«НЕФТЯНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ» КАБМИНА СЫГРАЮТ ПРОТИВ УКРАИНЫ

Поделиться
Сначала, дней десять тому назад, информагентства передали сообщение о том, что премьер-министр Укр...

Сначала, дней десять тому назад, информагентства передали сообщение о том, что премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко пригласил главу Минтопэнерго России Виктора Калюжного посетить Украину и обсудить вопросы поставки российской нефти в Украину. Эта тема обсуждалась ими в телефонном разговоре 3 июня. Но, видать, по телефону всего не скажешь... Тем более, что, комментируя ситуацию с российскими нефтепоставками в Украину, В.Пустовойтенко подчеркнул, по версии «Интерфакса», что «в настоящее время сложилась катастрофическая ситуация с поставками нефти в Украину, в результате чего стоят нефтеперерабатывающие заводы».

Далее «ИФ» приводит весьма симптоматичное высказывание украинского премьера: «Мы должны создать условия для транспортировки в Украину нефти и ее переработки здесь», - отметил премьер, подчеркнув необходимость снижения ставок по транзиту нефти по территории Украины».

Своими ушами мне не довелось слышать того, что «подчеркнул» премьер...

Но уже 12 июня «ИФ», со ссылкой на того же В.Пустовойтенко, сообщил, что «актуальность увеличения поставок нефти в Украину вызвана необходимостью обеспечить уборку урожая сельскохозяйственных культур в полном объеме».

А уже 15 июня «Интерфакс-Украина» цитирует министра Минтопэнерго РФ В.Калюжного: «Правительство Украины согласилось (!!!) на российские условия приватизации ОАО «ЛиНОС».

На какие конкретно условия россиян (если верить цитатам по Калюжному) согласился украинский Кабмин, доподлинно неизвестно. Если хотите, можете, что называется, верить на слово «главному российскому нефтегазовику» (а точнее - информагентству, его цитировавшему - «ИУ»): «После встречи с премьер-министром Украины В.Калюжный сообщил, что видел документ, согласно которому Украина согласилась продать РФ контрольный пакет акций ОАО «ЛиНОС».

На мой вопрос о содержании и принятии «российских условий» отечественные чиновники от нефти и газа ответили, что ничего в условиях продажи акций «ЛиНОСа» не изменилось «под россиян» с момента согласования оных Фондом госимущества Украины. (Впрочем, я допускаю, что изменить условия могли и без ведома моих респондентов.) Что же касается продажи акций «ЛиНОСа», то в прошлом году Фонду госимущества Украины эта затея не удалась дважды - из-за отсутствия заявок претендентов... А глава Фонда госимущества Украины Александр Бондарь в четверг констатировал, что при каждом последующем конкурсе цена продажи акций «ЛиНОСа» все уменьшалась, а условия упрощались...

Но это еще не все. Глава российского Минтопа заметил, что для увеличения поставок нефти в Украину россияне хотели бы пересмотреть тарифную политику в Украине. В.Калюжный считает, что многие тарифы требуют уменьшения «как минимум на 40%».

Насчет 40-процентного минимума господин российский министр, конечно, поторопился. А вот снижения тарифов особенно на транзит нефти и газа россияне добиваются не первый год. Однако если нынешнее украинское правительство в угоду краткосрочной выгоде (загрузить срочно отечественные нефтеперерабатывающие заводы нефтью и успеть переработать ее в нефтепродукты до уборочной кампании) готово пожертвовать россиянам не только «ЛиНОС», но и реальную прибыль отечественных нефтетранспортных предприятий, вряд ли оно думает о том, что станется с нефтепоставками уже нынешней осенью, а тем более в будущем году. Правительству, может, это и все равно, да и иных более важных дел у него по горло. Да только при таком «способе» решения нефтяных проблем Украине скоро нечем будет жертвовать.

Да и на россиян особо рассчитывать не стоит - у них своих проблем более чем достаточно. В силу объективного расклада россияне просто не смогут поставить украинским НПЗ столько нефти, сколько им нужно.

Об этом подробно шла речь 16 июня на пленарном заседании консультативного совета по вопросам иностранных инвестиций при Президенте Украины, участники которого рассматривали и обосновывали варианты диверсификации поставок нефти и газа в Украину.

И в то время, когда украинское правительство, похоже, не хочет видеть в нефтепроводах нефть иного происхождения, нежели российского, эксперты от нефти и газа уверены в пагубности такой политики. Тем более, что «Концепцией деятельности органов исполнительной власти в обеспечении энергетической безопасности Украины», утвержденной Кабмином в январе 1998 года, в числе приоритетов определена и «диверсификация источников поставок энергоносителей и уменьшение энергетической зависимости национальной экономики от импорта топлива». Увы, органы исполнительной власти предпочитают в отношении диверсификации абстрактные теории.

Между тем, заметил на заседании консультационного совета консультант секретаря СНБОУ Михаил Гончар, и россияне сегодня оказались перед дилеммой: то ли загрузить свои НПЗ, которые также, как и украинские, не полностью загружены нефтью; то ли все же увеличивать (или хотя бы не сокращать) экспорт нефти - ведь это один из основных источников реального дохода российских нефтяных компаний и вообще бюджета РФ? Но даже если россияне решатся не сокращать экспорт, вряд ли стоит рассчитывать на то, что эта нефть попадет в Украину. Куда выгоднее продать «черное золото» более состоятельным импортерам. Тем более, что добыча нефти в РФ постоянно сокращается. Если в 1991 году объем годовой добычи нефти в России составил 516 млн. тонн, то в прошлом году едва ли перевалил за 300, а в этом году прогнозируется еще меньший объем добычи - до 276 млн. тонн. Это при том, что российские НПЗ способны переработать не менее 280 млн. тонн нефти за год.

Конечно, в обмен на уменьшение Украиной транзитного тарифа на прокачку нефти россияне какое-то время могут и поставлять нефть на украинские НПЗ. Но, сами понимаете, это может быть краткосрочная кампания. Зато снижение тарифов - прямые и долгосрочные потери Украины. И это при том, что наиболее привлекательные украинские НПЗ и так уже контролируются россиянами: Одесский НПЗ - «ЛУКойлом», Кременчугский - «Татнефтью», теперь вот «ЛиНОС»… В Одесскую нефтяную гавань тоже вставлен российский нефтяной кляп… Зато НПК «Галичина» все никак не получит госгарантий под японский кредит для модернизации перерабатывающих мощностей и строительства установки нового поколения по производству высококачественного бензина.

Между тем есть вполне наглядный пример реализации политики диверсификации источников нефтепоставок и приватизации Мажейкяйского НПЗ у соседей-литовцев. Но об этом читайте в следующем выпуске «ЗН».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме