Два года назад была основана Палата независимых экспертов по вопросам иностранных инвестиций при Президенте Украины. Цель создания Палаты экспертов - предупреждение споров между иностранными инвесторами и органами исполнительной власти, местного самоуправления, а также содействие их внесудебному урегулированию. Главной задачей Палаты экспертов является подготовка и внесение соответствующих предложений Президенту Украины или, по его поручению, органам государственной власти и местного самоуправления.
В состав Палаты входят 24 юриста, в том числе 12 украинских и 12 иностранных. Практически все они являются специалистами в области внешнеэкономических связей, иностранных инвестиций, международного частного права и внешней торговли. Решения Палаты не являются обязательными для выполнения, а носят лишь рекомендательный характер. Но на основании рекомендаций жюри экспертов Президент Украины или орган центральной исполнительной власти могут издать нормативный акт, обязательный для исполнения.
Всего Палатой экспертов рассмотрено шесть дел, но, по мнению специалистов, это нормальное количество для посреднического органа такого рода. О том, с какими делами обращаются в Палату экспертов зарубежные инвесторы и какими могут быть последствия конфликтов интересов такого рода для нашего государства, свидетельствует такой пример. По поводу спорного вопроса, возникшего в связи с возвращением средств, предоставленных одному из украинских научно-производственных объединений под гарантию Национального банка Украины, в Палату экспертов обратилась одна немецкая фирма. Суть дела такова. В соответствии с постановлением Кабинета министров 1991 года началось осуществление программы, целью которой было удовлетворение потребностей Украины в особо сложной медицинской диагностической аппаратуре. Реализация этой программы была возложена на Министерство экономики Украины. Исполнителем с украинской стороны назначили научно-исследовательское объединение «Реле и автоматика». Начальное финансирование программы (1992-1995 гг.) планировалось осуществить за счет валютного кредита в размере 500 миллионов немецких марок. В дальнейшем финансирование и возвращение кредитов должно было осуществляться за счет выручки по поставкам сплавов цветных металлов, изготавливаемых из металлолома на созданных с этой целью производственных мощностях - двух совместных предприятиях. Инвестиции немецкой фирмы в уставный капитал этих СП в виде технологий и оборудования составили более 10 миллионов немецких марок.
Но в соответствии с декретом Кабинета министров от 12.01.93 года сплавы цветных металлов были признаны стратегическим сырьем. Таким образом СП было лишено возможности сбывать свою продукцию. В итоге существование двух СП было поставлено под угрозу, а реализация инвестиционной программы стала невозможной. Немецкие партнеры требуют возвращения средств, общая сумма которых составляет
63 008 800 немецких марок.
Представитель Украины в Палате независимых экспертов по вопросам иностранных инвестиций Сергей КОЗЬЯКОВ:
«Нередко возникают довольно деликатные ситуации, когда инвестор по каким-то причинам не хочет идти в суд. Может быть, не в последнюю очередь потому, что не желает окончательно разругаться с теми же органами исполнительной власти, чиновниками. Как правило, речь идет о ситуациях, когда проблема зашла слишком далеко, и ее хотят решить с помощью своеобразного третейского суда. В таком случае роль третьей стороны напоминает посредническую миссию в дипломатии. Кроме того, нередко речь идет о претензиях иностранного инвестора, составляющих весьма крупные суммы, а обращаясь в суд, в том числе в коммерческий арбитражный, истец вынужден внести процент от оспариваемой суммы. В том случае, когда дело рассматривает Палата экспертов, уплачивается только регистрационный сбор и осуществляется почасовая оплата работы юристов, и эти суммы просто несопоставимы.
Впрочем, иногда иностранный инвестор готов платить весьма значительные суммы для того, чтобы опытные международные эксперты изучили вопрос и высказали свою точку зрения на возникшую проблему. Так как, несмотря на то, что конфликтная ситуация связана с достаточно серьезными суммами, нередко в значительно большей степени инвестора волнует моральная и политическая стороны вопроса. В частности потому, что данная проблема может иметь в будущем весьма серьезные, далеко идущие последствия. Например, в известном деле «Проктер энд Гембл» (США) против Госстандарта речь шла не просто о проблеме сертификации какого-то товара, а о том, что в дальнейшем сертификация должна осуществляться понятным и прогнозируемым способом.
Известное дело английских фирм «Илта Лимитед» и «Риматара Лимитед» против Киевской городской государственной администрации по поводу не менее известного «Регина Бизнес центра». Речь шла о спорной ситуации, касающейся своевременного и полного возврата заработанных инвесторами средств, о возможном пересмотре процента участия сторон, в том числе Киевской городской администрации в этом офисном центре. В процессе рассмотрения спора жюри экспертов выявило неурегулированность в действующем законодательстве вопроса об отмене регистрации и признании учредительных документов недействительными.
Участников другого дела я не могу назвать, не имея на то их согласия, хотя рассмотрение дела в целом завершено. Известная немецкая фирма обратилась в Палату экспертов по поводу своих инвестиций, связанных с очень большим государственным проектом, относительно которого принимался ряд правительственных документов. Это дело тянется с 1991 года. Ответчиками по нему выступали шесть министерств и ведомств Украины. Речь идет о том, что планировалось осуществить проект на сумму примерно в 500 млн. немецких марок. Немецкая фирма требует возместить ей потери, которые, по ее мнению, составляют более 60 млн. немецких марок. Несложно представить себе последствия выплаты такой суммы для нашей страны.
Конечно, ни в этом, ни в других случаях Палата экспертов не может принимать решения относительно того, что кто-то кому-то должен выплатить определенную сумму. Это исключительно дело суда. Палата экспертов лишь дает юридическую оценку, определяя, каким образом, на ее взгляд, можно решить эту проблему, так сказать, мировым путем. Палата экспертов выступает как посредник, в западной терминологии это называется медиатором.
Дела в Палате экспертов рассматриваются следующим образом. Одна из сторон - иностранный инвестор или орган исполнительной власти обращается с просьбой разрешить спор. По выбору сторон создается независимое жюри из трех лиц. Оно имеет право запрашивать материалы не только у сторон-участниц процесса, но и у министерств, ведомств, органов исполнительной власти Украины. В соответствии с указом Президента министерства и ведомства обязаны давать пояснения и ответы на запросы Палаты экспертов.
В решении жюри дается юридический анализ развития конфликта между сторонами, как его понимают члены жюри, а также даются рекомендации, каким образом, по мнению жюри, сторонам необходимо прийти к решению спора.
А вообще эта проблема гораздо шире. В принципе иммунитет иностранного государства от судебного преследования является давно действующей государственной доктриной. При наличии обстоятельств для ее применения суд отказывается принимать дело к рассмотрению или исполнению в отношении иностранного государства. Однако если путем подписания международного договора или конкретной сделки государство само отказывается от этого иммунитета, суд может рассматривать такое дело. Существует Европейская конвенция о государственном иммунитете и дополнительные протоколы к ней 1972 года. Кроме того, существуют специальные суды, которые рассматривают споры с участием иностранных инвесторов. В соответствии с подписанными Украиной международными договорами, касающимися взаимной защиты иностранных инвестиций, государство отказывается от иммунитета в коммерческих сделках.
Сторона, которая хочет инициировать рассмотрение спора жюри экспертов, присылает письменное извещение в секретариат Палаты экспертов и направляет копии другим сторонам-участникам спора. Регистрационный сбор составляет 500 долларов США. После ознакомления с поступившими документами секретариат может увеличить сумму регистрационного сбора, но не более, чем до 5000 долларов США. Гонорар независимого эксперта составляет 150 долларов США в час.
В том случае, если сторона отказывается от участия в рассмотрении, должны быть изложены мотивы такого отказа и определены мероприятия, которые будут осуществляться сторонами с целью урегулирования спора. Отказ не освобождает сторону от предоставления жюри экспертов любой информации, которая, по их мнению, может иметь отношение к спору.
Если все участники дали свое согласие на рассмотрение спора, они подписывают соглашение, в котором, в частности, обязуются не обращаться в суд или арбитраж относительно предмета спора на весь период его рассмотрения жюри экспертов.
Стороны могут заявить мотивированный отвод любого члена жюри экспертов.
Палата экспертов может по собственной инициативе или по рекомендации жюри экспертов предоставить решению статус акта экспертизы.
Если инвестор не находит правды внутри нашего государства, в частности с помощью суда, он может обратиться в иностранный или международный суд. У иностранных инвесторов в Украине накопившаяся критическая масса проблем такова, что, скорее всего, они уже начнут выплескиваться, причем в самое ближайшее время. И это будет происходить на основании соответствующих международных договоров, подписанных Украиной и вступивших в действие. Впрочем, такие прецеденты уже существуют и их последствия для Украины могут быть весьма серьезными. Ведь многие чиновники, принимая решения в отношении иностранных инвесторов, действуют или бездействуют, нарушая законодательство, не осознавая последствий этого.
Допустим, у иностранного гражданина - инвестора в Украине - возникают проблемы, связанные с любым органом государственной власти, которые инвестор может представить как действия государства в целом. Между нашими странами существует договор о поощрении и взаимной защите инвестиций, в котором предусмотрена возможность обращения в международный центр для решения инвестиционных споров. Инвестор имеет право обратиться в этот центр, решения которого, подобно решениям суда, носят обязательный характер для сторон. Соответствующие взаимные обязательства подписаны с Соединенными Штатами Америки, Германией и целым рядом других государств. Но эти договоры до сих пор не опубликованы в Украине официально. Например, что касается договоров Украины в области торговли с Россией или в рамках СНГ, то лично я знакомлюсь с ними исключительно обращаясь к российским официальным источникам. Кстати, во времена СССР все договоры, за исключением секретных, регулярно публиковались в специальных государственных изданиях. Сегодня в Украине большой проблемой является отсутствие информированности - прежде всего, тех лиц, которые принимают решения - о том, какими могут быть долгосрочные последствия их действий. Договоры, касающиеся экономики, торговли, взаимной защиты инвестиций, избежания двойного налогообложения регулярно не публикуются, хотя именно в них содержатся обязательства Украины в области экономики, инвестиций, налогообложения и т. д. Именно здесь могут возникнуть основные негативные последствия для нашего государства в том случае, если инвестор, участник внешнеэкономической деятельности либо просто субъект хозяйствования решит возместить ущерб, понесенный им в связи с незаконным действием или бездействием любого государственного чиновника, начиная с руководителя Кабинета министров и заканчивая рядовым сотрудником налоговой инспекции. Потом придется снова предпринимать огромные пожарные усилия, как в случае с американскими компаниями, что делается сейчас, в том числе на уровне комиссии «Кучма-Гор». Правда, говоря о проблеме, связанной с теми же американскими компаниями, следует быть объективными, так как в Украине действует более 900 компаний с американским капиталом, и только у девяти из них, то есть только у одной сотой, возникли серьезные проблемы, которые стали известны широкой общественности. Конечно, речь идет о том, что эти компании сочли нужным вывести свои проблемы на политический уровень. Возможно, другие компании действуют иначе, например, обращаясь в суды, а может быть, у них просто не возникало столь сложных проблем».
* * *
По имеющимся в редакции сведениям, в Палату экспертов поступило обращение компании Дженерейшен Юкрейн Инк., корпорации США и «Генерации» ЛТД, ее украинской дочерней компании по поводу спора с Киевской городской государственной администрацией. Компания выставляет свои претензии на компенсацию утраченных прибылей и ущерба, возникших из-за задержки осуществления проекта офисного дома по причине неправильных и противозаконных действий должностных лиц Киевской горадминистрации, ряда правительственных органов Украины. Общая сумма компенсации, на которую претендует компания, составляет 129 621 143 американских доллара.
Конечно, ошибочно было бы полагать, что все без исключения зарубежные инвесторы - ничего не подозревающие жертвы суровых и несправедливых украинских реалий. Вопиющая противоречивость украинского законодательства, тотальная склонность чиновников к мздоимству и наличие независимой судебной власти лишь на бумаге могли стать для кого-то открытием 5-7 лет назад. Сегодня те, кто рискует делать инвестиции в Украину, уже, по большому счету наверняка знают, на что идут. Трудно поверить, что собираясь вкладывать деньги в наше государство, иностранные инвесторы не собирают всевозможные сведения, позволяющие просчитать коммерческий риск этой затеи, а ограничиваются при сборе информации чтением украинской Конституции, декларирующей верховенство права. С другой стороны, наверное, практически невозможно просчитать, когда и в каком направлении изменится законодательство, пытающееся регламентировать вопрос иностранных инвестиций, как трудно, пожалуй, понять, почему далеко не самое богатое государство позволяет себе плевать на 500-миллионный кредит, рискуя при этом уплатить огромные суммы штрафов.
Но, увы, те, кто принимает подобные решения на самом высоком уровне, практически ничем не рискуют: они-то ничего не потеряют.