Мирный план для новой войны

09 февраля, 2007, 00:00 Распечатать Выпуск № 5, 9 февраля-16 февраля 2007г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

План специального представителя ООН по Косово Марти Ахтисаари по политическому статусу этой сербской провинции был представлен в Белграде и Приштине...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

План специального представителя ООН по Косово Марти Ахтисаари по политическому статусу этой сербской провинции был представлен в Белграде и Приштине. Как и ожидалось, документ вызвал бурю эмоций на Балканах.

Сербскую реакцию предвидеть было несложно. И это нечто среднее между шоком и яростью, поскольку сербы получили то, чего, пожалуй, боялись более всего: пусть даже без слов о «независимости Косово» предложения финского дипломата — это четкая дорожная карта по расколу страны. Реакция самого Ахтисаари на нерадушный прием в Белграде (а с ним отказались встречаться все, кроме президента Бориса Тадича) была сдержанной. Да, он убеждал и доказывал, но создавалось впечатление, что его миссия практически выполнена и его план — это то лучшее, что международная дипломатия может создать и предложить в данном конкретном случае. А албанцы ликовали, когда им дали понять, что план Ахтисаари в будущем, возможно, приведет к независимости края. В связи с вышесказанным, позиции Евросоюза, Соединенных Штатов и России нуждались в срочной корректировке, что и привело к активным консультациям по данному вопросу в минувшие дни.

Полный текст плана об определении политического статуса Косово в его английской версии, имеющийся в распоряжении «ЗН», это документ на 58 страницах, первый десяток которых составляет «общие принципы», а далее следует 12 дополнений по ключевым вопросам будущего «государственного» строительства. Именно государственного. Ибо уже из первых строк документа становится понятно, что Косово не будет (также нигде не указывается, что де-юре Косово по-прежнему является) частью территории Республики Сербия. Более того, Косово и Сербия, как де-факто отдельные субъекты, должны совместно работать над воплощением данного плана. Косово, хотя и напрямую не названо государством, пункт 1.8 «общих принципов» вполне четко указывает: Косово «не должно искать никаких объединений с другими государствами или частями других стран». Также указано, что у Косово будут свои собственные герб, флаг, гимн и печать, которые не должны, как ныне, повторять албанские государственные атрибуты, «а отражать полиэтнический характер» края. Сербам гарантировано право на национальную автономию, а беженцам — право потребовать назад свою собственность. В то же время в другом пункте вся госсобственность бывшей Югославии и нынешней Сербии на территории края явочным порядком становится косовской. Исключение делается только для сербской православной церкви, которая получает в свое полное и единоличное владение все православные храмы края, их защита также будет гарантирована новыми властями. В Косово не будет одной официальной религии.

Но дальше больше: как только данный план урегулирования вступает в силу, Косово получает право на создание собственной конституции и законодательной базы, а также на созыв собственного парламента и правительства. Спустя девять месяцев после принятия плана в Косово должны будут состояться первые выборы — всеобщие и муниципальные. Косовская ассамблея будет состоять из 120 депутатов, причем 10 мест будут закреплены за сербским нацменьшинством. Предусмотрен пост президента, а в правительстве из 12 министров минимум двое не должны быть албанцами. У края будет своя финансовая и монетарная системы. Предусмотрено самоуправление для компактных неалбанских общин. Так, сербы из Косово в вопросах самоуправления в границах своих округов и в некоторых хозяйственных сферах (получение субсидий и дополнительных финансов) обретут право непосредственно связываться с госорганами Сербии, однако только с разрешения Приштины.

На этапе воплощения плана вводятся две выборные должности — «международного гражданского представителя» в Косово, который избирается «международной управляющей группой» (в нее войдут представители стран «контактной группы» — Франции, Германии, Италии, России, Великобритании, США, ЕС, Еврокомиссии и НАТО), а также «спецпредставителя» от Евросоюза. Первый будет иметь значительные полномочия с правом последнего слова по всем вопросам, касающимся имплементации плана. Именно «международная управляющая группа» определяет, когда план считать окончательно выполненным.

Ахтисаари также предусмотрел 120-дневный переходный период, который начнется со дня утверждения плана новой резолюцией Совбеза ООН. Статья 14.2 документа особая. Именно здесь Ахтисаари излагает, каким образом произойдет подмена нынешних актов по международному управлению Косово (в частности, резолюции Совбеза ООН №1244, признающей Косово частью Сербии под временным управлением Объединенных наций) на новые правила, где де-факто главенствующими становятся, во-первых, конституция уже де-юре независимого Косово (ибо никто не сомневается, что в новом основном законе края не будет упоминаний о каких-либо правовых отношениях с метрополией), а во-вторых, распоряжения «международного гражданского представителя» и «управляющей группы».

Вопросами безопасности в крае будет ведать «иностранное военное присутствие», формат которого определит НАТО. В то же время само Косово получит право сформировать «силы безопасности» численностью 2500 человек, а также службу разведки, которые, однако, будут находиться под жестким контролем гражданской администрации. За сербами, остающимися в крае, предусмотрено право вступления в отряды сил безопасности на общих основаниях.

Даже из этого краткого изложения видно, что новый план далек от того, чтобы стать основой некоего компромисса, и больше соответствует чаяниям албанской стороны. В Приштине премьер-министр Агим Чеку прямо сказал Ахтисаари: «Власти Косово уверены, что переговоры завершатся тем, что желание косоваров иметь свое независимое и суверенное государство будет принято». В плане ему лично не понравилось лишь большое количество «зон», в которых сербы получат право на самоуправление и защиту. Тем не менее лидеры всех сербских партий в Косово отвергли план, а жители Митровицы даже пригрозили акциями протеста в случае, если план будет принят в таком виде.

В Сербии преобладает мнение, что Ахтисаари существенно превысил свои полномочия и написал документ, выходящий далеко за рамки мандата, определенного генсеком ООН. Уже 7 февраля премьер Сербии Воислав Коштуница, несмотря на присутствие в Белграде «тройки» ЕС, сказал непосредственно верховному представителю ЕС Хавьеру Солане и главе германского МИДа Франку-Вальтеру Штайнмаеру: «Ахтисаари не задумался ни над одним из вопросов, которые были в рамках его мандата, подразумевая, что он должен был определять будущее края Косово и Метохии, соблюдая Устав ООН и резолюцию Совбеза ООН №1244». По его мнению, это не план определения политического статуса Косово, а «статуса Сербии без Косово» и добавил, что на территории Сербии создается второе албанское государство. Представители Евросоюза, однако, подчеркнули, что план Ахтисаари — хорошая основа для продолжения переговоров о статусе Косово. Находясь в Москве в составе «тройки» ЕС, Солана дал понять: в случае, если сербы и косовские албанцы не найдут компромисса, план Ахтисаараи может быть осуществлен и без учета мнения Белграда и Приштины, а исключительно на основе решения Совбеза ООН. Россия пока такого мнения не разделяет и четко определила свою позицию, предложив сторонам не отказываться от положений резолюции СБ ООН 1244 и искать компромисс в рамках существующего правового поля.

Как стало известно, после переговоров в Белграде и Приштине 2 февраля Марти Ахтисаари предложил переговорным группам из Белграда и Приштины начать обсуждение его плана уже 13 февраля в Вене. Однако в Белграде такую спешку сочли чрезмерной и попросили десятидневную отсрочку начала переговоров, поскольку новоизбранный сербский парламент еще не приступил к работе. А нынешнее правительство Коштуницы лишь «технически» дорабатывает свой срок до формирования нового кабинета и не имеет права решать вопрос Косово. При всем уважении к Ахтисаари сербы говорят, что не могут пойти на нарушение своей конституции и перейти к решению важнейших международных вопросов, не выполнив всех положенных внутренних процедур. Кроме того, напомнил чиновник, в новой конституции Сербии, принятой лишь в прошлом году, четко указано, что территория Сербии является единой и неделимой. Этот тезис, по словам Симича, разделяет большинство стран, в том числе члены Совбеза ООН Россия и Китай, без согласия которых новой резолюции в Совбезе ООН не будет.

Есть также мнение, что Белград может попросить самого Ахтисаари еще раз доработать свои инициативы для того, чтобы они более соответствовали нынешнему состоянию международной правовой базы и позициям делегаций Белграда и Приштины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК