Не хватает лишь ума их продавать
Сотни миллионов туристов каждый год устремляются во все уголки земного шара за впечатлениями. Платят при этом огромные суммы: в прошлом году в мире 625 млн. туристов купили впечатлений на 444 триллиона долларов. Можно представить, какие доходы получили страны, где побывали любители путешествий!
Эти цифры прозвучали на совещании, проходившем в Одесской облгосадминистрации при участии руководства Госкомитета Украины по туризму. Государственные мужи посетили регион, чтобы совместно с представителями фирм и учреждений, а также таможенными и пограничными службами найти оптимальные варианты решения проблем развития туризма в стране. До этого они уже побывали в Крыму, Харькове, Херсоне...
Если верить статистике, каждый турист, въехавший в Украину, оставляет порядка 520 долларов в качестве платы за гостиницу, питание, сувенирную продукцию и другие услуги. Словом, въездной иностранный туризм - это то, на что сегодня делает акцент Госкомтуризм, не умаляя при этом значимость выездного. В мире это называется «экспортом впечатлений».
Как выглядят на фоне других государств Украина и ее регионы, догадаться нетрудно (хотя цифры о достижениях нашей страны за прошлый год пока не подсчитаны). Председатель Госкомитета по туризму Валерий Цыбух, поясняя работникам туристической сферы важность туризма для страны и государственную политику в этом вопросе, все больше ссылался на позапрошлогодние данные. Так вот, за 1997 год туристам было предоставлено услуг на 7,8 млрд. гривен. В итоге в бюджет поступило 2,7 млрд. В 1998-м, соответственно, - 8,4 млрд. и 3,2 млрд. Одесский регион дал бюджету (это уже в 1998 году) 13,9 млн. гривен и 3,7 млн. долларов...
По сравнению с тем, что можно получить и получают другие страны, это крохи. Между тем, впечатлений в Украине хватает. Только подавай. Иностранцев сегодня интересует не одни лишь исторические и культурные ценности, а буквально все. Достопримечательностью для них стала даже Чернобыльская АЭС. Они готовы платить большие деньги, чтобы подняться на вертолете и сфотографироваться чуть ли не в обнимку с четвертым блоком. Они хотели бы побывать на острове Змеином, недоступном пока из-за отсутствия пристани. Посмотреть наши села. Одесские турфирмы, кстати сказать, уже обратились к руководству облгосадминистрации с просьбой подсказать, какие фермерские хозяйства и КСП для этого годятся. И это не только экзотика. Сегодня во всем мире идет переориентации на сельский и экологический туризм.
Украинская дельта Дуная, этот живой уголок природы, бесценный заповедник, уже привлек внимание туристов. С тех пор как он стал доступен иностранцам - а это случилось совсем недавно, - здесь побывали около 5 тыс. человек из Германии, Австрии, США, Швейцарии, Великобритании. Круизы на теплоходе по Дунаю с посещением Вилково и заповедной части дельты Дуная, а также авиачартерные круизные туры Вена - Измаил - дельта Дуная - Вена приобретают все большую популярность. Был проведен также экспериментальный тур по пересадке иностранных туристов с дунайских круизов на днепровские и наоборот.
Сейчас местные власти пытаются создать здесь туристско-рекреационную свободную зону «Украинские дунайские плавни», чтобы развить массовый туризм. Однако это дело хотя и недалекого, но все же будущего, учитывая нашу неповоротливость. А пока что здесь масса проблем. Практически нет никакой инфраструктуры для отдыха туристов. В Вилково нет даже международного пункта пропуска пассажиров. Такой же пункт отсутствует и в аэропорту Измаил.
Но даже там, где сервис имеется, иного ярлыка, кроме как «ненавязчивый», он не заслужил. Пугают туристов и наши таможенные и пограничные формальности, и высокие цены въездных виз, высокие портовые сборы за стоянку круизных судов. «Мы не можем объяснить иностранцу, - говорил начальник Одесского областного управления по туризму Евгений Мытковский, - почему он должен оформлять еще одну медицинскую страховку при въезде в нашу страну. Почему за одни и те же гостиничные услуги он должен платить вдвое больше, чем украинский гражданин. И таких почему очень много. От них государство не только не выигрывает, а напротив - теряет».
К сожалению, государственная политика сегодня хоть и нацелена на развитие туризма в стране, но на практике рубит сук, на котором эта отрасль держится. Своей неразумной налоговой политикой, визовым режимом и массой других ограничений. Взять хотя бы ту же рекламную деятельность.
«Когда в Лондоне у меня спросили, сколько Украина тратит на рекламу своей страны, - рассказывал Цыбух, - то я сказал честно: 0,0 копейки. В то время как из бюджета Великобритании на эти цели выделяется 80 млн. фунтов стерлингов и еще 160 млн. тратят фирмы. Хотя, казалось бы, Лондон в рекламе не нуждается. Но все дело в том, что эти деньги потом возвращаются. 1 фунт стерлингов приносит 27 фунтов, из них 4 идет в бюджет». Арифметика простая. Однако, по словам председателя Госкомитета по туризму, сегодня Украина к ней не готова.
Пока что планируется создание в масштабах страны информационной системы с банком данных о всех гостиницах, авиакомпаниях, автобусных парках, их возможностях, о достопримечательностях местности и т. д. и т.п. А вот что касается формирования ценовой политики, то увы - глава Госкомитета развел руками.
Дело в том, что одесские фирмы, несмотря на то, что начальник областного управления по туризму Евгений Мытковский говорил о внимании городских властей к решению проблем туризма, жаловались, что в Одессе они просто задыхаются от высокой платы на землю и местного гостиничного сбора. Из-за того, что введен 20-процентный налог на объем оказанных услуг, гостиницы должны повысить цены, учитывая и другие налоги, на 25%.
При таком раскладе в выигрыше останется частный сектор. А в проигрыше - не только гостиницы, но и бюджет. Если, конечно, вообще кто-то выиграет. Учитывая ко всему прочему еще и цены в кафе, барах, ресторанах города, а также цены на авиабилеты, скажем, из Москвы в Одессу, дешевле и приятнее отдыхать в том же Стамбуле.
Странно, конечно, но в целом сама Одесса как город-курорт, как жемчужина у моря на совещании почти не звучала. Вспоминали, конечно, но о гостиницах. О том, что в настоящее время ведется капремонт и реконструкция «Лондонской», «Красной», «Черного моря». Решается вопрос о строительстве 5-звездочной гостиницы в районе 8-й станции Большого Фонтана. Но все это, разумеется, за счет собственных средств фирм. А где же присутствие самого города, его роль?
Почему-то ни слова не было сказано о пляжах, о водах Черного моря, о береговой инфраструктуре. В самом городе власти об этом тоже не говорят. Не сезон, видимо? Новая команда горисполкома сейчас больше занята, помимо решения социальных вопросов, подъемом неподъемных промышленных предприятий. Кстати, никого из руководства города на данном совещании не было. Его вел заместитель председателя облгосадминистрации Виктор Журавок и под конец подошел сам председатель Сергей Гриневецкий, которому, наряду с представителями туристических организаций, почему-то была вручена награда «Почетный работник туризма Украины».
Конечно, Одесса и регион, если оценивать в масштабах всей страны, по развитию туризма находятся сегодня, не считая Крыма, на втором месте -после Киева и области. Но это не повод для успокоения. Сейчас главная задача - хотя бы не угробить то, что уже наработано. Одним махом повысить налоги труда не составляет, но ведь потом годами придется героически исправлять сложившееся положение. От этого-то неразумного шага на совещании как раз и предостерегали представители туристического бизнеса.
Но поскольку городских властей не было, на их вопросы и претензии отвечало руководство Госкомитета по туризму. «Если говорить о ценовой политике, то я просто не знаю, как влиять на нее в условиях, когда гостиницы буквально задавливают налогами и сборами налоговая служба и местные власти», - признался В.Цыбух. Однако при этом он упрекнул и гостиницы за качество предоставляемых услуг. Именно в связи с этой проблемой Госкомтуризм вынужден был поднять вопрос о сертификации гостиничного хозяйства и предприятий питания.
Глава Госкомтуризма также сообщил, что для решения транспортной проблемы есть договоренность с компанией «Вольво» о предоставлении в лизинг для обслуживания туристов большой партии автобусов. Кстати, перед туристическими фирмами Одессы и Ялты вскоре встанет непростая задача. В связи с солнечным затмением в августе, когда туристы хлынут в район Черного моря, чтобы понаблюдать за уникальным явлением природы, в один день предстоит обслужить до двух-трех тысяч человек. Проблема, где взять 100 хороших автобусов? Ситуация складывается чрезвычайно любопытная. Если к этому не подключатся все регионы Украины, то юг страны не справится.