы для стран, предоставляющих украинцам долгосрочные и дешевые национальные визы.
В будущем безвизовые режимы следует также ввести для граждан государств, которые активно содействуют Украине в реализации ее европейского выбора, предоставляют возможности легального трудоустройства для граждан Украины. В первую очередь это Германия, Греция, Португалия. Следующим этапом должна стать полная односторонняя отмена виз для граждан ЕС, США и Канады. Если же потери от сокращения консульских сборов покажутся правительству Украины слишком значительными, можно будет временно, до полной отмены, перейти к практике взимания сборов и выдачи виз в аэропортах и других точках пересечения границы, без прохождения утомительных визовых процедур. В этом Украину, как обычно, опередила Россия, которая ввела такую возможность для граждан ЕС в международных аэропортах Москвы и Санкт-Петербурга.
В Украине же пока начал осуществляться лишь ограниченный эксперимент — в Одессе и Симферополе оформляют разрешение для въезда туристов из Европейского Союза, США, Канады, Японии, Австралии и Швейцарии на срок до 8 дней.
Визовая политика является органичной составной частью внешней политики государства. Для Украины — страны, провозгласившей курс на интеграцию в ЕС и НАТО, визовая политика может стать действенным вспомогательным средством реализации европейского выбора. Безвизовый режим – эффективный инструмент привлечения граждан иностранных государств, стремящихся узнать нашу страну, организовать здесь бизнес.
Вероятно, в недалеком будущем безвизовые режимы станут нормой международных отношений, тогда как визы сохранятся лишь для тех государств, с территории которых исходят реальные угрозы безопасности. Вряд ли можно надеяться на всеобщую взаимность в отмене виз: развитые (и притягательные для массовой миграции) страны обречены на проведение более жесткой визовой и миграционной политики. Украина же может себе позволить уже в недалеком будущем в одностороннем порядке отказаться от визового режима со странами Запада, а также с относительно развитыми государствами Азии и Латинской Америки. Первым шагом такой политики должен стать отказ от введения виз в отношении стран—кандидатов в ЕС.
Придерживаясь принципа визовой паритетности, Украина фактически не проводит самостоятельную визовую политику, а лишь реагирует на внешние вызовы и изменения, то есть лишается эффективного инструмента поощрения (или, наоборот, давления) в международных отношениях. Между тем визовая политика должна стать гибким механизмом, способным действенно обслуживать ключевые внешнеполитические интересы Украины.
P.S. Когда этот материал готовился к печати, тема получила несколько неожиданное развитие.
19 июля руководитель Государственной туристической администрации Валерий Цыбух заявил, что его ведомство инициирует принятие в ближайшее время ряда нормативно-правовых актов, которые бы предоставили возможность безвизового въезда в страну туристов—граждан стран Европейского Союза, США, Канады, Японии и Австралии. Глава Гостурадминистрации выразил надежду, что соответствующие поручения уже в ближайшее время отдаст Президент Украины Леонид Кучма, а впоследствии необходимые документы примет Кабинет министров.
Не подвергая сомнению искренность господина Цыбуха в его намерениях совершенствовать визовую политику Украины, следует заметить, что деятельность его ведомства оставляет ещё больше вопросов, чем проблема виз. Чего стоит одно лишь гостинничное хозяйство, находящееся в ведении Гостурадминистрации. В частности, несмотря на многочисленные обращения, в том числе иностранных дипломатов, в Украине сохраняется порочная практика взимания с иностранных граждан специальных завышенных тарифов за проживание в гостиницах. Уровень гостиничного сервиса остаётся неудовлетворительным, а цены, как правило, значительно превышают среднеевропейские. Туры в Украину обходятся редким желающим существенно дороже, чем в любую страну Центральной и Восточной Европы. Поэтому правильные по существу предложения В.Цыбуха следует в данном контексте рассматривать как попытку переложить ответственность за состояние туристической отрасли на иную инстанцию, в данном случае – на МИД – и тем самым избегнуть критики за несостоятельность туристической политики Украины.