Извечный вопрос, что делать с ЧМП? Снова он сотрясает одесский воздух. О нем вспоминают в голос всякий раз, когда меняется новый начальник пароходства либо министр транспорта. При этом звучат новые обещания вывести предприятие из кризиса, разобраться с долгами и навести элементарный порядок. Между тем Черноморского морского пароходства как судоходной компании больше нет. Есть долги и береговое имущество. Разработано немало схем, принято множество решений, как спасти остатки и рассчитаться с кредиторами. Но, похоже, эта работа превращается в сизифов труд. А посему обломки некогда могущественного пароходства уверенно идут ко дну. Печально, но вопрос «кто виноват?» не звучал по-настоящему никогда.
Да, увольняли начальников ЧМП. Одного из них, как известно, даже в тюрьму засадили. Меняли руководителей морского ведомства и министров транспорта. Но при этом ничего кардинального в самом ЧМП не менялось — суда потихоньку уплывали в чужие руки. Теперь чиновники не пытаются скрывать цифры, которые раньше держали в тайне. По данным департамента морского и речного транспорта Украины, с 1995 по 1999 годы 165 судов продано (12 из них без разрешения Фонда госимущества), 17 — с аукциона, а 72 корабля переданы оффшорным компаниям. Теперь у ЧМП практически не осталось ни одного. Сколько в оффшорах — неизвестно.
Назначенный полгода назад новый начальник пароходства уверял, что он пришел не вбивать последний гвоздь в гроб ЧМП, а спасти оставшееся имущество и таким образом родное пароходство. Теперь Борис Щербак, занимающийся, по его выражению, разгребанием долгов, просит у родного министерства денег на зарплату сотрудникам. На совещании в Одессе, которое проводил новый министр транспорта, он заявил буквально следующее: «Сейчас наша месячная прибыль составляет 23 тыс. гривен. А на содержание штата, который ковыряется с долгами, ищет документы, украденные, упрятанные или специально уничтоженные, необходимо 400 тыс. гривен... Мне надоело бегать к начальникам портов и просить долгосрочную ссуду. Что мы, нищие? Если отрасль не хочет заниматься этим вопросом, то давайте заявим, что ЧМП больше нет, и забудем о нем раз и навсегда. А если принято решение, что мы должны заниматься долгами, то необходимо предусмотреть для этой работы источники финансирования».
Надо полагать, денег для этой цели понадобится много. Поскольку с долгами ковыряться придется долго. Тут, как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров. На совещании начальник департамента морского и речного транспорта Украины Василий Зубков обнародовал прелюбопытнейшие данные. Оказывается, в последние годы ЧМП жило двойной жизнью. Отсюда и все беды. Но что интересно, чиновники об этой кухне даже не догадывались. Контроль за всеми финансовыми потоками в пароходстве был утерян с 1997 года. И не восстановлен до сих пор. «Когда мы начали разбираться, — говорил Зубков, — то выяснилось, что бухгалтерия в ЧМП существовала сама по себе, а валютно-финансовый отдел — сам по себе. Они никак не пересекались».
Можете себя представить, что являл собой бухгалтерский отчет и баланс. Так что с долгами не так-то просто разобраться. Судите сами: по данным бухгалтерии, дебиторская задолженность равнялась 41,8 млн. долларов, а по данным аудита — 19 млн. С кредиторской все наоборот: по сведениям бухгалтерии — 19 млн. долларов, а согласно аудиту — 93 млн. Сумасшедшая разница. Сегодня начальник ЧМП Борис Щербак внешние долги делит на три категории: подтвержденные — 81 млн. долларов, возможные к взысканию — 25 млн. и сомнительные 82 млн. долларов. Радует чиновников то, что всех кредиторов (а их сегодня насчитывается 271) они почти что знают поименно. И это, с их точки зрения, большой успех.
Но когда и каким образом пароходство сможет с ними рассчитаться?
Бывший министр транспорта Леонид Костюченко говорил, что существует один реальный выход — продать часть флота ЧМП, переданного государственному холдингу «Си Трайдент». С точки зрения нового министра Валерия Пустовойтенко, погасить долги за счет этой компании нет возможности. Суда работают стабильно, и часть долгов за счет их прибыли было погашено. Но они стареют, так что, по его мнению, внешние долги должно взять на себя государство. Объявить об этом кредиторам публично, через МИД и посольства, а затем провести с ними переговоры по реструктуризации.
Но есть еще и внутренние долги: 207 млн гривен — кредиторская задолженность и 381 млн гривен — дебиторская. Как быть с ними? Пароходству должны больше, чем должно само пароходство. И один из самых больших должников — «Укрзалізниця». ЧМП пытается бороться со своими бывшими смежниками, но силы не равные.
С точки зрения Пустовойтенко, долги перед бюджетом и Пенсионным фондом можно списать, как это было сделано по селу и другим отраслям. Но что делать с огромной задолженностью по зарплате — свыше 20 млн гривен? Ее не спишешь. Сегодня начата продажа оставшегося имущества ЧМП — наиболее привлекательных береговых объектов. И делается это с целью погасить задолженность по зарплате. Недавно с разрешения «Укрспецюста» был продан один из корпусов межрейсовой базы моряков. Но без ведома руководства Минтранса, считающего, что это продажа за бесценок.
В общем, как и раньше, нет никакой прозрачности даже в продаже остатков пароходского добра. Итог печален: имущество уходит, а долги — остаются. Что делать? Все тот же вопрос. Беда в том, что нет ответа на главный — что делать с ЧМП? Новый министр пока не знает. Он велел специалистам высказать свое мнение. На совещании в Одессе руководители морских научных учреждений и президенты судоходных компаний ( в свое время отколовшихся от пароходства) были сходны в одном — ЧМП реанимировать практически невозможно: само название Черноморское морское пароходство действует на весь мир как красная тряпка на быка. Но в Одессе пароходство должно быть, говорили они. Его необходимо создавать заново.