Когда я попросила весьма осведомленного специалиста кратко охарактеризовать список из 116 компаний всех форм собственности, которые c января по 19 марта 1999 года успели запастись официальными разрешениями (т.е. временными «газовыми» лицензиями) НКРЭ на право присутствовать на рынке газа Украины в этом году, он просто назвал их «серой сотней… с хвостиком». «Серой» - потому, что даже при наличии официальных разрешений от НКРЭ большая часть газотрейдеров - мелкооптовики, посредством которых основные операторы рынка газа (а их, по сути, единицы) пытаются обеспечить бартерное (ввиду отсутствия иной формы) возмещение стоимости реализуемого газа. Но при бартерной форме расчетов реальная стоимость и цена газа нивелируются, и в этой ситуации весьма непросто вычислить реальную прибыль и убытки трейдерских компаний. Иначе говоря, при формальной легализации бизнеса от газа этот вид предпринимательства все равно остается минимально прозрачным, как и весь рынок газа Украины. Он уже не настолько «черен», как это было, скажем, в 1997 году; и не настолько разновекторно-однообразный, как нынче. Но…
Словом, «серый» он, да и только. Несмотря на влиятельность центробежных и центростремительных сил и патронируемых ими трейдеров. Что это так - попробую вас убедить. Вы, разумеется, можете со мною не согласиться (если знаете больше об этом рынке и его участниках), но ежели моя версия покажется правдоподобной, в этом случае, наверное, вас тоже озадачат очередные намерения Кабмина «по усовершенствованию расчетов за газ». А реализовать сии намерения правительство намерено, как выразился премьер В.Пустовойтенко, в силу того, что «постановление о схеме обеспечения газом народного хозяйства на 1999 год не сработало». Впрочем, за последние 3-4 года трудно вспомнить, чтобы аналогичные постановления «срабатывали», и рынок газа, точнее его операторы, «организовывались по наитию»…
Разумеется, на самом деле все не так однозначно, как выглядит на нарисованной «ЗН» схеме.
Но даже она позволяет в основном увидеть расклад сил на рынке газа Украины. Попробуем разобраться, что из этого следует.
Если сотню разменять «по гривне»
Если вы еще помните как выглядят деньги, попробуйте восстановить в памяти картинку того, как выглядит, скажем, одна гривня, если ее разменять по копейке. Попробовали? - звону много, кучка увесистая, а как была гривня - так гривня и осталась… В принципе, так выглядит и ситуация с операторами рынка газа Украины сейчас. К 19 марта НКРЭ выдала «газовые» лицензии 116-ти субъектам предпринимательства. Но реально поставщиков газа не стало больше. Ведь источников газопоставок и реальных владельцев газа по сути как было пара-тройка, так и осталось, - НАК «Нефтегаз Украины» (т.е. бывшие газодобывающие и газотранспортные предприятия «Укргазпрома»), да корпорация Itera с российским «Газпромом», ну и еще несколько газодобывающих компаний в Украине, которые в сумме едва ли производят 3 млрд. кубометров газа.
Если в прошлом году среди оптовых газопоставщиков в начале года значилось около 30 компаний, это вовсе не значило, что реально ситуация была иной. Оптовиков на практике также осталось уже после первого квартала немного. И все они получали газ от тех же троих «отважных». Остальные все покупали или «брали на реализацию» газ из тех же трех источников и назывались дилерами или агентами по продаже газа, принадлежащего оптовым импортерам.
В 1998 году газодобывающими предприятиями в основном бывшего «Укргазпрома» (теперь состоящими в НАКе «Нефтегаз Украины») было добыто 17 млрд. 518,2 млн кубометров газа (97,5% общей добычи газа в Украине) и 3 749, 5 тыс. тонн нефти с газовым конденсатом (96,1% общей добычи нефти с газовым конденсатом в Украине). Но в сравнении с 1997 годом объемы добычи газа и нефти с газовым конденсатом уменьшились соответственно на 1,5% и 3,4%, что связано в основном с истощением большинства значительных по запасам и высокопродуктивных месторождений и отсутствием открытия и введения в промышленную разработку аналогичных или близких к ним по величине запасов и продуктивности месторождений. Открыто четыре новых месторождения, включая Северо-Казантипское газовое на шельфе Азовского моря (его перспективные ресурсы оцениваются в 20 млрд. кубометров газа).
Газотранспортными подразделениями «Укргазпрома» в 1998 году протранспортировано 209 млрд. 814,2 млн. кубометров газа (100,8% к уровню 1997 года). Экспортный транзит российского газа составил 116 млрд. 839,1 млн. кубометров.
Между прочим, шестилетней давности украино-«газпромовское» соглашение предусматривало возможность транзита через территорию Украины в 1998 году 133,3 млрд. кубометров газа, в 1999 году - 138,2 млрд. кубометров.
В теперешнем НАКе сетуют, что из-за финансовых трудностей возникли проблемы с приобретением необходимых материалов, запчастей, механизмов, оборудования, а отсутствие средств на выполнение ремонтных работ стало причиной более 230 вынужденных остановок на основных направлениях транспортировки газа, что иногда на 6-7 часов и более нарушало режимы транспортировки газа. Однако АО «Укргазпром» выполнило контрактные условия транзита российского газа в европейские страны и обеспечило доставку газа украинским потребителям.
А долги украинских газопотребителей теперешнему НАКу, по словам его главы И.Бакая, уже приблизились к 14 млрд. грн. (около 3,5 млрд. долл.).
Российский «Газпром» к тому же заявляет, что украинские газопотребители ему должны уже 1,5 млрд. долларов, отмечая, что только за первые два месяца 1999 года (когда фактически только и приступил к работе НАК) долг увеличился почти на 20 млн. долларов.
Трейдеры - центробежные
Большую часть из прошлогодних мелкооптовых трейдеров можно увидеть и в числе «лицензионных» газотрейдеров в первом квартале 1999 года. И не факт, что хотя бы половина из них «дотянет газовую лямку» хотя бы к середине года. Не факт уже потому, что в январе и феврале далеко не все компании, заявившие о том, что они получат газ, например, от корпорации Itera (посмотрите ту часть схемы, где указаны дилеры этой корпорации в Украине), на самом деле его получили. Я бы даже сказала, что получили очень немногие из претендовавших (см. таблицу). Так что если кто-то, придумывая «лицензирование газотрейдерства», надеялся таким способом получить хоть какой-то рычаг контроля за операторами рынка и тем более надеялся этим способом сделать рынок газа «прозрачным», вряд ли может сказать, что это получится. Нет, конечно 116 трейдеров с временными лицензиями - это успех. Но смысл? Всех их и прежде все налоговые органы контролировали - через бухгалтерскую и налоговую отчетность основных импортеров газа - оптовиков. Ну и что, разве это помешало теперь уже не присутствующему на рынке газа трейдеру «слить» и «увести» из-под налогов чуть ли не миллиард долларов? Или кто-то думает, что «прозрачность» рынка обеспечивается главным образом за счет и посредством лицензирования? Да будет вам лукавить!..
Еще интересная деталь. Глядя на схему, трудно не заметить, что значительная часть дилеров, которые в прошлом году покупали или брали на реализацию газ у ТЭК «Итера-Украины» или корпорации Itera, теперь указывают или значатся в числе операторов по продаже газа, принадлежащего дочерней компании НАКа «Нефтегаз Украины» - Торговому дому «Газ Украины» (или другим дочерним компаниям того же НАКа). В этом не было бы ничего странного, если абстрагироваться от весьма неприятной тенденции, все более укрепляющейся в умах причастных к энергоносителям людей. Как покупатели газа, так и дилеры зачастую сознательно стремятся как можно чаще менять «газовых» партнеров или же заключать контракты на поставки газа (электроэнергии) одновременно с несколькими (иногда несколькими десятками) поставщиками, которые, будучи также посредниками, в свою очередь пытаются «переметнуться» к другим владельцам газа. Это получается уже даже не цепочка, а паутина.
Таким образом создается видимость активной деятельности операторов от газа, которые при смене в очередной раз продавца и покупателя не считают нужным или не могут расплатиться с предыдущим поставщиком или собственником газа. Если бы реальные владельцы газа сочли нужным (если они совсем сошли бы с ума в ситуации, когда в Украине принято все сваливать на трейдеров и посредников) сообщить суммы, которые им за предыдущие годы задолжали дилеры и покупатели газа в Украине, цифра наверняка была бы соизмерима не только с объемом задолженности правительства работникам бюджетной сферы и энергетики. И трейдеры, и владельцы все глубже погружаются в этот омут в надежде удержать должников новыми контрактами и одновременно продолжить или еще только начать «вытаскивать» постепенно прежние долги, как правило, в товарном виде.
Другая привычка украинских газотрейдеров - по мере необходимости (а таковая у некоторых из них случается почти ежегодно), что называется, менять вывеску - название компании. Таким образом, прежние долги остаются за прежней фирмой, а «новая» компания продолжает свой «газовый» бизнес. В этом легко убедиться, если посмотреть на юридические адреса «прописки» нынешних газотрейдеров. Например, несколько из них находятся по адресу, где прежде «проживало» ЗАО «Интергаз». Теперь там компании с иными именами. Там, где пару лет назад «был прописан» «Олгаз», теперь - ООО «Украинская энергетическая компания». А в здании, где размещен центральный офис ТЭК «Итера-Украина», присоседились ее несколько дилеров…
Трейдеры - центростремительные
При сравнении же нынешнего «газового» расклада с ситуацией 1997 года можно заметить, что в числе основных операторов рынка - оптовых импортеров газа значились те же в основном 3-4 компании и источники газопоставок (на схеме они выделены). Рынок тогда, скажем, на 10 января 1997 года, был «по-братски», а не поровну разделен между ПФК «ЕЭСУ», ТЭК «Итера-Украины», ЗАО «Интергаз» и «Украинским газоресурсным консорциумом». Теперь же к числу относительно крупных (если смотреть на заявленные на 1999 год объемы поставок газа) можно отнести, кроме ТЭК «Итера-Украины», «Индустриальный союз Донбасса», «Интерпайп», «Луганский энергоальянс», «Континенталь и К», «Бари» и еще несколько трейдеров НАКа. Еще небольшие кусочки в 1997-м достались отечественным газодобытчикам и «Укргазпрому». Но на их долю пришлись при этом либо неплатежеспособные покупатели, либо Кабмин, как это принято у правительств всех «созывов», весь газ отечественной добычи велел направить на «обеспечение нужд населения, комбыта и бюджетных организаций». Но и тогда источники газа не менялись - добыча в Украине около 17 млрд. кубометров газа (а если не считать так называемый технологический газ, то остается 12-14 млрд. кубометров), да российского - около 65 млрд. (традиционно из них около 28-30 млрд. - «товарная» плата «Газпрома» за транзит его газа в Европу через территорию Украины).
Неприятной аналогией ситуации на рынке газа 1999 и 1997 годов является, как я понимаю, и то, что традиционно никто из госчиновников от газа не говорит о том, что правительство Украины выдало, например, «Газпрому» гарантии обязательности платежей украинскими покупателями. Об этом граждане узнают либо из телеграмм российского «Газпрома», или из весьма противоречивых «объяснений» госчиновников от газа, которые почему-то все же попадают в прессу. Как водится, когда «Газпром» в очередной раз напоминает о том, что платить за его газ все же надо (и за несанкционированно отобранный газ свыше контрактных объемов - также), члены украинского правительства хором или по очереди исполняют партию на тему того, что, мол, никаких гарантий правительство Украины «Газпрому» не давало и не станет отвечать по долгам негосударственных импортеров российского газа.
Я еще могу допустить, что кроме экс-премьера П.Лазаренко, который в ту пору устанавливал правила игры для газотрейдеров и на рынке газа (с момента своего приезда в Киев и назначения первым вице, который в Украине традиционно уже является «энерго-премьером», ежели по каким-то причинам сам глава Кабмина хотя бы напрямую не занимается упорядочиванием рынка газа), тогдашнего президента ПФК «ЕЭСУ» Ю.Тимошенко, да госчиновника, передававшего россиянам «лазаренковскую цидульку», мало кто в Украине догадывался о том, что от имени Украины (но в весьма изысканной форме, о чем «ЗН» подробно рассказывало в выпуске от 1998 года) были выданы гарантии, а значит, взяты обязательства по долгам негосударственной корпорации. Потом, конечно, «госгарантийный» скандал с «Газпромом» замяли под предлогом формального несоответствия формы гарантии юридическому документу. Да и когда П.Лазаренко был смещен с премьерского кресла, «Газпрому» уже не с руки было на него ссылаться…
Но чтобы теперь ситуация по сути выглядела аналогично, - трудно поверить. Нет, по форме все выглядит вроде допустимо - не придраться. Да, подписал «Газпром» с НАКом «Нефтегаз Украины» контракт на закупку российского газа в 1999 году. Да, «Газпром» решил, что больше иметь дело с украинскими трейдерами, расплодившимися в огромных количествах, ему накладно, и «сбросил» весь транзит и доставку газа в Украину на своего давнего партнера - корпорацию Itera. А она уже продает газ от своего и «газпромовского» имени трейдерам и НАКу, который отчасти также трейдер. Дальше НАК «Нефтегаз Украины», так сказать по цепочке, собирает импортные поставки в его адрес, добытый в Украине газ своею дочерней компанией «Укргаздобыча» и переадресовывает еще одной своей дочерней компании - «Торговому дому «Газ Украины».
При этом, как показано на схеме, несколько миллиардов кубометров газа ДК «Укргаздобыча» предполагает выставить на перманентный украинский «газовый» аукцион.
Не аукционит…
Подразумевалось, что таким способом НАК быстро сможет получить хотя бы часть «живых» денег за газ «собственной добычи», так как в условиях аукциона значится обязательная и срочная оплата газа, купленного в ходе аукционных торгов, именно деньгами, а никакими там не векселями или долговыми расписками.
Однако затея эта с середины прошлого года реальных значительных средств не принесла. Семь состоявшихся «газовых» аукционов засвидетельствовали, что пока можно не платить, или, по крайней мере, не платить деньгами, в Украине этого добровольно никто не станет делать. В итоге со второго полугодия 1998 года до февраля этого года с аукциона было продано 32,7 млн. кубометров газа из… 6,75 млрд. кубометров, предложенных на торгах. Средняя цена продажи газа составила 39,2 долл. за 1000 кубометров.
Неэффективность сего механизма вынудила правительство обязать в постановочном порядке местные администрации закупать газ для нужд бюджетников на аукционах. Ну не зря же это все затевалось… Впрочем, даже в обязательном порядке вряд ли местные власти смогут в своих скудных бюджетах наскрести сколь-нибудь весомую сумму средств на закупку газа. В прошлом году, как говорил тогдашний глава АО «Укргазпром» Богдан Клюк, местные бюджеты изначально смогли саккумулировать для расчетов за газ в лучшем случае 50% требуемой для оплаты суммы. Не думаю, что сегодня их дела изменились настолько, что вот просто все они побегут на аукцион и за «живые» деньги станут покупать предлагаемый по сравнительно доступной цене газ…
Вряд ли обрадуется аукционный комитет и владелец выставляемого на торги газа и недавно объявленному намерению Минэнерго закупить газ для ТЭС на аукционе. Это за какие ж такие средства? Ведь сами энергетики стонут, что после частичной передачи акций девяти облэнерго в управление и собственность негосударственных компаний, платежи «живыми» деньгами в этом году вообще сократились с прошлогодних 7,5% до 2,4%…
Прогноз
весьма условный
В 1999 году предприятия НАКа «Нефтегаз Украины» планируют добыть 17 млрд. 185 млн. кубометров газа и 3,5 млн. тонн нефти с конденсатом. (По газу это составит 98% в сравнении с добычей 1998 года).
Транзит газа через территорию Украины прогнозируется в объеме около 205 млрд. кубометров (98% от уровня 1998 года), в том числе 119,953 млрд. кубометров - транзит российского газа в Европу. Правда, «Газпром» снова на днях пригрозил, что, мол, намерен сократить экспорт через Украину уже в этом году.
Для реализации вышеописанных планов в 1999 году предусматривается направить 3439,9 млн. грн. на капитальное строительство (163,9% от плана 1998 г.).
Согласно «газовым» контрактам на 1999 год ресурсы Украины составят 82,8 млрд. кубометров газа, из них 17,8 млрд. кубометров - газ, добываемый в Украине. Еще около 30 млрд. кубометров - от российского «Газпрома» (за транзитные услуги).
Через и от имени корпорации Itera поступит около 35 млрд. кубометров газа, 10 млрд. кубометров из которых - туркменский газ; еще 10 - газопоставки по отдельным договорам с НАКом «Нефтегаз Украины»; 15 - в адрес или через трейдеров.
Битый
небитого везет…
Но провал аукционной затеи, чем бы он ни был обусловлен, - это еще цветочки. Посмотрите еще раз на схему - ту ее часть, где показана цепочка реализации НАКом (в лице ДК «Торговый дом «Газ Украины»). Нетрудно заметить, что «наковский» (а если называть вещи своими именами, то это принадлежащий государству) газ, причем почти весь, продается десяткам … в основном негосударственных компаний. Это и ЗАО, и ООО, и прочие.
Теперь просто заглянем вперед, в тот момент времени (а он уже не за горами), когда еще острее возникнет проблема оплаты газа. Потребители не расплатятся с поставщиками газа, те в свою очередь не получат средств для расчетов с НАКом и его дочерними компаниями. В результате НАК не сможет, как все госкомпании прежде, рассчитаться с поставщиком российского, туркменского газа и «Газпромом». А в соглашении Кабмина и «Газпрома» значится, что за долги НАКа «Нефтегаз Украины» отвечать должно правительство Украины. И если действительно ситуация будет таковой (а маловероятно, чтобы она была иной), то за чьи долги будет должно поручиться правительство: за долги государственной на 100% компании НАК «Нефтегаз Украины», или все же негосударственных трейдеров, задолжавших НАКу? И что делать с потребителями газа, которые, не получая зарплаты, не могут оплатить использованный газ и коммунальные услуги?
К слову, трейдеры, взявшие газ у НАКа, к примеру, могут, как это водится, «скрыться под иным именем», оставив долги просто за прежней вывеской. И весьма нелегко будет найти ответчика… Ну, приблизительно так, как неуловимого Джо (неуловим потому, как никто его не ловит…).
Как-то представитель одной достаточно крупной (по объемам реализации энергоносителей) трейдерской компании в ответ на мой вопрос о том, кто является учредителем ЗАО, в котором он работает, достаточно прямолинейно заявил: «ЗАО и ООО для того и создаются, чтобы не афишировать имена и доли собственности их учредителей…» Я возразила, что в общем-то смысл создания ЗАО в ином. А он просто высказался менее категорично: «И для этого в том числе»…
P.S. Прежде при «долговых разборках» с российским «Газпромом», например, в конце 1997 и в начале 1998 годов, выяснялось, что тогдашний премьер каким-то образом умудрялся предоставить россиянам гарантии негосударственной фирме. И россияне, похоже, имеют право зачислять те долги на госсчет Украины. Еще раньше все долги «вешали» на государственный «Укргазпром», что тоже практически означало конвертацию долга в украинский государственный.
В этом году, вероятно, НАКу снова достанутся те долги, которые прежде зачислялись бы на счета «Укргазпрома». Преемственность, знаете ли… Ведь пока что от неплатежей НАК «Нефтегаз Украины» не спас ни консолидированный счет (на котором так и не дождались пока появления значительных сумм платежей от газопотребителей), ни перестроенная управленческая вертикаль, ни некое обновление правительства, включая назначение нового «энерго-вице-премьера», ни…
Теперь вот НАК пригрозил должникам «отключением от газа». Но этим народ в стране пугают не первый год. Так что вряд ли сработает. Из арсенала «новых» (в духе времени) страшилок выделяется «угроза банкротством» неплательщикам за энергоносители, в частности, за использованный газ. Но вряд ли в самом НАКе к такой «угрозе» относятся серьезно: при известной «прыти» украинской арбитражно-исполнительской системы, надо полагать, сотни должников НАКа под угрозой и в процессе банкротства и санаций будут пребывать несколько лет. Кого-то, конечно, еще до того, как НАК прикажет долго жить, успеют национализировать или же перепродать. Но все это время сотни тысяч работников обанкроченных предприятий будут сидеть без зарплаты, без работы, без надежды. Наивно предполагать, что как раз в разгар предвыборной президентской кампании власти может быть выгодно видеть и, неровен час, столкнуться с толпами доведенных до отчаяния сограждан…
Так что лучше загодя придумать не столь социально-взрывоопасную страшилку для должников за газ, если уж не получается обеспечить людей работой, зарплатой, часть которой (при ее наличии) народ и без напоминаний отдал бы за тот же газ.