Новые экономические реформы и меры по ужесточению государственных расходов на нынешней неделе привели к массовым протестам на улицах Мадрида и Афин.
Испания: на двух стульях
У правительства Испании появился еще один шанс повысить уровень доверия к экономике своей страны: в четверг премьер-министр Мариано Рахой представил долгожданный проект бюджета на 2013 год. Споры относительно документа, который должен определить будущий курс страны и дальнейшие взаимоотношения с Европой, шли до последнего момента.
Итак, карты вскрыты. Прежде всего, правительство поторопилось успокоить взбунтовавшиеся массы на улицах Мадрида: испанцам пообещали поднять пенсии и субсидии. И это несмотря на требование ЕС сократить пенсионные выплаты или просто заморозить их. Однако правительство решило применить смекалку и позаимствовать необходимую сумму (ни много ни мало - 3,06 млрд. евро) у резервного Пенсионного фонда.
А вот сокращать дефицит бюджета Испания планирует в основном за счет снижения государственных расходов и увеличения налогов. Госрасходы планируется сократить на 8,9%. Рост поступлений от налогов ожидается в будущем году на 5 млрд. евро (со 170 млрд. евро до 175 млрд.), чему частично должно способствовать увеличение налога с продаж. Для любителей лотерей ошеломляющей новостью стало то, что теперь с выигрыша нужно будет отдавать в казну 20%.
Заслуживают внимания и другие, озвученные в ходе презентации испанского госбюджета, цифры. Министр бюджетной политики Кристобаль Монторо заявил, что в 2013 году ожидается мягкая рецессия. Судя по цифре в минус 0,5%, сложно не отметить, что испанцы все-таки очень оптимистичный народ (впрочем, как и украинские правительственные чиновники, ожидающие рост ВВП Украины в следующем году на 4,5%). По средним оценкам экспертов, спад экономики Испании в 2013 году составит от 1,3 до 1,8%. Однако г-на Монторо это не смущает. Более того, он уверенно заявил, что «2013 год станет последним годом кризиса». Эх, его бы слова, да Богу в уши!
По мнению г-на Монторо, Испания по результатам 2012 года может выполнить требование ЕС по сокращению дефицита бюджета до 6,3% от ВВП (40 млрд. евро). Возникает вопрос - как? Известно, что по итогам первого полугодия недоимка в испанской госказне уже превышала 4% от прогнозируемого ВВП. И если приложить скромные математические усилия, становится очевидным, что иметь 6,3% на конец текущего года весьма проблематично. При этом маловероятно, что европейские чиновники пойдут на продление периода выполнения обязательств Мадридом (в 2011 году дефицит бюджета составил 9% от ВВП). Но врагу не сдается наш гордый «Варяг»: Испания пообещала довести дефицит бюджета до 4,5% от ВВП в 2013 году, в 2014-м - вообще до 2,8%, а в 2015-м - до 1,9% ВВП.
Ситуация в стране, между тем, остается неутешительной. На сегодняшний день уже пять испанских провинций обратились к центральному правительству с просьбой о финансовой помощи (Кастилия–Ла-Манча - 850 млн. евро; Каталония - 5 млрд.; Андалусия - 4,9 млрд.; Валенсия - 4,5 млрд.; Мурсия - 600 млн. евро).
Суммарные региональные долги насчитывают 150 млрд. евро, а государственный долг страны превышает 800 млрд. евро (более 85% ВВП), причем в этом году необходимо выплатить 38 млрд. по внешним обязательствам.
В целом же представленный бюджет производит двоякое впечатление. Вроде бы и цифры прописаны красиво, что дает документу шанс на одобрение высших европейских органов, однако при этом все понимают, что испанцы многое дофантазировали. И что воплотить намеченное в жизнь в прописанные сроки нереально. Но Мадрид прекрасно осознает, что только соответствующие требованиям ЕС реформы помогут в дальнейшем добраться к копилке ЕС/ЕЦБ/МВФ без необходимости прохождения сложной процедуры принятия условий Евросоюза. В свою очередь, Европейский центральный банк сможет выполнить данное в начале сентября обещание и стабилизировать ситуацию на рынке долговых обязательств.
Рыночная реакция на представленный госбюджет получилась смешанной. В четверг доходность по 10-летним испанским бондам снизилась на 11 базисных пунктов (до 5,92%). В начале сентября глава Европейского центробанка Марио Драги озвучил новую программу скупки бондов после того, как доходность по облигациям Испании перешагнула критический рубеж в 7%. Однако прежде чем приступить к интервенции на рынке долговых обязательств, ЕЦБ должен получить отмашку в виде официального запроса страны на финансовую помощь. А Испания с этим решением не торопится.
В пятницу правительство страны должно было представить результаты проверки банковской системы на устойчивость к стрессам. А общественность - узнать, сколько денег необходимо местным банкам из Европейского механизма стабильности (ESM) на рекапитализацию. Испания рассчитывает пустить на это дело те
100 млрд. евро (130 млрд. долл.), которые были ассигнованы ею в рамках пакета помощи банковской системе. По словам государственных чиновников, окончательная цифра будет немногим ниже предварительной оценки в 62 млрд. евро.
Такие показатели могут воодушевить инвесторов и, опять-таки, отсрочить официальный запрос о финансовой помощи. Однако со стороны правительства будет неразумно длительное время сохранять молчание. Спекуляции относительно того, что программа ЕЦБ по скупке бондов так и останется на бумаге, могут взвинтить доходность по государственным облигациям Испании до летних максимумов, и стране все равно придется сесть за стол переговоров.
Между тем Каталония объявила о намерении провести референдум о выходе из состава государства. Несмотря на то, что эта провинция всегда отличалась сильными сепаратистскими настроениями, до голосования дело еще не доходило. Да и если дойдет, в независимость провинции верится неохотно. Но не стоит также забывать, что в Испании на носу выборы, а это также способствует нагнетанию ситуации.
Греция: общественные волнения продолжаются
Равно как и их соседи-испанцы, десятки тысяч греков вышли на улицы Афин, чтобы выразить свой протест очередному урезанию госрасходов. Премьер-министр Греции Антонис Самарас оказался под перекрестным огнем: с одной стороны на него давят общественность и оппозиция в парламенте, а с другой - международные кредиторы. Оппозиция не соглашается с принятием программы по сокращению расходов на 11,5 млрд. евро (14,9 млрд. долл.), однако выполнение этого условия обязательно для получения очередного транша финансовой помощи «тройки» в размере 31 млрд. евро, который Греция ждет с июня.
Ситуация усугубляется тем, что премьер уже не в первый раз получает неодобрение со стороны оппозиционных политических сил. С каждым новым отказом вероятность принятия программы снижается, а вместе с ней растут риски дальнейшего углубления рецессии в стране. Попытки министра финансов Яниса Стоурнараса договориться с инспекторами «тройки» о снижении требований по сокращению госрасходов пока не увенчались успехом.
На сегодняшний день из предложенного пакета мер согласовано лишь сокращение расходов на 9,5 млрд. евро вместо 11,5 млрд. В отличие от испанцев, правительство Греции планирует сэкономить 6,5 млрд. на пенсиях, зарплатах и премиях, а также увеличить пенсионный возраст с 65 до 67 лет, что принесет в бюджет дополнительный 1 млрд. евро.
В случае достижения согласия по предложенной программе экономии обеими сторонами (Грецией и ЕС) Афины получат необходимый 31 млрд. евро на рекапитализацию местных банков. Однако ситуация усугубляется тем, что в октябре миссия «тройки» основных международных кредиторов представит отчет о состоянии экономики Греции. В начале этой недели стало известно, что дефицит греческого госбюджета почти в два раза превышает предварительные оценки инспекторов и составляет около 20 млрд. евро.
Евросоюз, ЕЦБ, МВФ отказываются продолжать сотрудничество с Афинами по вопросу выделения очередного транша до тех пор, пока страна не найдет решение проблемы дефицита. Германия не раз повторяла, что не желает вытягивать греков из долговой ямы за счет своих налогоплательщиков. С другой стороны, все прекрасно понимают, что никуда им там, в еврозоне, друг от друга не деться, и спасать тонущую в долгах Грецию придется. Другой вопрос - на каких условиях и что еще из нее можно выжать? Афины же продолжают борьбу в парламенте и потихоньку продают свои острова и правительственную недвижимость за рубежом.