Пожалуй, ни об одном портовом комплексе не было столько написано, как о Южненском химтерминале. История его уникальна и поучительна. Он был построен еще в бытность Союза для перевалки импортных фосфоритов - сырья для производства удобрений. Но когда это немецкое творение было готово, против него восстали «зеленые». Они не дали разгрузить судно, пришедшее в порт с марокканскими фосфоритами. Хотя терминал в экологическом смысле был безупречным. После о нем напишут: это чудо техники, комплекс, не имеющий аналогов в Европе, технология, отвечающая мировым образцам, и так далее.
Не знаю, как в Европе и в мире, но в Украине ничего подобного нет. Но тем не менее он простоял законсервированным долгих девять лет. Хотя, отделившись, Украина как никогда нуждалась в поставках импортного сырья для производства удобрений. И наше правительство чуть ли ни каждый год принимало решение о закупке фосфоритов. Но увы - из-за нищенского положения этим мечтам не суждено было сбыться.
Но больше всего шума, если вы помните, было вокруг несостоявшегося партнерства с норвежской фирмой «Норск Гидро», вылившегося в скандал. Однако химтерминал, которому прочили голодную смерть после ухода норвежцев, выжил, заработал и наращивает объемы. Его хозяин - СП «Трансинвестсервис» (ТИС) стало нынче третьим по значимости и величине предприятием (после порта и припортового завода) в городе Южном. За год с лишним СП создало прилично оплачиваемые рабочие места. (Теперь здесь трудится свыше 400 человек). И превратилось в солидный источник для пополнения казны: в целом в бюджеты всех уровней в 1998 году поступило 1,5 млн. грн.
Всего 13 месяцев понадобилось коллективу ТИСа, чтобы собраться с силами после нашумевшего развода с «Норск Гидро» и воплотить наконец в жизнь идею возрождения этого уникального комплекса.
- Да вы поезжайте на терминал, - предложили мне, - посмотрите, и все увидите сами. Это недалеко, в 30 километрах от Одессы.
Адрес химтерминала - порт Южный. Хотя к порту он не имеет никакого отношения. Да и находится на приличном от него расстоянии. Общая только акватория. А так все свое: пожарная часть, очистные сооружения, связь, техника. Даже своя железнодорожная станция «Химическая». Чтобы удешевить дорожные услуги, пришлось ветку, ведущую на терминал, и саму станцию отремонтировать и тарифицировать.
- Вон там, впереди, видите сооружение желтого цвета? - показывал вице-президент СП ТИС Николай Маслов, когда мы подъезжали к Аджалыкскому лиману. - Это и есть химтерминал. Простоял девять лет - и как новый.
Взору открылась непривычная панорама. В центре виднелся огромных размеров длинный-длинный склад, от него с обеих сторон отходили к причалу две тонкие конвейерные галереи и у воды соединялись еще с одной. А в противоположную сторону тянулись одна над другой еще две галереи. Первая из них уходила высоко-высоко вверх, а вторая - вниз. И обе упирались в многоэтажное сооружение, похожее на крепость. Это была станция, куда заезжали для выгрузки и погрузки вагоны. Все было полностью закрыто.
- Везде, - пояснил Маслов, - и внутри станции, галерей, склада установлена специальная система пылеподавления, поэтому комплекс экологически чистый. Но вы в этом сами сейчас убедитесь.
В этот день перевалки не было, и меня поводили по просторным галереям, где установлены транспортерные ленты. Поразила чистота, вернее, отсутствие белого налета. На что мой «гид» - инженер ТИСа Олег Сологуб заметил: «Мы, конечно, ничего здесь специально не мыли». И если бы не огромные «терриконы» аммофоса на складе, то можно было предположить, что здесь давно никто не работал. После увиденного становится понятно, почему специалисты известной немецкой фирмы «PWX», которая построила этот современный терминал «под ключ», не могли уяснить, на каком основании «зеленые» потребовали его закрыть.
- Как же удалось запустить комплекс? - спрашиваю у Сологуба.
- Благодаря реконструкции. Терминал изначально был рассчитан только на прием импортного сырья, для закупки которого денег в стране не было. В 1996 году мы перегрузили пробную партию фосфоритов - 18 тыс. тонн, но это был всего лишь эпизод. Поэтому все понимали: оживить терминал в наше время может только экспорт. В связи с чем нам предлагали построить еще один точно такой же комплекс, который бы работал на отправку. Хотя у нас была совсем иная идея.
Инженеры ТИСа Олег Сологуб и Виталий Котвицкий, о которых говорят - из молодых, да башковитых, предложили совместить импортную линию с экспортной, то есть достроить еще одну конвейерную галерею. На этот раз в качестве инвестора-спасителя выступила фирма «Fedcominvest Monaco Sam». И если прежним партнерам эта оригинальная идея почему-то не нравилась, то новому сразу пришлась по вкусу. В сферу интересов этой фирмы, имеющей российские корни, входит торговля минудобрениями и поставки сырья для химкомбинатов, поэтому она была кровно заинтересована в скором пуске терминала. Кстати, для проектирования была приглашена та же фирма «PWX», что строила комплекс. Мне рассказывали, немцы пришли в восторг от предложенного тисовцами оригинального инженерного решения.
- Ровно через 13 месяцев с того момента, как была внесена инвестиция, у нас под погрузкой уже стоял первый теплоход, - рассказывал вице-президент СП Петр Старицкий, отвечающий за эксплуатационную работу. - Это было в мае 1998-го. Хотя полностью, под ключ, комплекс был сдан в декабре. И мы успели перегрузить за этот неполный год, учитывая сезонность в торговле удобрениями, около 400 тыс. тонн.
Объемы небольшие, но этого было достаточно, чтобы внести заметные коррективы на рынке транспортных услуг. Некоторые фирмы, торгующие российскими минудобрениями, изменили прежнему маршруту (через прибалтийские и российские порты) в угоду украинскому. Благодаря работе терминала особую привлекательность обрели и украинские производители минудобрений.
Руководство СП объясняет это просто. Услуги, которые предлагает ТИС, никто другой предложить не может. Некоторые порты перегружают удобрения тоже, но дедовскими методами. «Сегодня на Черном море, - подчеркивал Старицкий, - только химтерминал может перегружать до 10 тыс. тонн удобрений в сутки. Причем в любую погоду. Но самое главное преимущество заключается в том, что мы располагаем огромными складами, позволяющими накапливать и хранить одновременно до 90 тыс. тонн разных грузов, что очень выгодно для грузоотправителей. Сейчас достраивается еще один склад на 100 тыс. тонн. И планируется еще такой же в будущем. Я не говорю уже о том, что у нас глубина причала до 14,5 м, это позволяет заходить судам дедвейтом до 70 тыс. тонн. Работа, проведенная нами по привлечению грузопотока, показывает - интерес к нам велик».
Подтверждение тому - результаты СП. За первые месяцы работы этого года удалось достичь желаемых объемов: 120 тыс. тонн в январе. В целом же в 1999-м планируется перегрузить 1,2-1,5 млн. тонн.
Примечательно, что часть ожидаемого груза - это те тонны, которые будут переработаны на украинских химкомбинатах: Приднепровском, ривненском «Азоте», сумском ПО «Химпром», крымском ПО «Титан». У фирм, торгующих минеральными удобрениями, появился резон не везти из России через Украину готовую продукцию, так как транзит дорого обходится, а производить ее в Украине. Схема при этом простая: российское сырье (апатитовый концентрат) завозят на украинские предприятия, перерабатывают и отправляют через терминал морем в Европу, Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию.
- В апреле, - продолжает Старицкий, - мы ожидаем партию африканских фосфоритов. Да, тех самых. Для химкомбинатов в рамках государственной программы закуплено 25 тыс. тонн (план - 100 тыс.) и 25 тыс. тонн российских апатитов. Вместо традиционного маршрута по железной дороге последние будут ввезены в Украину в порядке эксперимента морским путем и перегружены через наш терминал. Такой путь короче и дешевле. И это только начало. Благодаря терминалу, способному накапливать и хранить на своих складах удобрения, у химкомбинатов появилась возможность отправлять свою продукцию на экспорт. А это создает предпосылки и для импорта.
Для комбинатов ТИС осуществляет перевалку еще одного груза - серы. Фирма «Fedcominvest» поставляет ее на ривненский «Азот», горловский «Стирол», сумской «Химпром», горно-обогатительный комбинат в Желтых Водах... Дело в том, что у ТИСа, помимо химтерминала, есть еще универсальный причал. Через него и перегружают российскую серу, которая в основном идет транзитом практически во все страны. В прошлом году было перевалено около 400 тыс. тонн.
У этого грузопотока судьба тоже весьма необычная. Украина глаз на него положила давным-давно. С идеей перегружать серу через Южный носились еще в Союзе. Потом после его развала Украина для себя определила серу как приоритетный и перспективный грузопоток. И даже «забила» его в схему развития портово-промышленного комплекса в районе Аджалыкского лимана. Помогать воплощению идеи в жизнь вызвалась старейшая американская компания «Фрипорт-МакМоран». Для этих целей было создано СП, куда вошли и российские компании, имеющие отношение к производству астраханской серы. СП даже разработало проект серного комплекса, который прошел все согласования и был признан экологами образцовым.
Однако пока англичане думу думали, как дальше вести себе в условиях падения цен на серу, ТИС взял этот грузопоток на себя вместе со своим инвестором. Фирма «Fedcominvest» вложила в грануляцию астраханской серы около 20 млн. долл. (С комовой, пылящей, развитые страны дела не имеют.) В этом году она планирует экспортировать до 2 млн. тонн. Большую часть через причал СП ТИС, в связи с чем намечено инвестировать средства в его развитие.
У ТИСа, кстати, есть территория для строительства еще одного причала. Но для этого нужны дополнительные инвестиции. Недавно на терминале побывали представители нескольких известных в мире фирм. И сегодня в стадии подписания ряд договоров с украинскими, российскими и американскими компаниями. Причем это инвестиционные проекты, рассчитанные на длительное время.