А теперь главное, чтобы страна не проиграла президентские выборы
В.Семенов
Подвергнувшись серьезному репутационному удару в 2004 году, пережив волну резких обвинений в 2006—2007 гг., вызванную приходом на рынок десятков лжекомпаний с «правильными» рейтингами «своих» кандидатов, столичное социологическое сообщество, похоже, залечило раны и приступило к своим непосредственным обязанностям. В рамках официально стартовавшей президентской гонки.
На днях аж шесть компаний обнародовали результаты последних электоральных замеров. А одна из уважаемых фирм чуть было даже не родила сенсацию, вымерив в столице рейтинг Януковичу больше, чем у Тимошенко. Однако прежде чем пересказать вам эту примечательную во всех смыслах историю, позволим себе несколько актуальных умозаключений.
Итак, если попытаться пробиться сквозь плотный массив вскрытых народных симпатий и антипатий, то стоит обратить внимание:
— во-первых, на стабильный рост рейтингов основных кандидатов Тимошенко и Януковича на фоне стойкого лидерства последнего и обвала «авторитета» Яценюка;
— во-вторых, на не совсем понятное, но сильно заметное расхождение в цифрах, зафиксированных социологическими компаниями по отношению к расстановке сил в первой тройке;
— в-третьих, свежие реплики в медиа и экспертной среде по поводу «в очередной раз подыгрывающим своим хозяевам социологов».
Чем на самом деле объясняются подобные тенденции? Что скрывается за нестыковками в данных уважаемых мэтров от науки и новоявленных авторитетных полстеров? Насколько обоснованы звучащие в их адрес обвинения в заангажированности?
Удивительные тенденции
Победа на выборах обеспечивается в основном тем, что большинство людей голосуют не «за», а «против».
Ф. Адамс
Прежде чем говорить о гипотетически возможной явке на избирательные участки 18 января, отметим: социологи в очередной раз настаивают на том, что наука, гранит которой они не первый год грызут в границах независимой Украины, априори не дает никаких прогнозов. Только ставит диагноз сегодняшнего дня. Так что с учетом, простите за каламбур, дня вчерашнего на избирательные участки, по результатам исследования R&B Group, могло прийти 55% избирателей. Заметим, что диагноз КМИС в этой октябрьской социологической истории более оптимистичен: институт настаивает на 66% потенциально желающих приложить руку к происходящему в стране. Напомним, что пять лет назад активистов-романтиков оказалось более 80%. По версии ЦИК. И по милости Виктора Ющенко, обнадежившего несколькомиллионный электорат.
Кстати, о Викторе Андреевиче. Несмотря на то что на старте кандидатского дубля Ющенко почувствовал себя пророком и сам себе вывел победный прогноз, нам все-таки придется опираться на диагноз. Социологов. Рейтинг Ющенко хоть и несколько подрос за последние полгода, однако продолжает колебаться где-то на уровне статистической погрешности, начиная от 2,6% (социологическая группа «Рейтинг») и заканчивая 3,3% (R&B Group). Однако есть и «хорошая» для Виктора Андреевича новость. Он со своими кровными 35% — бесспорный лидер в номинации «антирейтинг» (R&B Group). В то же время придется напомнить ВАЮ, что незамеченные им под стенами ЦИК конкуренты — Янукович и Тимошенко, — в душах электората вызывают несколько меньше раздражения, нежели он сам, откусив соответственно 15 и 16% электорального негатива.
Однако до того как перейти к позитиву двух основных кандидатов, стоит отдать должное некогда смутившему политических тяжеловесов Арсению Яценюку. Его 14% в мае 2009 заставили было букмекеров от большого бизнеса сделать большие ставки. Молва упорно двигала Арсения Петровича во второй тур, а оттуда прямиком на Банковую. Но уже осенью экс-спикера пришлось задвинуть обратно. Тем не менее надо признать, что общественное мнение щадит Яценюка и не бьет вот так сразу, наотмашь. Правда, местами.
Так, УИСИ им. Яременко и ФОМ-Украина «поддержали» кандидата, отметив его успехи оценками в 11,1% и 9,3%. Группа «Рейтинг» и R&B Group оказались чуть менее лояльны, но в общем-то тоже некритично опасны, придержав шатающегося молодого бойца на ступеньках в восемь и девять процентов соответственно. А вот TNS и КМИС взяли да и дружно опустили кандидата до 6,2 и 6,5%. Куда уж тут супротив коллективного «диагноза» попрешь… Даже фронтом. Ну а после того как в армию «Арсения» отказались вступать даже в Западной Украине (по данным R&B Group, в мае 2009-го — 29%, в октябре — 16%, КМИС — 23% и 10,7% соответственно), ему вряд ли поможет организованный УИСИ высокопроцентный люфт.
В то время как Арсению Петровичу по техническим причинам пришлось зачехлить оружие, двойка лидеров продолжает изматывающие боевые действия за главный трофей страны. Державу окончательно измотали. А как еще объяснить обнаружившееся непостоянство последней? На самом деле результаты исследований шести социологических кампаний не столько впечатляют, сколько озадачивают (см. таблицу. — Авт.). Вот сижу я и который день думаю: как это так может быть, что рейтинг Януковича скачет в диапазоне 23,2—35,6%?! Разница — 12%! Почувствовали? А у Тимошенко в два раза спокойнее — от 15,6 до 22,1% (разница 6%)?
Во втором туре (а туда на вчерашний день Яценюк не попадал) та же картина. Оппозиционер Виктор Федорович гуляет с размахом и… побеждает (TNS — 29%, КМИС — 36,3, R&B Group — 41,9%). А «вона — працює». Стабильно, но бесполезно (TNS — 26,3 %, КМИС — 27,1, R&B Group — 29,8%). Это данные от всех опрошенных. Если же нырнуть в электоральное ядро и поинтересоваться показателем от тех, кто обязательно придет на выборы и непременно проголосует, они также подтверждают тенденцию: Янукович (46,6% — R&B Group, 55,5% — КМИС), Тимошенко (32,5% — R&B Group, 41,4% — КМИС). Правда, институт социологии придержал в рукаве один козырь. Даме. Если сравнить данные второго тура в динамике (июнь—октябрь) с учетом тех, кто обязательно проголосовал бы, то картина выглядит следующим образом: Тимошенко (июнь — 40%, октябрь — 41%), Янукович (июнь — 56,8%, октябрь — 55,4%). Как видите, Янукович потерял 1,4%. О чем это говорит? О том, что основная фишка, конечно, будет во втором туре. Судьба выборов будет решаться во втором туре. И Тимошенко будет работать (уже работает!) на него. И здесь стоит учесть несколько нюансов.
Во-первых, нынешний премьер — признанный мастер прорывов. Возможно, поэтому многие эксперты продолжают инвестировать идеи в версию о якобы скрытом электорате премьера. Который, по их мнению, только и ждет января, чтобы взять и вот так экстравагантно реализоваться. В пример приводят 2006 год, когда за последнюю неделю рейтинг Юлии Владимировны прыгнул почти на 11%. Этот феномен пояснил «ЗН» один из руководителей КМИС Валерий Хмелько, который сослался на закрытые исследования института последней недели перед выборами 2006-го, где этот рывок действительно был зафиксирован.
«Вряд ли и в этой истории стоит рассуждать о каком-то скрытом электорате Тимошенко, — внес ясность Хмелько. — Речь скорее о скрытых возможностях харизматичного политика, который может собраться и в последний момент перевернуть ситуацию на 180°.Что касается распространенных версий о том, что якобы у Тимошенко есть неиспользованный резерв в графе «не определившиеся», которые придут на выборы и в последний момент «проголосуют сердцем», то вынужден вас разочаровать. Мы изучали эту проблему. На выборы придет всего лишь процент шатающихся. Остальные просто проигнорируют плебисцит».
Во-вторых, если у Тимошенко в скрытых резервах числится харизма, то у Януковича… кризис. Исследование КМИС поясняет это буквально на пальцах. Так, по данным института, наибольшее количество сторонников Януковича среди тех людей, кому не хватает денег даже на еду (30%); также тех, кому хватает на еду, но не хватает на одежду (29%), и намного меньше тех, кто может позволить себе и поесть и одеться, а также что-то отложить (15%). В то же время, по результатам опроса R&B Group, больше половины населения считают, что правительство не справляется с кризисом. А по личным ощущениям — «все еще только начинается!». Ну что, будем гадать: у харизмы или у кризиса, за которыми ловко спрятались главные герои нашего политического действа, в этой истории больше шансов?
Кстати, о шансах. С легкой руки главы R&B Group Евгения Копатько, украинцы оценили шансы на победу основных кандидатов. Интересные данные. Для тех, кто делает ставки. Так, 64,7% избирателей считают, что все шансы у Януковича, 52,2% уверены в победе Тимошенко. Показательно, что на Западе на Януковича хоть и продолжают коситься (рейтинг 11%), однако 54,6% все же считают, что у него большие шансы. В то время как на Востоке — в вотчине Януковича (74,2%) меньше народа позитивно оценивают шансы Тимошенко (44%). Однако Юлии Владимировне удалось вернуть свои позиции на Западе. Правда, не ноября 2008-го, когда ее рейтинг красовался на отметке 35%. Но выкарабкаться из летней ямы ПРиБЮТ и застолбить 30% тоже неплохой результат. С шансами на правом берегу у нее тоже все в порядке — 62%.
И все-таки, возвращаясь к началу нашей рейтинговой истории, позволю себе заметить, что я так и не нашла ответа на вопрос: случайно ли расходятся данные шести (!) социологических компаний в отношении главного претендента на трон на Банковой? Пока не выслушала одну из версий.
Манипуляторы и манипуляции?
Социология — это наука с максимальным множеством методов и минимальными результатами
Ж.А.Пуанкаре
Теперь к месту та самая история о столице и рейтинге Януковича. А начиналось все банально. На прошлой неделе один из проверенных источников «ЗН», прямо скажу, удивил. Речь шла о якобы беспрецедентном срезе электоральных симпатий в столице, где, по своему постмайданному обыкновению, пасший задних Виктор Федорович опередил образцово-показательную Юлию Владимировну на целых 2%. Более того, чувства окончательно смешались, когда источник назвал имя компании: R&B Group — структура с репутацией.
Ее руководитель Евгений Копатько, выросший на донецких электоральных полях, некогда в качестве полевого бригадира (не путать с полевым командиром) представлял в Донбассе КМИС. Потом успешно закончил факультет социологии МГУ и сумел так поставить работу уже столичной компании R&B Group, что сегодня без ее руководителя обходится мало какое политическое ток-шоу. Экзит-пол Копатько в 2006-м был точным, а репутация с тех пор — отполированной. Чего, кстати, не отрицают и в академических кругах социологической тусовки. Заняв свою нишу на рынке, полстер Копатько (на Западе так называют социологов-прикладников, специализирующихся на измерении градуса общественного мнения) довольно успешно обзавелся партнерами и клиентами из разных политических сил, при этом оставаясь верным объединяющим флюидом своей исторической родины.
Признаюсь, Копатько был страшно удивлен осведомленностью автора, сообщив, что речь идет о закрытом исследовании, которое он вообще не намерен обнародовать. Копатько обратился также с просьбой к «ЗН» не публиковать результаты исследования в силу не до конца проверенных данных. Безусловно, когда собеседники изначально настроены на диалог, то им ничего не остается, как… договориться. В общем, узнав, что это был второй замер электорального поля столицы (первый был в середине сентября), за которым должен последовать третий контрольный выстрел, мы ударили по рукам. В итоге Копатько получил возможность избежать огласки непроверенных данных, а «ЗН» — возможность получить эксклюзивный официальный рейтинг и комментарий. После третьего контрольного замера. Во вторник под диктофон мы обсудили подробности сенсации. Можно сказать, с выдающимися для Януковича процентами — 30,8% от всех опрошенных. Отрыв «лидера» от Тимошенко составил 5%. Но Копатько все еще сомневался, и сообщил о четвертом замере, который он, подстраховываясь, проводит за свои средства. Однако уже в четверг, по результатам таки последнего, по словам Евгения Эдуардовича, замера, Янукович переместился на отметку в 20 % (см. табл.1 — Авт.). Что хоть и выше его прежних 14—15%, однако на сенсацию точно не тянет.
Кстати, в процессе наших почти двух недельных столичных бдений за рейтингом Януковича компания R&B Group, как вы уже догадались, успела презентовать и результаты общенационального исследования. В, котором, уточню, рейтинг Януковича вместе с результатами УИСИ (33,5%) и группы «Рейтинг» (35%) достиг рекордной отметки в 31%.
— Евгений Эдуардович, совершенно нелепая ситуация. Но она произошла, вскрыв некие важные точки формата взаимоотношений в треугольнике: социолог—политик—журналист. Давайте по-порядку. Вы в этой избирательной кампании сотрудничаете с Партией регионов?
— Да. Я этого никогда не скрывал.
— Вы считаете, что, сотрудничая с политической силой в такую страду, можно остаться независимым и сохранить лицо?
— Ну, если я его сохранил до настоящего момента, значит, можно. На самом деле нет ничего удивительного в том, что социолог работает с каким-то политиком, партией или коммерческой компанией. Схема такая: ты получаешь заказ — качественно выполняешь работу — получаешь за это деньги. Обратите внимание: деньги за работу, а не за результат. Как в платной клинике. Сдаешь анализ и платишь лаборанту за работу, а не за хороший ответ. Вот тут одна из главных точек формата взаимоотношений, о которых вы сказали. То есть, если ты дорожишь своим именем, дорожишь профессией, ты никогда и никому не позволишь заказывать результат. Так работают в Украине все компании с именем. Поэтому не суть важно, с кем ты работаешь, важно то, что после тебя всегда остается след. Довольно конкретный. В цифрах и фактах. Стереть потом невозможно.
— Измеряя пульс Киева четыре раза, в том числе и за свои, вы заботились о том, чтобы не испортить свой след? Что вас смутило в первом замере, который вы по заказу ПР выполнили еще в сентябре и получили результаты, идентичные четвертому замеру?
— Смутил рейтинг Януковича в 20%. Как социолог я опасаюсь резких рывков. К тому же Киев никогда не был электоральной вотчиной ПР. Это высокий процент. Более того, таких замеров практически никто не делает. В национальных омнибусах столица идет проходной строкой, на которую приходится выборка в 150—300 человек. А это очень большая погрешность. Отследить тенденцию практически невозможно. Я тоже не делал регулярных замеров. Динамики на руках не было. Поэтому засомневался в каких-то нюансах. Может быть, где-то дали сбой интервьюеры. Заказчик со мной согласился, и я сделал второй замер.
Второй замер действительно оглушил. Я поделился информацией. Объективно просился третий замер. Киев очень трудное поле. Достижимость респондентов низкая. Кодовые замки, консьержи… В результате соблюсти все квотные зависимости, адресную выборку и прочее довольно сложно. Масса деталей. Я не собирался публиковать данные. Я никогда не планировал, чтобы социология моей компании была предметом политической борьбы. Чтобы непроверенные рейтинги стали предметом обсуждения.
— Но ваше желание заказчики не учли, и выгодная для партии и кандидата информация все-таки попала в прессу?
— Однако вы сами видели, что проблема все-таки была решена. На самом деле информация, которую оплачивает заказчик, — это его собственность. И его право — предавать ее огласке или нет. В этой ситуации все поступили порядочно. По меньшей мере, на этапе, когда о ней стало известно вашей газете. В итоге ПР по моей просьбе отказалась от публикации со своей стороны, ваше издание — со своей. Хотя можно было уже прогреметь на всю страну. Но я в такие игры не играю. А если бы играл, не стал бы мешать вам публиковать исследование на прошлой неделе.
— Как вы вообще относитесь к практике обнародования рейтингов в период президентской кампании? В информационном сообществе давно идет спор по этому поводу. Закрытые данные — плохо. Открытые — манипуляция. Где, по-вашему, грань между манипуляцией и общественным интересом?
— Грань в правдивости. Нечего на зеркало пенять, коли… Исследование — своего рода диагноз. Хочешь вылечиться — работай над собой. Не хочешь… Вот мы в марте, к примеру, дали рейтинг, где Яценюк гипотетически опережал Януковича во втором туре. Все обиделись. А СМИ начали писать, что Копатько продался Яценюку. Многим, да и мне, именно поэтому комфортнее и легче работать в закрытом режиме и не публиковаться.
— Поэтому в последние годы нас накрыла волна лжекомпаний, которым комфортнее публиковать свои «исследования»?
— Такие «компании» исчезают так же незаметно, как и появляются. Почему появляются — да потому что уважающие себя фирмы фальсификациями не занимаются. Если бы занимались — однодневки не понадобились бы.
— Что все-таки произошло с киевским полем? Почему вышла такая осечка?
— Моя интуиция не подвела. Плохо сработали интервьюеры. Мы провели контроль, нашли проколы. Мы отказались от сотрудничества с этими бригадами. Так бывает.
— Почему так расходятся данные социологов в недавно презентованных национальных исследованиях? Кстати, «ваш» Янукович опять на высоте — 31 %.
— Факторов множество. Одни считают, принимая во внимание всех опрошенных, другие только тех, кто проголосует. Отличается величина выборки. У компаний, опубликовавших свои данные, она в диапазоне 1200 — 400 респондентов. Это значит — разная погрешность и вероятность ошибки. Плюс время — все исследования проводились в течение месяца, так что могут быть некоторые подвижки в динамике оценок. Пока я не посмотрю как эксперт массив информации, я никогда не скажу о коллеге плохо.
К тому же вы не смотрите на цифры. Возьмите и посчитайте разницу между первым и вторым местом у каждой компании. У всех перечисленных вами она в пределах 11—13%. TNS — 5,3%.
— Сколько стоит одно такое исследование?
— Ну, я ведь не спрашиваю вас, какой гонорар получите за разговор со мной. Если вы обратитесь ко мне как заказчик, я буду об этом говорить.
— В чем все-таки разница между собственным исследованием и заказным?
— Разница в том, что, выполняя заказ, ты зарабатываешь не только на зарплату сотрудникам, но и на те исследования, которые интересны тебе и полезны обществу. Оно ведь не только политикой живет, правда?
…На самом деле разговор не закончен. Потому что все мы — политики, социологи, политологи, журналисты — идем в одном информационном фарватере. Проблем в отношениях — не счесть. И, собственно, все вопросы, на которые отвечал Копатько, можно задать и самим себе. Может быть, с этого и начать очищать нашу залитую грязью и скандалами страну?