Заглавное сравнение стиля поведения расплодившихся реальных и псевдооператоров на украинском рынке газа-99 с классическими образами зачастую не лишено оснований. То ли нынешние «газовые дети» не дочитали Ильфа и Петрова, то ли забыли, чем оборачивается такой нехитрый способ зарабатывания «на сиротскую жизнь», - так или иначе, а ряды газотрейдеров в начале января насчитывали 35 компаний-претендентов на «газосбытовой» кусок в Украине. Правда, временный допуск на рынок НКРЭ выдала пока не всем претендентам. И еще меньше из них реально имеют чем торговать...
Да и российский «Газпром», похоже, имеет куда более веские причины для беспокойства в связи с Украиной, нежели традиционно несвоевременное подписание актов приема-сдачи газа за декабрь предыдущего года.
НКРЭ в роли
«сороки-воровки»
из детской считалки
Не берусь судить, сколь последовательной, а тем более беспристрастной и незаангажированной будет выглядеть «газозаслонная» политика НКРЭ (которая в этом году уполномочена вместе с Госнефтегазпромом выдавать лицензии о допуске операторов на рынок газа, контролировать соблюдение ими правил и условий работы на рынке, соответствие заявок наличию газа у трейдеров, платежную дисциплину и пр.), но начало было многообещающим. В канун «старого» Нового года НКРЭ устроила испытательный вступительный экзамен на рынке газа Украины всем, кто намеревался туда попасть в этом году. И даже «газпромовские» страсти существенно не повлияли на его результаты, т.е. на предварительные результаты этого мероприятия.
Помимо весьма содержательного пакета документов о своей деятельности и серьезности намерений (включая платежеспособность), претенденты на временный пропуск на рынок (временный, т.к. с лицензиями, как постоянным «газовым» удостоверением, НКРЭ пока не определилась) проходили еще и собеседование «с пристрастием».
Члены комиссии НКРЭ и Госнефтегазпрома спрашивали представителей претендентов на газотрейдерство, например, почему в представленных ими финансовых документах значатся немалые суммы задолженности претендента за газ еще с прошлого года? Если у экзаменуемого находились аргументированные ответы, это (задолженность) не мешало получению претендентом допуска на рынок газа-99. В качестве положительного ответа на такой вопрос, вероятно, трейдеры со стажем могли сказать, что они ликвидируют свои долги, как только украинские газопотребители с ними рассчитаются.
Наверное, у членов «газоэкзаменационной» комиссии при таких ответах хватало выдержки не спрашивать: «И когда это произойдет?» В анекдоте о студенте и профессоре-экзаменаторе это называется «вторым вопросом»...
Тем не менее, после первого собеседования в НКРЭ лицензии получила меньшая половина претендентов на газотрейдерство. Правда, многие из тех претендентов, кто не выдержал первого экзамена, оказались в числе таковых в силу собственной нерасторопности. Например, кое-кто вместо того, чтобы отправить требующиеся документы в НКРЭ и Госнефтегазпром, адресовали их одному из вышеупомянутых госорганов. И автоматически проиграли первый тур. Но были и «вчистую» провалившиеся. В результате из 35 претендентов в газотрейдеры после первого отбора допуск на рынок газа Украины в этом году получили сначала только 19 компаний.
Смешно, но первый экзамен не выдержало и газоторговое подразделение НАКа «Нефтегаз Украины» - Торговый дом «Газ Украины». Впрочем, скоро и он «исправился» и получил обязательный допуск на рынок газа. А договор под №1, который в обязательном порядке заключает Госнефтегазпром с допущенным на рынок газа трейдером, подписан с торгово-энергетической компанией «Итера-Украина».
Между тем каждое относительно платежеспособное предприятие Украины, потребляющее сравнительно большие объемы газа за год, уже несколько месяцев подвергается нашествию «газотрейдеров». Чуть ли не ежедневно им предлагают 3-5-10 млрд. кубометров газа. Если просуммировать такие «предложения» газа в масштабах страны, то, наверное, получится, что в Украине «бродит» объем газа, достаточный для годового обеспечения всей Европы. Поэтому-то и называют сегодня газотрейдеров «детьми лейтенанта Шмидта». И небезосновательно.
Не стану утверждать, что большинство из 35 изначально заявивших о себе претендентов в газотрейдеры, мягко говоря, выдавали желаемое за действительное. Во всяком случае, уже к началу первого «экзамена» для претендентов в газотрейдеры было доподлинно известно, что российский «коммерческий» газ в Украину направлен корпорацией Itera International едва ли половине из тех, кто заявлял, что будет импортировать в Украину российский газ. В этом легко убедиться, если сравнить список 35 претендентов со списком компаний, которые гарантированно получают российский газ через корпорацию Itera. Во всяком случае, в январе (см. таблицу 1). Из незаявленных газотрейдеров российский газ в январе адресован также фирме CEVL (50 млн. куб. м) и концерну «Стирол» (200 млн. куб. м). Вполне возможно, что в феврале, когда будут подписаны акты о реальном потреблении газа и все «газовые» контракты, окажется, что за газ «получили» и те компании, которые не указаны в этом списке. В этом в общем-то не будет ничего сверхестественного хотя бы потому, что речь идет о коммерческом импортном газе. А коммерция испокон веков - такая штука, что как в конце концов договорятся, так и будет. Мы об этом сможем узнать в феврале.
Пищу для размышлений дает, на мой взгляд, также и приводимый перечень компаний, которые претендовали на трейдерство от газа год назад (их заявилось 26), если сравнивать его с куда более скромным списком компаний, которые реально располагали российским газом в январе 1998 года (см. таблицу 2). Впрочем, тенденция сохраняется. И к концу года, как правило, из первоначальных претендентов газом располагает едва ли не треть январских трейдеров.
С учетом представленной в таблице 1 информации, потребители газа в Украине еще успеют, надеюсь, заключить (или расторгнуть) контракты на закупку газа с реальными, а не лжегазотрейдерами. Если захотят, то успеют, так как акты о купле-продаже газа традиционно подписываются в начале месяца, следующего за периодом реальной реализации газа. Не проморгайте, господа! И не забудьте, что теперь в контрактах даже на закупку импортного газа само упоминание «долларового эквивалента» запрещено. В этой ситуации приготовьтесь к тому, что газотрейдеры из числа импортеров газа ( см. таблицу 1 ) станут уговаривать вас согласиться на некий компенсационный компромисс. Газотрейдеры вполне резонно станут требовать от вас если не 100% предоплаты, то аккуратной оплаты газа по факту его поставки. Ежели вы заведомо знаете, что такие условия не сможете выполнить, у вас - т.е. у газопотребителей - есть два выхода: согласиться на оговорку о штрафах, пене и т.п. - в случае несвоевременной оплаты газопоставок; либо стоит приготовиться к тому, чтобы под различными предлогами морочить газотрейдеров. Желаю удачи!
Вышесказанное касалось ресурсов газа, условно говоря, трех видов: газа отечественной добычи (в лучшем случае, это около 18 млрд. кубометров за год); «газпромовской» газотоварной платы за транзит через Украину в 1999 году (в зависимости от объемов экспорта российский «Газпром» должен будет «заплатить» газотранспортному подразделению НАКа «Нефтегаз Украины» 25-30 млрд. кубометров из расчета 50 долл. за 1000 кубометров газа); и так называемый коммерческий российский газ (соглашением с «Газпромом» запланирована на 1999 год поставка 25 млрд. кубометров газа для реализации в Украине негосударственными газотрейдерами).
Однако, как уже сообщили информагентства, в январе в Украину поставлено около 1 млрд. кубометров туркменского газа. Получатель - НАК «Нефтегаз Украины».
Сколько стоит
в Украине туркменский газ?
И еще вопрос: кто возьмется этот туркменский газ «пристраивать» украинским потребителям и кто за это все заплатит?..
До сих пор вразумительного ответа на эти вопросы мне услышать не довелось. Посему считаю уместной следующую версию.
В ходе декабрьского (1998 года) рабочего (а не как прежде - официального) визита Президента Украины в Туркменистан было подписано украино-туркменское соглашение о поставке в 1999 году в Украину 20 млрд. кубометров газа. Туркменистан согласился продать Украине (в лице НАКа «Нефтегаз Украины») этот объем по цене 36 долл. за 1000 кубометров газа.
Сапармурат Ниязов даже публично объявил о том, что «дал
команду», а значит туркменский газ в конце декабря 1998 года уже «пошел» в адрес Украины.
Газ-то, может, и пошел, но было бы наивно ожидать на украинско-российской границе появления газа именно «туркменского гражданства». Сугубо технологические причины диктуют необходимость «замещения» газа, поступающего из Туркмении в адрес Украины.
Если бы многие члены правления теперь уже «упраздненного» «Укргазпрома» не подали заявления об отставке, то даже в отсутствие главы НАКа было бы кому подтвердить, что газотранспортники традиционно используют самый логичный и традиционный способ транспортировки газа по вышеуказанной схеме - «замещение объемов газа». Это именно та схема «транзита», которую в ходе декабрьского визита Л.Кучмы в Ашгабад «обозвали» так: «газом за газ». Логика понятна: трем транзитным странам (т.е. уполномоченным газотранзитным компаниям в Узбекистане, Киргизии, РФ) оператор транзита обеспечит оплату доставки туркменского газа в Украину. Вернее, попутно «захватит» на экспорт и их газ.
В ходе ашгабадского визита Л.Кучмы публично заявлялось, что оплату Туркменистану и все транзитные расходы возьмет на себя «Нефтегаз Украины». Но, увы (или к счастью, только кого?!), этого, похоже, не произойдет. Произойдет, возможно, худшее - для Украины. И вот почему.
Не станем теперь вдаваться в подробности украино-туркменского «газового» соглашения на 1999 год (описанные в последнем прошлогоднем выпуске «ЗН» - от 30 декабря 1998 г.). Из непубличной, но документальной зафиксированной в украино-туркменском соглашении о поставках газа в 1999 году информации любопытными представляются несколько пунктов.
Итак, контракт №170/98 купли-продажи природного газа от 23 декабря 1998 года. Пункт 5.2.:
«Оплата стоимости транзита туркменского газа до конечных потребителей осуществляется покупателем». (Заметим, что по тексту вышеназванного соглашения покупателем значится НАК «Нефтегаз Украины»).
Но еще более непубличным (ибо всех уверили, что ни о каких гарантиях, тем более о госгарантиях Украины, речь даже не шла) откровением, по-видимому, является пункт 6.2. указанного контракта. В нем речь идет о том, чего (по публичной версии) Украине удалось избежать.
На самом же деле в этом контракте черным по белому было написано о ежемесячной (?!) гарантии Украины через банковский зачет. Видимо, логично предположить в этой связи, что за соблюдение обязательности помесячной оплаты туркменского газа ответственность несет НАК. А кто же выступит гарантом обязательности НАКа?! Ведь это хоть и акционерная, но пока госкомпания. Или этот пункт контракта уже выбросили?!
Но все вышесказанное, как говорится, это только «цветочки». «Ягодки», похоже, не стали дожидаться тепла... Потому что российский «Газпром» не стал подписывать прямой «газотранзитный» контракт с НАКом «Нефтегаз Украины». И плевать ему с «кремлевской горки» на очередное украино-туркменское «газовое» соглашение на 1999 год. Вероятно, это вовсе не в русле стратегии российского «Газпрома». Тем более, что все «газотрейдерские страсти» отданы, похоже, «Газпромом» на откуп корпорации Itera International.
Именно эта компания «выкупила» транзитные мощности газомагистралей, в т.ч. и в России. Наверное, «Газпрому» это выгодно... Так или иначе, но даже после отказа Туркменбаши от проектов СП «Туркменросгаза» (оператором которых была в 1996 году именно корпорация Itera International), никого, кроме корпорации Itera, - к «газотранзиту», что называется, не подпустили.
Уж не знаю, то ли памятуя деятельность «Республики» в 1994-1995 годах на межгосударственном уровне, то ли еще что, но судя по всему «Газпром» не стал подписывать газотранзитный контракт с хотя и акционерной, но пока на 100% госкомпанией «Нефтегаз Украины». Транзитную доставку туркменского газа до границы Украины обеспечит... Itera International. Она будет покупать туркменский газ у НАКа на турменско-узбекской границе по 36 долл. за 1000 кубометров. А затем ему же (НАКу) продаст «тот же туркменский» газ на украино-российской границе. Только стоить он будет для НАКа уже почти вдвое дороже...
Но за НАКом остаются гарантии оплаты туркменского газа. Из 20 млрд. кубометров туркменского газа в Украину за год поступит... 10 млрд. (ну может, 11-12). Такая вот, приблизительно, арифметика...
В итоге «газовая» ситуация, возможно, будет таковой: российский газ будет предлагаться украинским трейдерам и газопотребителям по цене 40-65 долл., а туркменский - по цене не менее 70-72 долл. за 1000 кубометров (без учета транспортировки по территории Украины).
К слову, Минэкономики и Минюст уже утвердили цену газа и его транспортировки по территории Украины, («ЗН» сообщало об этом в №2 от 12 января 1999 года). Причем, «туркменский» газ по наивысшей в Украине цене должен будет реализовать НАК (через Торговый дом «Газ Украины»). И своевременно оплатить его стоимость. Как-никак предусмотрена обязательность гарантии оплаты. Да и сам «Нефтегаз Украины» хотя и значится как акционерная компания (НАК), но первая буква из этой аббревиатуры пока еще расшифровывается как «государственная» - синоним слова «национальная».
Но было бы полдела для НАКа - продать в Украине недешевый туркменский газ. Куда более сложной задачей для «Нефтегаза Украины» может оказаться выполнение украино-российского соглашения о товарном покрытии в 1999 году «газового» долга Украины на сумму
1 млрд. долл.
Товарный миллиард
в Россию...
В одном из своих комментариев (на телеграммы «Газпрома» от 10 января) глава НАКа Игорь Бакай упомянул, что Рэм Вяхирев, похоже, публично выразил недовольство насчет того, что правительство РФ днем раньше согласилось на украинский «товарный миллиард». Якобы не спросив согласия у «Газпрома», И.Бакай предположил, что Рэм Иванович просто не хочет такого зачета долгов Украины и, мол, намерен НАКу и Украине вообще ставить палки в колеса.
Отчасти эта версия небезосновательна. Но, скорее всего, «Газпрому» незачем противиться тому, что и так весьма непросто будет сделать НАКу при реальном наполнении «товарного миллиарда» в счет долга за российский газ.
Даже если НАК умудрится найти в Украине все товары, которые должен поставить в РФ в оплату «газовых» долгов (что сделать непросто), даже если он сможет и успеет организовать их своевременную отправку (что еще сложнее), - это еще ничего не будет значить. И вот почему.
9 января правительство России приняло постановление №29 с весьма многосложным названием - «О финансировании в 1999 году расходов федерального бюджета по оплате продовольствия и материально-технических ресурсов, поставленных из Украины для нужд федеральных органов исполнительной власти и иных получателей средств федерального бюджета в счет погашения задолженности за поставки российского газа».
Формально это постановление правительства РФ узаконивает товарный принцип погашения Украиной долга, который зафиксирован в межправительственном протоколе 3 ноября 1998 года.
Неформально оно констатирует масштабность прежде утвердившейся системы так называемого федерального налогового освобождения (казначейского налогового освобождения). Этот метод уже несколько лет вполне успешно присутствовал в российско-украинских «газотоварных» взаимоотношениях. Ярчайшим его воплощением была газорасчетная деятельность таких оптовых импортеров российского газа (в 1996-1997 гг.), как ПФК «ЕЭСУ», ЗАО «Интергаз», ТЭК «Итера-Украина». В той или иной мере эти и другие (более мелкие по тем временам) газотрейдеры участвовали в товарных «газозачетных» федерально-региональных схемах с РФ, вплоть до поставок самолетов Минобороны РФ...
Еще с тех пор россиянам известно, что импортеры их газа в Украину так и норовили «накрутить» цену на поставляемый ими в оплату газа товар. И не однажды в этой связи возникали скандалы и в Украину сыпались предупредительные телеграммы из «Газпрома»...
Зная все это с «товарным миллиардом» на этот год правительство РФ подстраховалось капитально. Пункт 5 вышеназванного постановления правительства РФ однозначно гласит, что:
«закупка продовольствия осуществляется по ценам не выше цен производителей, сложившихся на российском рынке на момент поставки продовольствия. При этом предельный уровень цен утверждается ежемесячно Минэкономики РФ и Минфином РФ;
закупка материально-технических ресурсов осуществляется по договорным ценам, не превышающим цены на аналогичные товары, произведенные в РФ».
Коль скоро речь идет о материально-технических ресурсах (а это, в частности, товары, производимые энергоемкими предприятиями Украины, которые и являются основными потребителями российского газа), думаю, уместно будет напомнить весьма существенную деталь. Цена коммерческого российского газа в Украине на этот год официально не рекламируется. Но нетрудно догадаться, что «Газпром», хотя и согласится установить ее ниже цены «туркменского» газа в Украине (а это не менее 70-72 долл. за 1000 кубометров), дабы привлечь газотрейдеров Украины к реализации именно российского газа, но не станет опускать ее намного ниже 50 долл. за 1000 кубометров - такова расчетная цена газа, поставляемого «Газпромом» в Украину в 1999 году в качестве оплаты транзитных услуг НАКа «Нефтегаз Украины».
Так или иначе, но «Газпром» постарается (даже с учетом его лояльности к некоторым газотрейдерам в Украине) не опускать среднюю экспортную цену на свой газ ниже 40-45 долл. за 1000 кубометров. Это значит, что промышленные предприятия Украины, которые направят свою продукцию в РФ в счет «товарного миллиарда», изначально заложат в цену своего энергоемкого товара ту же цену за газ. Это в лучшем случае.
Теперь вспомним, что госграница между Украиной и Россией появилась не так уж давно. Во всяком случае, вряд ли за прошедшие семь лет промышленные предприятия обоих государств кардинально успели изменить прежнюю советскую и очень энергозатратную технологию. А это значит, что при сравнительно равных затратах на производство и схожих технологиях себестоимость производимой продукции (особенно, в энергоемких производствах) зависит во многом от цены энергоносителей.
В прошлом году в Украине формально значилась цена на российский газ в 80 долл. за 1000 кубометров газа (правда, выгодным газопотребителям газотрейдеры снижали цену чуть ли не в 2-2,5 раза, но сие все равно не спасало отечественных товаропроизводителей). И даже если неформально украинские газопотребители получали газ дешевле 80 долл., вряд ли они могли массово рассчитывать на «газовую фору». Для российских же предприятий цена газа не превышает
16-20 долл. за 1000 кубометров.
Практически это значит, что изначально себестоимость украинских энергоемких товаров окажется в 2-3 раза выше, чем цена аналогичных российских - за счет цены энергосоставляющей. К тому же, даже в условиях нынешнего финансово-экономического кризиса в РФ, цена многих российских товаров, например, сельскохозяйственных, в 2-3 раза ниже, чем аналогичных украинских.
Теперь вспомним, что россияне зачтут в «товарный миллиард» Украины материально-технические ресурсы по ценам российского рынка.
С учетом вышесказанного вряд ли уместно предполагать, что Р.Вяхирев распереживался насчет «не согласованного с ним товарного миллиарда». В этой связи, вероятно, стоит посочувствовать украинским предприятиям, которые будут рассчитываться своей продукций с НАКом «Нефтегаз Украины» в счет наполнения «товарного миллиарда». Если в вышеописанную схему зачета не вмешается субъективно-политический фактор, украинцам (в лице НАКа или еще кого) предстоит приложить недюжинные усилия, проявить максимум коммерческой смекалки и изворотливости, дабы в результате не пришлось в зачет «товарного миллиарда» вернуть россиянам товары, которые обойдутся украинским производителям на практике в 2-3 млрд. долл.
«Газо-
товарно-зачетная» арифметика
А тем временем, по словам главы НАКа Игоря Бакая, «Нефтегаз Украины» начал выплачивать прошлогодние долги российскому «Газпрому». То ли шум, поднятый телеграммами Р.Вяхирева, то ли куда более объективные обстоятельства, или же оба эти фактора вместе, но, вероятно, все же способствовали тому, что за 20 дней января «Нефтегаз Украины» перечислил РАО «Газпром» 7 млн. долларов в счет оплаты за газ. И, как сообщил журналистам председатель правления НАК «Нефтегаз Украины», на 20 января долг Украины за потребленный газ сократился на 28 млн. долл. за счет поставок украинской продукции. Словом, наполнение «товарного миллиарда» началось. Украинская сторона начала отправки товаров в адрес Минобороны РФ, министерств по чрезвычайным ситуациям и юстиции РФ.
И.Бакай напомнил, что, согласно протоколу, подписанному правительствами Украины и Российской Федерации, долги Украины за потребленный газ в 1998 году в объеме 360 млн. долларов реструктуризированы на срок от полугода до года. А общая сумма долгов украинских государственных и негосударственных организаций перед российским «Газпромом» за использованный в 1998 году природный газ достигла 1 млрд. 83,3 млн. долл. Долги бывшего «Укргазпрома» (вошедшего в НАК) без учета пени составляют 735,5 млн. долл. из вышеназванной суммы. Вопрос о признании пени и конкретной ее суммы украинской и российской сторонами безуспешно обсуждается, если не ошибаюсь, более трех лет.
Не менее безуспешными оказывались пока и попытки работников нефтегазовой отрасли Украины добиться выплаты им зарплаты за несколько месяцев. Во вторник трудовые коллективы «Укрнафти» и бывшего «Укргазпрома» грозились провести предупредительную забастовку протеста в связи с невыплатами зарплаты. О намерении участвовать в этой акции заявили около 30 тысяч работников отрасли. Федерация профсоюзов Украины устами своей пресс-службы сообщала, что «протестанты» требуют от руководителей отраслевых предприятий восстановить в феврале 1999 года своевременную выплату текущей зарплаты в полном объеме, принять меры по погашению задолженности по зарплате.
От руководителей местных советов участники акции требовали предусмотреть в бюджетах всех районов на 1999 год средства на возмещение отраслевым предприятиям льгот и субсидий, установленных за потребленный газ. А от Верховной Рады и Кабмина - прекратить действия, которые, по их мнению, целенаправленно ведут к развалу отечественной нефтегазодобывающей отрасли; требовали также ускорить реструктуризацию отрасли, восстановить отнесение затрат на бурение и обустройство нефтегазоносных месторождений на себестоимость энергоносителей.
Зарплату работникам нефтегазовой отрасли со временем, наверное, выплатят. А вот на выполнение остальных их требований надежды, похоже, маловато.
Тем временем
украинский премьер уповает на «газовые» аукционы
Валерий Пустовойтенко поручил Минэкономики и Минфину разработать механизм, позволяющий привлечь покупателей на аукционы по продаже газа украинским потребителям. Сие обстоятельство - логичный ход правительства в ряду очередных попыток сделать (похоже, административным путем) наиболее актуальной именно аукционную форму реализации газа. Увы, вопреки желанию Кабмина до сих пор эта затея на украинском рынке газа не прижилась. И шестой по счету «газовый» аукцион недавно, как и прежние, закончился едва ли не безуспешно. Из 2 млрд. кубометров в ходе этого аукциона было продано немногим более 5 млн. кубометров газа (менее 3% от объема предложения). Газ приобрели семь небюджетных компаний, сообщило агентство «Интерфакс-Украина». Коммунально-бытовые потребители и бюджетные организации и в этом аукционе не участвовали. Хотя для потребителей этой категории стартовая цена 1000 кубометров газа, предлагаемого компанией «Укргаздобыча», составляла 30-31 долл., в то время как для промышленных предприятий и предпринимательских структур - 40,5 долл.
Цена импортного газа, предлагаемого Торговым домом «Газ Украины» (подразделение НАКа) была установлена в 50-50,5 долл. за 1000 кубометров. Цена продажи газа составила 139,58 грн. за 1000 кубометров (по действующему официальному курсу - 40,7 долл.).
По итогам прошлогодних пяти аукционов было продано всего 27,5 млн. кубометров газа (что составило 0,6% из предложенных 4 750 млн. кубометров газа) по средней цене 39,2 долл. за 1000 кубометров.
По сути непопулярность аукционной формы закупки газа для нужд бюджетников только свидетельствует о том, что пока можно не платить деньгами, до тех пор платить и не будут, используя векселя, бартерный обмен и прочее.
Для промышленности же непопулярность аукционов по продаже газа объясняется еще и тем, что негосударственные газотрейдеры по прямым (зачастую - бартерным же) контрактам с покупателями газа в Украине предлагают товар дешевле и в кредит, нежели с аукциона. И пока существует такое положение, весьма маловероятно, что вышеназванное поручение премьера о разработке механизма закупки газа на аукционах, в том числе для нужд организаций, финансируемых из бюджета, может быть выполнено, если только не прибегать к жесткой административной «обязаловке» или очередным «полевым учениям»...