Европейский Союз представил свою альтернативу китайской инициативе «Пояс и путь» — инвестиционную программу на 3 трлн долл. и 3 тысячи проектов, которая, по утверждению Еврокомиссии, создаст «связи, а не зависимости». Официальная цель программы ЕС, получившей название Global Gateway, — помочь поддержать глобальное восстановление за счет мобилизации инвестиций в цифровые сети, сети экологически чистой энергии и транспорта, а также способствовать развитию систем здравоохранения, образования и исследований во всем мире. По оценкам Всемирного банка, до пандемии страны с низким и средним уровнями доходов уже столкнулись с дефицитом инвестиций в инфраструктуру на сумму 2,7 трлн долл. В рамках «Глобального шлюза», а именно так переводится Global Gateway, в мировую экономику будет вложено 340 млрд долл., но на условиях, которые отличаются от китайского проекта. Аллегория со шлюзом, которую, возможно, неосознанно использовали европейские стратеги, более чем уместна.
Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что этот план предлагает «настоящую альтернативу» глобальной инфраструктурной программе Китая, которую обвиняют в обременении некоторых стран огромными долгами. Фон дер Ляйен отметила, что странам «необходимы более качественные и разнообразные предложения» финансирования и что план ЕС, предполагающий инвестиции на протяжении следующих шести лет, не приведет к созданию «неприемлемых уровней долга» в странах-партнерах. Ведь Китай вложил миллиарды долларов в строительство автомобильных и железных дорог, а также портов во всем мире, чтобы наладить новые торговые связи и дипломатические отношения. По данным американского Совета по международным отношениям, по состоянию на март 2021 года к инициативе Пекина присоединились 139 стран, на которые приходится 40% мирового ВВП.
Европейская альтернатива китайскому «Поясу и пути» будет финансироваться за счет грантов в размере 20 млрд долл. и инвестиций в размере 317 млрд долл. со стороны государств-членов, их банков развития, частного сектора и финансовых органов ЕС, включая Европейский инвестиционный банк. Можно ожидать, что Евросоюз в рамках проекта Global Gateway будет инвестировать в прокладывание оптоволоконных кабелей, спутниковую связь и облачную инфраструктуру, чтобы способствовать глобальному сотрудничеству, обмену данными и развитию искусственного интеллекта.
ЕС планирует распространить свои энергетические системы на страны «Глобального шлюза», перейти на возобновляемые источники энергии и сотрудничать с другими странами для увеличения производства водорода из возобновляемых источников (2,7 млрд долл. в виде грантов странам Африки на юг от Сахары и 1,2 млрд долл. Северной Африке для увеличения производства возобновляемой энергии и повышения энергоэффективности), интегрировав их в европейскую систему. Это поможет устранить барьеры для международной торговли водородом.
Некоторым вызовом инициативе Китая является то, что ЕС также будет инвестировать в транспортную инфраструктуру (в том числе в дороги, порты и аэропорты), чтобы помочь развивающимся странам диверсифицировать их цепочки поставок. Планируется освоить 5,2 млрд долл. на развитие устойчивых транспортных связей, включая создание транссредиземноморской сети, соединяющей страны Северной Африки с ЕС. Евросоюз продолжит инвестировать в расширение онлайн-обучения, предлагая молодым специалистам возможность переехать в Европу для работы или обучения, а также вложит дополнительно 453 млн долл. в программу обмена Erasmus+.
По мнению Джонатана Голслага, известного в Украине своим бестселлером «Сила рая. Как Европа может оставаться впереди в азиатском столетии», Global Gateway базируется на несколько наивном взгляде на геоэкономику. Ведь китайский «шелковый путь» стал результатом того, что Пекин заработал сотни миллиардов долларов на торговле с Западом, и на фоне положительного сальдо торгового баланса Китая в размере 600 млрд долл. в год с западными странами 70 млрд долл. в год, выделенных на ежегодную реализацию Global Gateway, выглядят недостаточно убедительными. Кроме того, китайский «Пояс и путь» не только учитывает изменения в глобальных производственных цепочках, но даже формирует запрос на них, отражая доминирующее положение Китая. Таким образом, ЕС будет проигрывать, а Китай и в дальнейшем будет впереди, пока Европа не начнет работать над созданием собственной новой индустрии.
Кроме того, большая группа развивающихся стран в действительности не ожидает демократической повестки дня в рамках Global Gateway, ведь в новом мировом порядке страны больше всего стремятся к автономии. И даже если их заинтересует перспектива воспользоваться европейскими кредитами, это не помешает одновременному заключению соглашений с другими игроками — тем же Китаем, США или Турцией. Европейские эксперты отмечают: «Развивающиеся страны могут забрать наши деньги, но не ценности и правила».
Формально задекларированная цель Global Gateway — дать государствам-членам и компаниям стимул делать больше. Но в чем? И с кем? Действительно ли это отвечает потребностям европейского бизнеса? Ведь уже сегодня европейские компании активно работают с китайцами: китайские подрядчики берут на себя тяжелую работу, тогда как европейские фирмы пока зарабатывают больше денег на своих ноу-хау. Дж. Голслаг отмечает: для того чтобы Global Gateway не стал тупиковым проектом, он должен занять свою нишу в калейдоскопе других глобальных проектов — «зеленого курса», проектов по обеспечению поставок важных полезных ископаемых, «открытой стратегической автономии».
Курс на «открытую стратегическую автономию», когда «ЕС действует вместе с другими партнерами на многосторонней или двусторонней основе, где это возможно, но при этом действует автономно везде, где надо, отстаивая ценности и интересы ЕС», имеет целью внедрить нормы и регуляторные акты для влияния на характер реализации внутренней и внешней политики, чтобы содействовать в торговой, финансовой, инвестиционной, технологической и других сферах европейским компаниям. Это, конечно, может не понравиться компаниям в странах — адресатах воплощения проекта Global Gateway.
Кроме того, «Глобальный шлюз» сработает лишь в том случае, если, кроме инфраструктурных условий, будут созданы и соответствующие финансовые инструменты. Ведь на протяжении многих лет среди западных стран усиливается обеспокоенность дисбалансом в системе экспортных кредитов. Экспортно-импортный банк США (US Exim) раньше выступал против поддержки, оказываемой, в частности, правительством Китая, отмечая, что КНР коренным образом меняет характер конкуренции в свою пользу. Согласно одному из последних отчетов US Exim, средне- и долгосрочная экспортная кредитная деятельность Китая с 2015-го по 2019 год составляла не менее 90% объема помощи, предоставленной всеми странами G7, вместе взятыми. Описывая свою стратегию экспортного кредитования, Еврокомиссия четко дала понять, что хочет защитить европейских экспортеров и помочь им конкурировать с компаниями во всем мире.
В основе проблемы лежит обеспокоенность тем, что не только Китай, но и другие страны, которые не являются участниками Соглашения ОЭСР, подписанного в 1978 году и регулирующего использование официальных экспортных кредитов (процентные ставки и условия погашения — условия, которые предлагают экспортно-кредитные агентства, ЭКА), могут оказывать давление на страны, подписавшие «джентльменское» соглашение.
Еврокомиссия заявила, что обдумывает запуск новой экспортной кредитной линии Евросоюза в рамках более широких планов предоставления помощи отечественным экспортерам в борьбе с глобальными конкурентами. Идея нового механизма нашла свое отображение и в обзоре торговой стратегии ЕС.
Чтобы обеспечить равные условия для компаний из ЕС на рынках третьих стран, где им приходится все больше конкурировать с финансовой поддержкой, которую иностранные конкуренты получают от своих правительств, ЕК в большей степени склоняется к новому механизму поддержки экспортеров, который будет включать «новую экспортную кредитную линию ЕС» (НЭКЛ ЕС) и улучшенную координацию финансовых инструментов ЕС.
Эта новая линия будет работать как дополнение к существующим национальным кредитным агентствам, параллельно с ними. В государствах-членах, имеющих сейчас свои ЭКА, механизм Евросоюза будет поддерживать трансакции, которые выходят за пределы их возможностей и, среди прочего, будут направлены на реализацию масштабных инфраструктурных проектов. Еврокомиссия отмечает, что для стран с ограниченным предложением экспортных кредитов эта возможность поможет экспортерам, которым иначе было бы сложно найти поддержку.
Винко Дэвид, генеральный секретарь Бернского союза, объединяющего все ЭКА, отмечает, что на нынешнем этапе непонятно, будет ли новый механизм, если он будет создан, обеспечивать экспортное страхование или экспортное финансирование либо будет сочетать и то, и другое. Важно отметить, что на сегодняшний день между ЭКA в ЕС уже существуют соглашения о сотрудничестве и перестраховании, поэтому сфера применения НЭКЛ ЕС еще уточняется. Но уже ясно, что новая экспортная кредитная линия Евросоюза будет ориентирована на реализацию инфраструктурных решений в рамках Global Gateway.
В любом случае ЕС пытается скопировать путь Китая в создании комбинированного логистико-инфраструктурно-технологического подхода к построению цепочек создания добавленной стоимости, контролируемых европейскими компаниями. При всем скепсисе экспертов напомним, что и в ранние времена в средневековье тот, кто контролировал торговый путь, заказывал музыку и снимал сливки. Лучше позже, чем никогда.