Оливье Адам: Наша цель — содействовать процессу реформ в Украине ради благополучия людей

Поделиться
Одна из основных проблем — настроить систему так, чтобы современный закон реализовывался органами власти, наделенными четкими полномочиями.

Система ООН представлена в Украине 13 агентствами, тесно сотрудничающими с органами власти и неправительственными организациями. Однако нередко в этом взаимовыгодном взаимодействии происходят сбои. О причинах этого и рассказал в интервью ZN.UA координатор системы ООН в Украине Оливье АДАМ.

- Насколько эффективна ООН в Украине? Вы уже три года работаете в нашей стране в качестве координатора системы этой структуры, и уже можете подвести определенные итоги. Так что же удалось сделать за это время и что осталось невыполненным?

- Мы здесь находимся по просьбе правительства Украины, и все планы, работа согласованы с ним. Наша цель - содействовать процессу реформ в стране ради благополучия людей. У нас есть агентства ООН, которые в своей деятельности в Украине в большей степени зависят от договоренностей с правительством. Речь идет, например, о МВФ. Но существуют и агентства ООН, которые в своей работе основываются на международно-правовых инструментах, и в некоторой степени более «независимы». В частности, офис верховного комиссара ООН по делам беженцев или Детский фонд ООН.

Когда я приехал в Украину в 2009 году, из-за противостояния представителей исполнительной власти наблюдался некий паралич сотрудничества по ключевым вопросам. Сейчас дела обстоят несколько иначе: согласованность и слаженность государственных органов повысилась, хотя проблемы остаются. Как следствие, за эти три года мы достигли многого. В первую очередь речь идет о создании законодательной базы в соответствии с международными стандартами в тех сферах, в которых работают агентства ООН. В частности, законодательство, регулирующее трудовые отношения, предоставление социальных услуг. В этом же контексте хочу вспомнить и пенсионную реформу.

Важно то, что многие законы, в формулировании которых была задействована система ООН, соответствовали соглашению об ассоциации ЕС с Украиной, и все без исключения - международно-правовым обязательствам вашей страны. Ведь есть очень много сфер, где украинское законодательство не согласовывается с международными стандартами. Например, существует много проблем касательно беженцев и получения ими убежища.

- Но каким бы хорошим, современным ни был закон, остается проблема его имплементации…

- Да, к реализации законов как раз очень много вопросов. Одна из основных проблем - настроить систему так, чтобы современный закон реализовывался органами власти, наделенными четкими полномочиями. Например, права инвалидов в полной мере отражены в украинском законодательстве. Это хороший закон. Но институционально в его реализации задействовано очень много органов государственной власти, тем самым усложняется координация.

- Помимо областей, где институты ООН и Украины эффективно взаимодействуют, есть и сферы, где сотрудничество «провисает»…

- К таким можно отнести некоторые обязательства, взятые Украиной в рамках Целей развития тысячелетия. В частности, в вопросах, касающихся обеспечения гендерного равенства и связанных с ограничением распространения ВИЧ/СПИД и туберкулеза.

Хочу отметить, что Украина серьезно отнеслась к Целям развития тысячелетия. Например, в борьбе с бедностью был зафиксирован прогресс: количество абсолютно бедных в Украине уменьшилось с 9% до 5%. Но большей проблемой остается относительная бедность, в которой живет четверть населения. Поэтому, проводя реформу в сфере социальных услуг, необходимо, чтобы она была сфокусирована исключительно на людях, нуждающихся в них: многодетных семьях в сельской местности, безработных и т.д.

Экспертное сообщество указывает на три Цели развития тысячелетия, которые не будут достигнуты Украиной до 2015 года. Во-первых, это относится к гендерному равенству. Учитывая, что украинские женщины социально активны и живут дольше мужчин, очень важно, чтобы они были больше представлены в органах власти, бизнесе. Я, например, был удивлен низким числом женщин в партийных списках, опубликованных в канун парламентских выборов.

Во-вторых, сложно будет к 2015-му существенно ограничить распространение ВИЧ/СПИД. Сразу хочу оговориться: ситуация меняется в лучшую сторону и изменится в будущем, учитывая ресурсы, которые выделили украинское правительство и Глобальный фонд борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией. Так что, если в ближайшие годы и не будет серьезного прогресса в борьбе с распространением ВИЧ/СПИД, то не будет и регресса. В-третьих, остается серьезной проблема обеспечения развития окружающей среды. Так, хотя и были приняты меры по уменьшению зависимости от природного газа, но для достижения этой цели нужно очень долгое время. Хотя ее можно достичь путем прямых иностранных инвестиций.

Также желательно, чтобы процесс административной реформы шел намного быстрее. Когда в период административной реформы старые структуры преобразовывались в новые, мы ощутили некий вакуум. Особенно при реализации таких ключевых вопросов, которые касаются гендерного равенства, детей, беженцев.

- В каких сферах сотрудничества с органами государственной власти трудно достичь согласия и почему?

- На наш взгляд, зачастую недостаточно человеческих и финансовых ресурсов в органах государственной власти, нет четких разграничений полномочий того или иного органа, отсутствует прозрачная система расходов бюджетных средств, что в свою очередь осложняет сотрудничество в некоторых сферах.

Но не в ресурсах дело. Так удивительно, что в стране, где проживает две с половиной тысячи беженцев, не существует идеальной системы предоставления убежища! Чтобы это сделать, не требуется много ресурсов. Нужен всего лишь один орган, работающий на основе международного права и в соответствии с общепринятыми стандартами. С минимальными ресурсами легко достичь результатов в ювенальной юстиции и превентивной системе предотвращения пыток, ограничении распространения туберкулеза и проведении иммунизации населения.

Иногда разное видение происходит из-за того, что центральные органы концентрируют в своих руках большие полномочия, в результате чего региональные отделения не имеют достаточно власти для реализации поставленных целей. Как это мы наблюдаем в случае с миграционными службами. Наконец, часто реальное финансирование значительно меньше суммы, записанной в бюджете, а тендеры, как отмечают эксперты, проходят непрозрачно.

- Представители ООН (и вы в том числе) активно выступают за иммунизацию населения. Большинство врачей также являются сторонниками вакцинации. Но для многих украинцев тема прививок сегодня является дискуссионной. На ваш взгляд, почему у украинского общества столь настороженное отношение к прививкам, а иммунизация не стала всеобщей?

- Очень важны четкая политика правительства и прозрачные тендеры по закупке вакцины. Несомненно, иммунизация необходима. В такой стране, как ваша, иммунизация должна работать как часы. И во многих странах, развитых куда менее Украины, это работает очень четко.

Но здесь скепсис к прививкам столь сильный, поскольку смерть некоторых детей была связана с вакцинацией. Поэтому необходимо сделать так, чтобы все родители понимали: иммунизация важна, она укрепляет здоровье ребенка. Но в Украине также существует проблема качества вакцины и ее доступность. Так, есть вопрос тендерных закупок: существуют определенные приватные интересы, вследствие чего необходимого качества вакцина недоступна. Кроме того, очень много вакцин отсутствуют в стране, и это также приводит к низкому уровню иммунизации населения.

- В деятельности ООН сегодня большое внимание уделяется борьбе с туберкулезом, противодействию распространения ВИЧ/СПИД. Но что препятствует эффективному решению этих проблем в Украине?

- Государство вложило немало бюджетных средств как в борьбу с туберкулезом, так и в противодействие распространению ВИЧ/СПИД. Также много денег выделили правительство Соединенных Штатов, Европейский Союз и Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией. Активизировались неправительственные организации. По моим оценкам, ситуация стала значительно лучше, чем несколько лет назад: существенно увеличилось количество людей с туберкулезом и ВИЧ/СПИД, получающих лечение.

Но одной из основных проблем остается вопрос прав меньшинств.

Например, что касается ВИЧ/СПИД, то больше всего подвергаются дискриминации наркозависимые, мужчины, ведущие половую жизнь с другими мужчинами, а также представители сексиндустрии. Так, со стороны органов правопорядка были попытки контролировать распределение препаратов заместительной терапии, сделать уголовно наказуемым употребление этих препаратов. Но в этом случае наркозависимые уйдут в тень, и мы не сможем получить к ним доступа. А ведь число людей, которым нужна заместительная терапия, очень большое.

Такие же проблемы и в отношении двух других групп. Мы были, например, очень обеспокоены поданными в Верховную Раду тремя законопроектами о запрете пропаганды гомосексуализма. Мы считаем, что это нарушает права человека. Если мы не предотвратим использование этой «системы предотвращения» для этих трех групп, то мы - ООН, неправительственные организации, частный сектор и органы государственной власти - потерпим поражение в борьбе с туберкулезом и противодействии распространению ВИЧ/СПИД.

- ООН активно задействована в урегулировании кризиса в Сирии. Однако усилия Организации, в частности ее спецпредставителей и постоянно действующих органов, не приносят результата. Почему? Это признак неэффективности диалога стран в рамках системы ООН? Или это демонстрация ее ограниченных возможностей из-за несогласованности позиций постоянных членов Совета Безопасности ООН?

- Как было отмечено генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном, в Сирии наблюдается гуманитарный кризис: в стране продовольственный кризис, а в результате боевых действий нет возможности предоставить квалифицированную медицинскую помощь всем нуждающимся. Страну покидает огромное число беженцев. Поэтому ООН активно задействована в решении гуманитарного аспекта сирийского кризиса на уровне Всемирной продовольственной программы ООН, Верховного комиссариата ООН по делам беженцев и других специализированных агентств.

Но что касается урегулирования самого внутреннего конфликта, то необходимо действовать в соответствии с международным правом. Ведь Сирия - суверенная страна, и вмешательство в ее внутренние дела может происходить только на основе устава Организации. А для этого нам нужна четкая резолюция Совета Безопасности ООН.

Мы сейчас находимся в ситуации, когда страны еще не приняли решение, как действовать дальше: идти путем интервенции или использовать другие жесткие меры, способные прекратить то, что характеризируют как гражданскую войну. Некоторые хотят прямой интервенции в страну, другие - нет. А к плану бывшего спецпредставителя ООН стороны, задействованные в кризисе в Сирии, отнеслись с пренебрежением, что в результате привело к его отставке Кофи Аннана. У ООН как организации нет полномочий на самостоятельное принятие решений или применение рычагов воздействия. Все решения принимают ее страны-члены. И потому на данном этапе роль Организации ограничена только гуманитарными вопросами кризиса в Сирии.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме