Тенденции 2022 года, уже описанные мной, являются логическим продолжением предыдущего политического сезона и проистекают из общественно-политических настроений, фиксировавшихся социологами на протяжении всего 2021-го.
Однако то, как стремительно Украина вошла в пике множественных кризисов в январе, дает повод говорить о корректировке старых и появлении новых сценариев. Внешняя угроза со стороны России — украинское общество в эти дни переживает пик информационной и психологической атаки; обострение внутриполитической ситуации — Зеленский с разбега вошел в дело Порошенко о государственной измене; дальнейшее разворачивание энергетического, экономического и управленческого кризисов — выглядит серьезным испытанием не только для власти, но и для общества.
Безусловно, в случае самого неблагоприятного прогноза — полномасштабного вторжения российских войск, жизнь и история страны кардинально изменятся. Не говоря уже о политической расстановке сил, общественных настроениях и уроках, которые нам предстоят. Однако даже в случае, если Украина избежит открытого противостояния с внешним врагом, мы не выйдем из этого клубка кризисов прежними.
«Минск» как инструмент переформатирования страны
Уже сейчас есть большие риски, что, в результате многосторонних переговоров разрядкой беспрецедентного напряжения станет фактическое выполнение «минских соглашений», включая их политическую часть. Какие бы осторожно-оптимистичные итоги ни подводили большие советники после «Норманди», мы понимаем, что нам прокладывают путь к выполнению «Минска». Прозвучавшее между строк на вчерашней пресс-конференции президента Зеленского иностранным журналистам — тому подтверждение: если НАТО не хочет воевать за нас с Россией, то мы сами сделаем свой выбор.
ZN.UA буквально в декабре сделало свой очередной расклад рисков на этот счет. У Украины нет политических, экономических и стратегических ресурсов «переварить» «Минск», даже если случится чудо и Россия первым делом отдаст нам контроль на границе. Красноречивое тому подтверждение — ситуация на украинских территориях, близких к линии разграничения. Существование там военно-гражданских государственных администраций (ВГГА) — символ не только близкой «серой зоны», но и непонимания властью, какие инструменты использовать, чтобы демократично корректировать часто пророссийские общественные настроения.
Поэтому в случае реализации властью «минского сценария» (о чем уже активно пишут посты в соцсетях политические оппоненты Зеленского) можно прогнозировать серьезный парламентский и общий политический кризис в стране. Предыдущая попытка согласиться на «минский мир», как мы помним, привела к взрыву гранаты 31 августа 2015 года под Верховной Радой, гибели четырех нацгвардейцев и ранению десятков правоохранителей.
Такое развитие ситуации тем более вероятно, что на восьмой год войны на Донбассе, у общества нет ответа, какой вариант решения наиболее приемлем: согласно данным Мониторинга Института социологии НАН Украины, на конец 2021 года 40% граждан не могут ответить на этот вопрос, по 15% — выступают за продолжение боевых действий и экономическую блокаду, 13% — готовы отказаться от оккупированных территорий и 16% — считают, что необходимо предоставить этим территориям особый статус. Такая неопределенность дает президенту как возможность принимать решения, необходимые для имплементации «минских соглашений», так и таит уже указанные риски. Ответом на эту патовую ситуацию — война с Россий или «Минск» с гражданским противостоянием внутри страны — могут стать досрочные президентские выборы.
В целом, имплементация «минских соглашений» с предварительными досрочными президентскими выборами, позволила бы Зеленскому и его команде решить сразу несколько вопросов.
Во-первых, не выдержав давления со стороны международных партнеров, Банковая могла бы наконец имплементировать эти соглашения и таким образом переложить полную ответственность за ситуацию в Донбассе на Москву. Для внутреннего потребителя главным тезисом было бы то, что президент выполняет свое обещание по установлению мира.
Во-вторых, досрочные президентские выборы органично вписывались бы в общую стилистику решения проблем нынешней властной командой, которая при неудачных раскладах (о количестве кризисов мы помним) предпочитает опрокидывать карточный стол и начинать совсем другую игру.
Президентские выборы — шанс выгодно обнулиться
Поэтому, наряду с попыткой практического выполнения «минских соглашений», главной ожидаемой неожиданностью 2022 года можно назвать досрочные президентские выборы. Многие эксперты предрекали их на осень 2021-го. Действительно, это был более надежный вариант для властной команды: гарантированные семь с половиной лет президентства против менее вероятных восьми с половиной лет. Сентябрь-октябрь прошлого года были наиболее оптимальным периодом — рейтинг Зеленского был на уровне 30% среди активного электората, а во втором туре разрыв составлял 20% и более с тремя его ближайшими конкурентами — Петром Порошенко, Юрием Бойко и Юлией Тимошенко. Как мы знаем, выборы тогда не прошли и, очевидно, был выбран другой год. (Здесь и далее приведены данные и тенденции, зафиксированные в восьми общенациональных опросах, проведенных с февраля по декабрь 2021 года компанией New Image Marketing Group. Выборка в каждом опросе составляла 2400 респондентов, методика CAPI (Computer Assisted Personal Interview) по месту проживания респондента, теоретическая ошибка — 2%.)
Сейчас же, согласно последним рейтингам, предоставленным КМИС, среди активного электората за Зеленского готовы проголосовать 24%, а 21% отдали бы свой голос за Петра Порошенко. Здесь очевидно, что Зеленский информационно проиграл Порошенко старт судебного процесса в Печерском суде. При этом в гипотетическом втором туре Зеленский все еще получил бы большую поддержку по сравнению со своими главными оппонентами. Однако не настолько оглушительную, как в 2021 году.
Можно предположить, что если власть пойдет по этому сценарию, то проводить досрочные выборы будет в максимально сжатые сроки. Логика простая: «минусовать» рейтинги новых соперников легче, когда те не успеют вырасти, а у «старых» — слишком высокий антирейтинг.
Правда, остается еще одна сложность — необходимы юридические причины для такого шага. Однако, как мы знаем, Владимир Зеленский и его команда не обременяют себя строгим следованием букве закона, предпочитая его дух в собственной интерпретации — вспомним досрочные парламентские выборы 2019 года. Тогда обществу объясняли, что Верховная Рада утратила легитимность, поскольку доверяло ей намного меньше граждан, чем не доверяло. Сейчас Зеленский, конечно, не на пике своей формы, но основная проблема даже не в этом: граждане пока преимущественно против проведения досрочных президентских выборов. С февраля 2021 года, когда количество поддерживающих такой шаг и количество его противников были равны, произошли довольно заметные изменения в общественных настроениях. На конец 2021 — начало 2022 больше половины опрошенных были против проведения досрочных президентских выборов.
Электронное голосование как способ обеспечить результат
Еще одной новеллой 2022 года все шансы имеет стать попытка провести голосование в приложении «Дія». Несмотря на заявления первого вице-спикера Александра Корниенко, что речь идет совсем не о «Дії», а о "машинном голосовании", риск такого шага власти остается. Владимир Зеленский, который любит использовать в своих выступлениях оборот «впервые в украинской истории», и его команда продолжают упоминать о такой возможности в рамках их общей концепции «государство в смартфоне». Однако такое голосование дает президенту повод не только для красного словца: это позволит решить одну из основных проблем конвертации его сравнительного самого высокого рейтинга во втором туре во вполне реальные голоса на выборах.
В первую очередь речь идет о молодежи — 38% избирателей Владимира Зеленского составляет молодежь до 35 лет. Именно эта электоральная группа традиционно демонстрирует наименьшую дисциплину в посещении избирательных участков и одновременно наибольшую частоту использования смартфонов. Возможность голосовать в смартфоне вместе с мотивационной таргетированной кампанией позволит президентской команде максимально извлечь из потенциальной поддержки вполне реальные голоса на выборах.
В качестве гипотезы предположим еще один нестандартный шаг, на который может пойти команда Зеленского. «Впервые украинцы со всего мира будут чувствовать себя не диаспорой, не просто людьми «украинского происхождения», а украинского гражданства! Равными украинцами». Это цитата из выступления президента Владимира Зеленского с ежегодным посланием о внутреннем и внешнем положении Украины 1 декабря 2021 года в Верховной Раде. В этой речи он очень явно намекнул, что у его команды имеются планы по расширению возможностей голосования на членов украинской диаспоры. Таким образом электоральная база будет увеличена чуть ли не вдвое.
Данный тезис тесно связан с предыдущим — цифровой электоральной революцией, намеченной в Украине. Эти люди смогут голосовать из любой точки мира без необходимости идти на избирательные участки, до которых физически добираться им намного сложнее ввиду немногочисленности этим самых участков за рубежом.
Зачастую украинские социологи — и это показали прошлые президентские и парламентские выборы — проводят экзитполы с точностью до одного-двух процентов. При предлагаемых условиях мы практически не сможем провести экзитполы и предоставить обществу и миру контрольные замеры волеизъявления граждан. И если в самой Украине социологи еще смогут провести полномасштабные опросы накануне голосования при помощи комбинированных методик сбора данных, то с включением в избирательный процесс представителей диаспоры с возможностью электронного голосования, никаких репрезентативных исследований мы сделать не сможем.
Это, в свою очередь, будет провоцировать большие риски и искушения, подрывая доверие к результатам голосования и давая огромный простор для манипуляций. Подтолкнуть к таким решениям может резкое падение рейтинга Зеленского и переход его на второе или даже третье место в президентской гонке. Для чего имеются очевидные предпосылки.
Повторюсь, что возможность электронного голосования и расширения на украинскую диаспору возможности голосовать, являются гипотезами. Тем более в свете смещения всего внимания на напряжение на российско-украинской границе и возможного открытого нападения со стороны РФ. Однако и такой сценарий должен быть озвучен.
Впрочем, как и то, что все рассмотренные варианты развития событий, включая имплементацию «Минска» и досрочные президентские выборы (в случае, если Россия психологически додавит) преследуют одну цель — продлить пребывание у власти действующей политической команды.
Другие статьи Александра Шульги читайте по ссылке.