Больше месяца назад судья Приморского районного суда города Одессы Виктор Попревич отправил в СИЗО проукраинского активиста и блогера Сергея Стерненко. Анализируя вынесенный приговор, человек даже без юридического образования может понять, что «разбой за триста гривен», в котором обвинили Сергея, выглядит по меньшей мере абсурдно. Произвольное осуждение Стерненко стало искрой, которая подняла новую волну протестов по всей Украине. Граждане выходят на улицы не только с требованием освободить политических узников Сергея Стерненко, Андрея Антоненко и других необоснованно осужденных людей. Они идут требовать от власти, несколько лет подряд декларирующей намерения о перезагрузке государственной системы, обеспечить их право на справедливый суд, которое в Украине фактически никогда не было гарантировано.
В ответ на протесты президент, ранее напрямую общавшийся с гражданами в вайбер-чате, будто воды в рот набрал. Зато участники акции под офисом президента 20 марта получили семь подозрений в преступлениях с круглосуточным домашним арестом и четыре «админки» — от «опасного использования пиротехники» до «нецензурной брани в публичном месте». Предупредительные меры в виде ограничения свободы в большинстве случаев не имеют надлежащего обоснования, а сами подозрения — достаточной доказательной базы и выглядят, скорее, как попытка запугать граждан и заставить воздержаться от новых протестов. И все это — вместо реального реформирования судебной системы, продолжающей покрывать преступников и сажать невиновных людей.
Судебную реформу украинцам обещал практически каждый президент. В 2004 году Леонид Кучма называл ее «самым главным приоритетом», в 2010-м Виктор Янукович (в будущем президент-беглец) обещал прекратить беспорядок в судебной системе. В 2018 года президент Петр Порошенко называл судебную реформу основной, хотя потом «забыл» ликвидировать насквозь коррумпированный Окружной административный суд Киева (ОАСК), а также провалил реформирование Верховного суда и судов апелляционной инстанции. Взнос каждого из них прекрасно иллюстрирует приговор 26-летнему Сергею Стерненко, вынесенный в 2021 году недобропорядочным любителем бюстов Ленина и Сталина Виктором Попревичем. Если бы судебная реформа в Украине действительно состоялась, то судья Попревич, который закрыл дело против председателя Одесского окружного админсуда, управлявшего автомобилем в нетрезвом состоянии; оправдал милиционера, пытавшего людей; не задекларировал имущество в Крыму, уже не имел бы права выносить решение именем Украины. Таких попревичей в судебной власти Украины, как и необоснованных решений, ломающих человеческие судьбы в угоду чьим-то интересам, тысячи.
Несмотря на обещания выполнить Повестку дня правосудия, данные еще кандидатом в президенты Владимиром Зеленским, на протяжении двух лет его каденции настоящая судебная реформа не сдвинулась с мертвой точки. С одной стороны, президент публично признает непригодность судебной системы. С другой — инициативы о перезапуске Высшего совета правосудия (ВСП), Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) — органов, отвечающих за оценивание и назначение всех судей, оказываются лишь имитацией реформы и напоминают, скорее, компромисс с судебной мафией, чем реальные попытки удовлетворить насущный запрос общества на справедливость.
Ситуацию ухудшило возвращение в Украину одиозного «смотрящего» за судебной системой времен Януковича Андрея Портнова. Под его чутким руководством во время Революции достоинства судьи запрещали гарантированные Конституцией мирные собрания, арестовывали и лишали водительских прав протестующих. По невероятному стечению обстоятельств «судебные» и «правоохранительные» направления в офисе президента Зеленского возглавили бывшие адвокаты высших должностных лиц времен Януковича, в том числе и самого Портнова — Андрей Смирнов и Олег Татаров. Именно они «направляют» президента, предлагая те или иные решения в подконтрольной сфере. Так в парламенте появились законопроекты, которые сохраняют или даже усиливают влияние ОАСК Павла Вовка, подозреваемого НАБУ в захвате государственной власти, имитируют реформу ВСП, сохраняя непрозрачную процедуру отбора ее членов, убивают независимость ВККС, заводя орган под полнейший контроль нереформированной ВСП. И кто бы ни стоял за кулисами этих процессов, все эти инициативы вносятся от лица президента Украины, и именно он несет за них всю полноту политической ответственности. Время исправить эту ситуацию все еще остается, но есть ли политическая воля?
«Про Вовка промовка»
Окружной административный суд Киева — наверное, самый одиозный суд в Украине. Из-под молотка судей ОАСК вышли решения о запрете Евромайдана и приказ «Беркуту» его разогнать, запрете переименования УПЦ МП, отмена декоммунизации улиц и еще много странного и откровенно незаконного. Суд следовало ликвидировать во время судебной реформы еще три года назад. Он даже попал в проект указа президента Порошенко о ликвидации, но в финальной редакции документа этот суд так и не появился. ОАСК продолжил генерировать антиукраинские решения, оставаясь при этом неприкосновенным.
И хотя Зеленский поддержал идею очищения судебной власти, решать проблему ОАСК он, очевидно, не спешит. Президент не отреагировал ни на первые, ни на вторые «пленки Вовка». Лишь на 16-й день с момента их публикации на запрос журналистов в офисе президента ответили, что не будут ликвидировать ОАСК, а в отношении судей «нет решения суда», поэтому и вмешиваться в процесс президент не планирует. После акции общественных организаций, которая широко разошлась в СМИ, в офисе президента опубликовали комментарий: «Президент Украины, согласно полномочиям, которые дает ему Конституция, не имеет права или обязанности давать оценку решениям судов или обвинениям против судей».
Показательно, что отсутствие приговора не помешало Зеленскому принять участие в пресс-конференции по делу об убийстве журналиста Павла Шеремета, на которой Андрея Антоненко, Юлию Кузьменко и Яну Дугарь фактически обвинили в убийстве. Публичных доказательств причастности Вовка и компании к захвату власти достаточно, но соответствующей реакции президента нет.
Несмотря на все, помочь Зеленскому с ОАСК взялись граждане и международное сообщество. Еще летом прошлого года журналист Даниил Мокрик зарегистрировал петицию на сайте президента о ликвидации суда (согласно Конституции, только президент может инициировать этот процесс). 25 тысяч подписей в положеный срок петиция набрала, однако Зеленский до сих пор не торопится воплотить волю граждан.
В ответ на петицию, маркированную как «поддержанная» на официальном сайте ОП, президент почти сразу пообещал начать первый этап ликвидации — консультации с ВСП. Одновременно из офиса президента начали поступать заявления о том, что консультации идут. И, как выяснилось, от обещания Зеленского в октябре до реального начала консультаций миновал почти месяц. С тех пор и до нынешнего времени сдвига в ликвидации ОАСК не наблюдается. В конце января уже этого года офис президента сообщил, что Зеленский до сих пор «изучает вопрос».
Вопрос ОАСК долгое время висел в воздухе, даже несмотря на то, что его решение является одним из международных обязательств Украины. Подписанный летом Меморандум с МВФ предусматривал передачу части исключительной юрисдикции ОАСК Верховному суду. Речь идет о рассмотрении административных дел против государственных органов национального уровня, которые, собственно, и обеспечивают Окружному административному опасное для государства, практически неограниченное влияние.
Якобы во исполнение этой части Меморандума президент внес в парламент законопроект № 5067, который действительно отбирает у ОАСК часть полномочий. Однако даже если законопроект будет принят в таком виде, проблема ОАСК не будет решена окончательно. Ведь в ВС переходит очень незначительная часть национальных дел, а ОАСК все еще будет уполномочен рассматривать большую часть административных дел против органов национального уровня. Также законопроект предусматривает, что дела, которые отобрали у ОАСК, будет рассматривать Кассационный административный суд в составе Верховного суда. Председателя этого суда Михаила Смоковича во время конкурса на должность самого признали недобропорядочным.
Именно поэтому представленный Зеленским законопроект об ОАСК не вселяет надежды на фундаментальные изменения. Он, скорее, является попыткой формально выполнить требования для получения нужных государству денег МВФ. Призывы общественности полностью ликвидировать суд президент до сих пор игнорирует.
Не спешит наводить порядок в этом деле и «заместитель президента по справедливости». В течение почти месяца с момента публикации второй части «пленок Вовка» генпрокурор Ирина Венедиктова не подписывала сообщение о подозрении фигурантам, пока, по нашей информации, этого очевидного шага не начало требовать международное сообщество. Тем временем судья Павел Вовк нагло игнорировал заседание Высшего антикоррупционного суда (ВАКС) после решения о его принудительном приводе, из-за чего судье Антикорсуда Бицюку пришлось приостановить судебное производство, пока подозреваемого не разыщут.
Как и ожидалось, полностью саботирует установление справедливости в деле Вовка и самый главный судебный орган — Высший совет правосудия. Он не удовлетворил представление Генеральной прокуратуры о даже временном отстранении судьи Вовка и его коллег, единогласно поддержав Вовка и компанию. Больше того, он встал на защиту фигурантов дела и заявил о «давлении на правосудие» со стороны НАБУ, которое соответствующие пленки записало и сделало достоянием гласности. Зато за процесс против Вовка коррумпированный ВСП привлек судью ВАКС Бицюка к дисциплинарной ответственности. И это неудивительно, учитывая, что Павел Вовк фактически единолично руководит ВСП в вопросах дисциплинарных производств.
Игнорирование проблемы ОАСК и попытки затянуть расследование против фигурантов «пленок Вовка» означают, что президента все устраивает, и он такие действия если и не поддерживает, то как минимум допускает. В конце концов, именно ОАСК неоднократно принимал решения, выгодные Зеленскому: и о роспуске Верховной Рады, и о возвращении в Украину российского актера из сериала «Сваты» Федора Добронравова, незаконно посещавшего оккупированный Крым. И неизвестно, в каком еще случае может быть полезен ручной и способный на все суд, к юрисдикции которого относится разрешение споров практически со всеми центральными органами власти. Это также означает, что Вовк и компания при отсутствии общественного давления будут продолжать осуществлять «волчье правосудие» и творить «любой беспредел в судебной ветке власти» (цитата из «пленок Вовка»). Такой подход подает сигнал Вовку и всем недобропорядочным судьям, что даже при наличии очевидных доказательств коррупции они имеют шансы выйти сухими из воды.
Конституционный зуд
Противоправные и разрушительные решения Конституционного суда Украины (КСУ) — еще одно следствие отсутствия судебной реформы. Об опасности нереформированного КСУ эксперты предупреждали Зеленского еще до президентских выборов. Тогда будущий президент пообещал обеспечить независимость Конституционного суда и отсутствие политического влияния на отбор его судей. Но и здесь, к сожалению, все закончилось преимущественно обещаниями.
Тревожные звоночки стали поступать из КСУ еще в начале президентского срока Зеленского, когда на повестке дня стоял вопрос о досрочных парламентских выборах. Однако это решение выглядит незначительной проблемой по сравнению с кризисом, который суд вызвал своим решением осенью 2020 года, нанеся серьезный удар по антикоррупционной инфраструктуре. После предложения «одним махом» уволить всех судей КСУ, которое критически оценили эксперты и отказались поддержать народные избранники, президент таки обратился в Венецианскую комиссию (ВК) с просьбой порекомендовать пути решения кризиса. В выводе, беспрецедентно быстро представленном Венецианской комиссией на запрос украинской стороны, эксперты отмечают, что причиной политической зависимости судей КСУ является политизированная процедура их назначения, поэтому рекомендуют ввести настоящий конкурс в этот суд, как того требует украинская Конституция. В составе конкурсной комиссии, по рекомендации ВК, должны быть авторитетные международные и общественные эксперты. Также «Венецианка» рекомендует заполнять вакансии судей КСУ лишь после введения настоящего конкурса.
Вопреки всем рекомендациям, ни специально созданная «группа Разумкова», ни парламентское большинство ни разу не пытались выполнить конституционное положение и ввести настоящий конкурсный отбор. Несмотря на заявления президента о том, что октябрьское решение КСУ вызвали «старые элиты» и олигархи, и слова секретаря СНБО Алексея Данилова о влиянии РФ на судей, в феврале представитель президента в КСУ Федор Вениславский заявил, что «нет оснований говорить о кризисе в КСУ». Уже 18 февраля парламент назначил судьей Конституционного суда Виктора Кичуна — протеже Федора Вениславского, ради которого и был устроен так называемый конкурс в стенах Верховной Рады.
Недавно Венецианская комиссия предоставила вывод по другому законопроекту о КСУ — «О конституционной процедуре». Там она повторно обратила внимание украинской власти на то, что документ не содержит главного — предложения по процедуре настоящего конкурсного отбора судей, после введения которой можно заполнять вакансии.
Сразу после второго вывода Венецианской комиссии президент своим указом отменяет указы о назначении судьями Конституционного суда Александра Тупицкого и Александра Касминина, что служит причиной очередной волны возмущения в экспертном сообществе. По оценкам специалистов, указ президента неконституционный, потому что гарант фактически пытается уволить с должности судей КСУ, хотя таких полномочий согласно Конституции у него нет. И хотя с разрушительными последствиями правления Януковича и его людей в судах бороться необходимо, такие решения могут лишь углубить кризис, который и начался с нарушения Конституции самим Конституционным судом. Подмена системных решений, рекомендуемых президенту национальными экспертами и мировым сообществом, простыми, но неконституционными вариантами, скорее всего, будет иметь длительные негативные последствия. Ведь следующими шагами президента могут стать не только назначения без конкурса новых лояльных судей КСУ, которые не будут иметь достаточной легитимности, но и «снятие» и замена в ручном режиме любого судьи в Украине, ведь всех их формально назначает президент.
ВСП — всеохватная симуляция правосудия
Попытки реформировать судейскую систему во времена Зеленского вообще сильно напоминают торги за создание Высшего антикоррупционного суда во время президентства Порошенко. И тогда, и теперь президент старается удержать поддержку международных партнеров Украины, однако оставить себе лазейки для возможного влияния на суд. Это хорошо видно и гражданскому обществу, и международному сообществу, позиция которого недвусмысленна: отбор новых судей и членов судебных органов должна осуществлять конкурсная комиссия с незапятнанной репутацией, решающую роль в составе которой должны играть независимые международные эксперты.
И, несмотря на то, что создание Высшего антикоррупционного суда при участии независимых международных экспертов остается фактически единственным успешным примером судейского отбора за всю новейшую историю Украины, оба президента старались пропагандировать «свой путь» реформирования судебной власти «без постороннего вмешательства». Несмотря на это, Петру Порошенко пришлось пройти путь от активного критика до адепта создания ВАКС, в отборе которой ключевую роль играли независимые международные эксперты. К сожалению, то же самое нельзя сказать о судебной реформе времен Зеленского, ведь распространение этого механизма на остальную судебную систему Украины он и его команда активно блокируют.
В 2019 году Зеленский официально поддержал Повестку дня правосудия, предусматривающую перезагрузку двух ключевых органов системы — ВККС и ВСП с участием международных экспертов. Намерение перезагрузить ВККС и ВСП озвучивала и партия «Слуга народа» перед досрочными парламентскими выборами.
Первая попытка реформировать органы (закон, наработанный совместно с экспертами из гражданского общества, предусматривал применение модели с привлечением международных экспертов) провалилась из-за саботажа со стороны ВСП, которому, впрочем, никто со стороны ОП не противостоял.
В прошлом году в мае президент Владимир Зеленский и премьер-министр Денис Шмыгаль подписали с МВФ Меморандум о получении кредита в размере 5 млрд долл. Одним из требований получения Украиной кредита стало изменение конкурсной процедуры отбора членов ВСП и разовая проверка на добропорядочность действующего состава ВСП с дальнейшим увольнением тех, кто ее не прошел.
В августе того же 2020 года парламент ратифицировал и Меморандум по ЕС, в котором решение вопросов, связанных с верховенством права, является условием для получения второго транша финансовой поддержки. Среди вопросов — прозрачный отбор членов новых ВККС и ВСП конкурсной комиссией с международным участием. Сделать это президент Зеленский и премьер-министр Шмыгаль обязались до октября 2020 года. Из-за невыполнения этого структурного маяка МВФ уже несколько раз отказывал Украине в деньгах, что ставило нас на грань финансового кризиса. Лишь в критических условиях президент якобы начал двигаться в сторону выполнения своих политических обещаний и международных договоренностей. Но снова эти движения напоминают скорее попытку изобразить прогресс, при этом сохранив статус-кво, а то и усилив коррумпированную судейскую корпорацию.
Чтобы попытаться удовлетворить требования международных партнеров, в июне 2020 года президент подал в Верховную Раду законопроект № 3711, якобы призванный решить вопрос «наполнения судов новыми кадрами». Интересно, что именно проблему «нехватки двух тысяч судей» президент озвучивает как главную едва ли не в каждом своем выступлении о реформе судов. Этот тезис вложили президенту в уши сами судьи и ВСП: по их мнению, основной проблемой судебной власти является именно «нехватка кадров», а не заказные решения, вопиющая несправедливость и тотальная недобропорядочность. Интересно, что поддержка ВСП и судей резко превратилась в критику, когда в профильном комитете по рекомендации Венецианской комиссии убрали положение законопроекта о ключевой роли ВСП в формировании ВККС; удивительным образом критика затихла, когда это положение вернули. Очевидно, членов нереформированного ВСП волнует не кадровый голод, который можно утолить не ранее чем через два года после принятия закона, учитывая продолжительность процедуры отбора, а консервирование их ключевой роли в отборе членов органа, ответственного за отбор и переаттестацию судей.
В начале октября 2020 года Венецианская комиссия опубликовала вывод о законопроекте № 3711, где подчеркнула необходимость формировать ВККС с участием международных экспертов и не допустить расширения полномочий нереформированного ВСП. Из-за этого в ноябре 2020-го парламентарии отправили текст документа на доработку в профильный комитет. Из-под пера народных депутатов вышел обновленный законопроект № 3711-д, который, несмотря на рекомендации Венецианской комиссии, значительно расширяет влияние ВСП, де-факто отдавая ему в руки полный контроль над отбором судей — возможность защищать «своих» и наказывать тех, кто отваживается пойти против системы.
После положительного голосования за проект закона № 3711-д, наверное, улыбнулся и одиозный Павел Вовк. Законопроект фактически отдает Вовку и компании полный контроль над формированием ВККС через процедуру отбора ее членов. Процедура предусматривает, что членов ВККС будет избирать конкурсная комиссия, в которой международные эксперты не будут иметь решающего голоса, а в составе самой ВККС должна быть по меньшей мере половина судей или судей в отставке, то есть представителей действующей судейской мафии.
Под соусом «преодоление кадрового голода» судейская мафия продвигает еще одну идею — значительное упрощение процедуры отбора судей. Об этом же пишет одиозный Вовк в своей колонке — какой, по его мнению, должна быть судебная реформа. То же самое продвигает и заместитель председателя коррумпированного и нереформированного ВСП Александр Маловацкий.
Таким образом, если проект закона № 3711-д будет принят в целом, ВСП получит возможность изменить правила отбора без какой-либо проверки на добропорядочность. И в то время как послы стран — партнеров G7 и общественные эксперты наоборот призывают предоставить экспертам Общественного совета добропорядочности (ОСД) дополнительные полномочия относительно проверки судей первой инстанции (важность проверки на добропорядочность которых можно проиллюстрировать делом Сергея Стерненко), Вовк и компания фактически предлагают отбирать судей вручную, а президент и парламентское большинство им в этом подыгрывают. При таких условиях ВСП сможет быстро назначить фактически подконтрольных Вовку и Портнову две тысячи судей, уволить которых в следующие 30 лет будет невозможно, пока они сами не выйдут на пенсию. Судьи, избранные под контролем Вовка и ВСП потом в свою очередь будут избирать половину членов ВСП и треть Конституционного суда, а те будут оставлять на должностях недобропорядочных судей, уничтожать институции и отменять антикоррупционные реформы. Порочный круг замыкается: прогнившая коррумпированная система будет лишь репродуцировать себя и изо всех сил противодействовать каким-либо изменениям, которые могут ей угрожать. Самое интересное, что этот сценарий теперь официально продвигает и ОП: офис гаранта Конституции в своей «Стратегии усовершенствования судопроизводства» решил вообще уничтожить идею независимой ВККС не позднее 2023 года и оставить общество наедине с коррумпированным ВСП.
Такие законодательные инициативы противоречат политическим обещаниям президента и правящей партии, договоренностям с международными партнерами нашей страны и ставят под сомнение получение Украиной новой макрофинансовой помощи и политической поддержки со стороны наших союзников. Об этом, в частности, заявляли и Верховный представитель ЕС по делам внешней политики и безопасности Жозеп Боррель, и посол ЕС в Украине Матти Маасикас. Как основу дальнейшего сотрудничества Украины и США называет активизацию реформ в разговоре с Зеленским новый американский президент Джо Байден. В конце января этого года послы G7 сделали достоянием гласности дорожную карту судебной и антикоррупционной реформ в Украине, где в который раз призывали реформировать ВСП, сформировать ВККС на открытом конкурсе при значительном участии международных экспертов, а также усилить влияние Общественного совета добропорядочности. Наконец сроки второго транша для Украины не называет и Международный валютный фонд, поскольку судебная реформа является одним из ключевых условий предоставления кредита. Вместе с попытками уволить директора НАБУ Артема Сытника политическим способом положениями нового законопроекта это выглядит четким сигналом, что Украина не готова выполнять договоренности перед партнерами, которые сама же заключила.
Несмотря на декларированные намерения президента реформировать систему, он первый, кто в угоду судейской мафии пренебрегает всеми реальными возможностями это сделать, а также международными обязательствами Украины и ее перспективами европейской и евроатлантической интеграции. Но самое главное — даже не отсутствие международных кредитов или другой поддержки партнеров. Расширение полномочий и консервация коррумпированного и нереформированного ВСП, наполнение судов подконтрольными Вовку и Портнову судьями будет означать продолжение политических расправ и отсутствие справедливости для рядовых граждан по меньшей мере на еще одно поколение.
Суды сейчас — это не только о возможности повлиять на разрешение споров или результаты выборов. Коррумпированная судебная система стала мощным оружием в руках государства-агрессора. А потому навести порядок с судами — вопрос выживания страны, не меньше. Без настоящей судебной реформы граждане Украины обречены сидеть в тюрьмах без доказательств, ходить на акции протеста едва ли не каждый день, а в перспективе — даже потерять суверенное государство.
Также ничего хорошего не означает отсутствие судебной реформы и для действующей власти. Украинцы очень чувствительны к несправедливости, которую продуцирует украинская судебная система. Ни одному президенту, в последнее время обещавшему украинцам судебную реформу, но не сдержавшему слова, не удалось сохранить пост надолго. Сохранение зависимости судебной системы сможет сыграть с сегодняшними политическими элитами очень злую шутку. Рано или поздно они потеряют власть, и по иронии судьбы последующие руководители государства могут захотеть «догнать предшественников» через ручные суды. Если Владимир Зеленский или его соратники все еще сомневаются относительно политической проституции украинской судебной системы, готовой предать своих бывших патронов как только под ними закачается кресло, то представители самой судебной системы прямо уверяют: не сомневайтесь.
Ситуация заострилась настолько, что пространства для маневров и компромиссов с судейской мафией у президента уже нет. Нужно действовать, и действовать быстро. Для того чтобы реформа действительно состоялась, нужно выполнить по меньшей мере четыре условия:
- обновить ВСП и ВККС при участии международных экспертов, как это было с ВАКС;
- очистить и обновить суды, выбросив оттуда коррумпированных судей и набрав новых на честных конкурсах;
- создать новый суд на замену ОАСК, который будет рассматривать ключевые решения государственных органов;
- обеспечить добропорядочный состав Конституционного суда.
Только в случае выполнения всех четырех условий судебная система сможет быть очищена и выйти на стабильную траекторию развития, а украинцы смогут надеяться на справедливый суд еще в этой жизни.
Больше статей Михайла Жернакова читайте по ссылке.