Аналитики единогласно утверждают, что новый скачок стоимости железорудного сырья (ЖРС) неизбежен, хотя изрядно расходятся в его оценках: предсказания варьируются в пределах от 20 до 40%, а некоторые эксперты прогнозируют даже, что цены повысятся на 71%, как в 2005 году. «Большая тройка» горнорудных компаний не допускает таких крайностей в своих высказываниях, но ее истинные намерения пока покрыты мраком. А китайские покупатели, в переговорах с которыми, судя по всему, и определится базовый уровень цен, ведут себя так, словно у них припрятан в рукаве крупный козырь.
Мировой рынок железной руды контролируют три компании: бразильская CVRD и австралийские BHP Billiton и Rio Tinto, которые совместно обеспечивают 75% поставок. Исторически так сложилось, что они ежегодно проводят переговоры с крупнейшими потребителями своей продукции по ценам на следующий год, и первый же подписанный контракт устанавливает «базовую цену», с которой соглашаются все остальные производители и покупатели руды.
По традиции, первый контракт подписывала одна из крупнейших сталелитейных компаний Европы или Японии, но в последние два года на роль лидера выдвинулся Китай. Стремительное наращивание мощностей в этой стране (от 100 млн. тонн в 1996 году до более чем 400 млн. — в 2006-м) привело к острому дефициту ЖРС на сырьевых рынках. Поэтому Китай, где выплавляется около трети мирового объема нерафинированной стали, объявил, что именно его сталелитейные компании обладают наибольшей переговорной силой как крупнейшие в мире потребители железной руды.
Однако первый блин оказался, как водится, комом. Китайцы затянули переговоры до июня 2006-го, хотя финансовый год, на который оговаривались цены, начался 1 апреля. И немецкая ThyssenKrupp не выдержала напряжения: именно она подписала первый контракт с 19-процентным повышением цен. Китайцы продолжали отчаянно торговаться, но сработал традиционный эффект домино: другие крупные производители стали один за другим подписывали контракты на тех же условиях. Пришлось и китайцам смириться с неизбежным. Тем не менее они извлекли из происшедшего полезный урок, и переговоры по ценам на 2007 год были проведены в стремительном темпе — за неделю.
К нынешним переговорам обе стороны серьезно подготовились. Китайцы активно наращивали производство сырья внутри страны, хотя их небольшие месторождения содержат в основном руду низкого качества (порядка 30% железа и высокое содержание фосфора). И она не может сравниться с импортной (более 63% железа).
Однако эти усилия к особому успеху не привели. Уровень самодостаточности в ЖРС уменьшился в стране с 66% в 2000 году до 47% в 2005-м и сейчас едва достигает 50%, хотя ежегодная добыча руды в Китае составляет около 450 млн. тонн.
Правда, сомнительно, что китайская официальная статистика отражает реальную ситуацию. По оценкам же западных аналитиков (в частности, CRU International), общий импорт ЖРС в Китай за 2007 год увеличится на 8—24% и достигнет 355—400 млн. тонн. Из этого объема 40% составят бразильские поставки, 40 — австралийские и 20% — индийские.
Как бы то ни было, Министерство земли и природных ресурсов КНР утверждает, что доказанные железорудные запасы в стране составляют 59,39 млрд. тонн со средним содержанием железа 30—35%.
По мнению тамошних экспертов, хотя многие месторождения даже не осваиваются (из-за низкого качества руды), все же некоторые из них могут быть пригодны для разработки. Основные надежды возлагаются на залежи в провинциях Ляонин и Сычуань.
Увеличение сырьевых мощностей ожидается у Baosteel (добыча во Внутренней Монголии). Кроме того, эта компания собирается построить в Бразилии завод по производству слябов совместно с CVRD.
Кроме того, китайские компании активизировались в сфере приобретения зарубежных сырьевых активов. В частности, эксперты инвестиционного банка Merrill Lynch указали, что BHP Billiton может стать объектом поглощения со стороны китайских инвестиционных фондов. Главный аналитик Merrill Lynch Белл Поттер заявил, что китайский государственный инвестиционный фонд Chinese State Investment Company (активы — 237 млрд. долл.) вполне может рассматривать возможность приобретения этой компании.
Если такая сделка состоится, то BHP Billiton будет разделена на части и утратит свой статус одного из лидеров мирового рынка: по оценкам аналитиков, примерно через три года покупателям горнорудного гиганта можно будет выгодно распродать его шахты и скважины. Присматриваются китайцы и к другим австралийским железорудным активам, а в некоторых из них уже принимают акционерное участие.
Четыре ведущих сталелитейных компании страны — AnSteel, Baosteel, Shougang и Wuhan Iron and Steel — основали совместную инвестиционную компанию Beijing Steel Industry United Mining Resources для покупки и разработки месторождений минеральных ресурсов за границей. Уже известно, что первым проектом новой компании станет строительство ГОКа на железорудных залежах Preah Vihear в Камбодже. Кроме того, этот альянс ведет переговоры по приобретению долей в ряде австралийских месторождений. В свою очередь, Anshan Iron and Steel Group (Angang) приобрела 12,94% акций австралийской железорудной компании Gindalbie Metals. Теперь Angang и Gindalbie Metals совместно разрабатывают два месторождения железной руды. Одно из них, Mungada, должно дать свою первую продукцию уже во втором полугодии текущего года, а на полную мощность (2 млн. тонн в год) это предприятие выйдет в 2008-м. Второй проект, Karara, будет реализован только к 2010 году, но там производительность планируется на уровне 8 млн. тонн концентрата и окатышей.
Кроме того, китайские компании инвестируют в новые месторождения Пилбары (Западная Австралия), а также на среднем западе страны. Параллельно Capital Iron and Steel Group и Baosteel планируют принять участие в разработке месторождений железной руды в Африке, а также в Австралии, Бразилии и других странах. В начале 2008 года Capital планирует получить лицензии на разработку месторождений железной руды в Африке и Австралии.
Со своей стороны, Jiangsu Shagang Iron and Steel Group (Shagang) в августе провела переговоры с австралийской Stemcor Holdings относительно приобретения 90% участия в проекте на месторождении Savage River в Австралии.
В свою очередь, Jiuquan Iron & Steel Group в августе подписала соглашение с International Mineral Resources BV (Казахстан) о создании совместного предприятия (51:49) для обеспечения стабильных поставок железорудного концентрата и окатышей компании Jiuquan Jiuquan (провинция Ганьсу). Это СП будет участвовать в разработке месторождений железной руды в Казахстане и других странах: International Mineral Resources обладает правами на разработку месторождения с доказанными запасами железной руды 3,41 млрд. тонн (мощности в Казахстане — 15 млн. тонн в год).
Китайское правительство сократило количество лицензий на право импорта руды и предприняло очередную попытку закрыть часть устаревших сталелитейных заводов, которые поглощают изрядный объем сырья и энергии, нанося при этом серьезный ущерб окружающей среде. Но остановить избыточные производства — весьма непростая задача: в КНР право принятия многих решений делегировано на нижние уровни власти, а местные правительства не заинтересованы в закрытии заводов, обеспечивающих занятость населения и налоги в казну. Правда, консолидация китайской сталелитейной отрасли постепенно продвигается, и со временем укрупненные компании сами остановят неэффективные мощности. Однако эта «консолидация сверху» пока осуществляется чисто формально, и фактически объединившиеся компании продолжают функционировать самостоятельно.
Попытка же сократить импорт сырья, чтобы продемонстрировать успешное продвижение в этом направлении, была изначально обречена на провал: после небольшого летнего снижения объема зарубежных закупок осенью они возобновились с новой силой. Соответственно, спотовые цены на бразильскую руду выросли уже до 150 долл. за тонну, почти в два с половиной раза превышая 63 долл., оговоренные в долгосрочных контрактах.
Кроме того, китайцы стремятся заблаговременно законтрактовать максимально возможные объемы поставок. В частности, австралийская компания Fortescue Metals Group, которая только планирует начать добычу руды в апреле 2008 года, уже имеет контракт на продажу всего объема добычи первой очереди проекта — эти поставки закупят Wuhan Steel и Baosteel.
Компания Laiwu Iron and Steel Group, одним из основных акционеров которой вскоре должна стать корпорация Arcelor Mittal, тоже следует по этому пути. В начале августа она заключила долгосрочное соглашение с African Societe Nationale Industrielle et Miniere (SNIM), которая будет поставлять ей около 1 млн. тонн руды в год. С этой же компанией, которая имеет мощности по производству 12 млн. тонн ЖРС в год, в середине августа подписал соглашение и крупнейший китайский металлургический трейдер China Minmetals Corporation: по этому контракту SNIM будет продавать китайцам еще 1,5 млн. тонн железной руды ежегодно на протяжении семи лет, начиная с 2008-го. А 20 сентября китайские металлурги начали переговоры с индийскими производителями ЖРС.
Вероятно, эти заблаговременные переговоры ведутся с целью взломать систему «базовых цен», которая управляет рынком железной руды вот уже более 30 лет. Вряд ли эта попытка будет иметь успех. Однако понятно, что Китай, потребляющий 43% мирового объема поставок ЖРС, имеет определенные основания рассчитывать на прочную позицию в ценовых переговорах. Тем более что «большая тройка» сейчас реализует крупные проекты расширения, и это может привести к сокращению объемов дефицита.
В 2007 году CVRD планирует увеличить добычу железной руды на 14% — с 264 до 300 млн. тонн, а к 2011-му собирается довести ее до 450 млн. тонн. С этой целью компания в текущем году инвестировала около 1,9 млрд. долл. в свой железорудный сегмент.
В свою очередь, Rio Tinto реализует новые проекты в Гвинее и Западной Австралии. В результате, к 2009-му австралийские мощности Rio Tinto будут увеличены до 220 млн. тонн в год, а в первой половине 2010-х — до 300 млн. тонн.
В Гвинее Rio вложила 50 млн. долл. в разведку перспективного месторождения Simandou и обнаружила, что на нем можно построить рудник производительностью 70 млн. тонн высококачественного гематита в год. Начало этого строительства запланировано на 2010 год, пуск производства — на 2013-й. Полная стоимость проекта — 6 млрд. долл.
Кроме того, компания собирается увеличить мощности своего предприятия на бразильском месторождении Corumba до 15 млн. тонн в год. Параллельно Rio изучает возможности разработки месторождений железной руды в индийском штате Орисса, где она владеет 51% СП Rio Tinto Orissa Mining (остальные 49% принадлежат госкомпании Orissa Mining Company).
Расширяет свои мощности и BHP Billiton: компания планирует до конца 2007 года увеличить добычу руды на 20 млн. тонн — до 129 млн. тонн. Одновременно BHP реализует новые проекты в Западной Австралии; ввод в эксплуатацию новых предприятий намечен на 2011 год.
Понятно, что основная часть дополнительных тоннажей будет адресована Китаю. Тем не менее все аналитики сходятся в том, что дефицит — и на мировом рынке, и тем более в КНР — сохранится еще на несколько лет. Китайцы же уверены, что CVRD, BHP Billiton и Rio Tinto сейчас слаженно уменьшают объемы поставок, чтобы вызвать повышение спотовых цен на руду в преддверии переговоров. Правда, «большая тройка» заблаговременно предупредила своего основного покупателя, что в третьем квартале уменьшит объемы поставок в общей сложности на 5 млн. тонн из-за необходимости остановить некоторые мощности в связи с неблагоприятными погодными условиями в одних случаях, и с реализацией проектов расширения — в других.
Как бы то ни было, наличие дефицита китайцы признают. И утверждают, что цены в ходе предстоящих переговоров могут быть повышены на 5—10%. Однако эксперты не согласны с такой скромной оценкой. По прогнозу банка Macquarie, в текущем году Китай увеличит объемы выплавки стали на 15% — до 490 млн. тонн и будет ответственен за 90% прироста спроса на руду до 2011-го. Ожидается, что в 2007 году импорт ЖРС в эту страну превысит 400 млн. тонн (годовой прирост 70 млн. тонн). Кроме того, в результате роста китайского импорта будет увеличиваться и стоимость транспортировки ЖРС.
Однако китайская сторона попытается бороться за самый низкий процент повышения цен. А Ваosteel будет инициировать вопрос передачи контроля фрахтовых ставок и условий поставок от сырьевых компаний к потребителям. Тем не менее очевидно, что рынок ЖРС в обозримом будущем останется «рынком продавца».