Все вопросы к НБУ

Поделиться
Все вопросы к НБУ
Новый виток роста цен на нефтепродукты поверг в депрессию не только автомобилистов, но и владельцев АЗС. Проблемы первых прекрасно ощущают вторые, фиксируя рекордное падение продаж.

Новый виток роста цен на нефтепродукты поверг в депрессию не только автомобилистов, но и владельцев АЗС. Проблемы первых прекрасно ощущают вторые, фиксируя рекордное падение продаж. Единственный позитив, который еще остается, это наличие топлива как такового, с чем также намечались сложности. Какие прогнозы? Спросите у НБУ.

Новый девальвационный виток не заставил долго ждать реакции топливного рынка. Первые пару дней 20–30-копеечное сползание курса еще как-то "проглотили". Переступать психологический барьер в 16 грн/л за А-95 торговцам качественным товаром не хотелось точно так же, как переходить через
15 грн/л поставщикам топлива местного и не всегда лучшего разлива. "Лучше потерять в прибыли, чем потерять продажи", - пояснял один из трейдеров. Но когда суммарно в курсе нарисовалась дополнительная гривня, и он перевалил за 13, все "забобоны" рухнули. Дополнительную гривню за пару-тройку дней пририсовали трейдеры как первого, так и второго типа.

Удивляться особо нечему, поскольку в Украине цена нефтепродуктов на 90% состоит из валютных частей. Около 55% стоимости приходится на цену закупки на границе (85% топлива у нас составляет импорт), еще до 35% занимают налоги, установленные в евро (акциз). Понимая, что завтра придется закупать валюту на межбанке по новому курсу, поставщик вынужден искать дополнительные ресурсы для новой поставки. Иными словами, повышать цены.

Необходимо также отметить, что и без девальвационного давления рынок нефтепродуктов находился в очень напряженной ситуации. В конце июля вновь обострилась проблема с поставками бензина из Беларуси, а это почти 50% украинского рынка. Данные сюрпризы таковыми уже не являются, поскольку в прошлом году ситуация была аналогичной. Причина та же: ресурсы белорусских НПЗ начинают высасывать россияне, которые никак не научатся балансировать свой рынок, несмотря на ручное управление.

Уже года четыре как в мае-июле россияне фактически осаждают белорусов, заставляя выгружать весь бензин на восток. В прошлом году дошло до того, что экспорт белорусского бензина приходилось согласовывать с российским минэнерго. В конце минувшего июля госэкспортер "Белорусская нефтяная компания" (БНК) известила украинских контрагентов, что выполнить обязательства по поставкам в августе не сможет. "Обещают наверстать зимой", - "юморит" один из трейдеров.

Избежать нехватки в разгар сезона удалось без особой паники. Часть белорусского портфеля перекочевала литовской "Орлен Летува". Также поднажали трейдеры в морских портах Украины. Но самое главное, что помог рынку… кризис. Начиная с мая продажи бензина в стране упали на 20%. Это значит, что вместо прошлогодних 360 тыс. т в этом августе понадобится около
290 тыс. т бензина, а учитывая новый ценовой скачок, и того меньше. Отмечу, что по дизельному топливу вопросов не возникло вообще, так как этот продукт в России не востребован.

К слову, белорусы в итоге несколько реабилитировались. На днях стало известно, что БНК закупила 15 тыс. т бензина на балтийском рынке для замещения выпавших объемов по Украине. От белорусов такого шага ждали давно, но, как известно, лучше позже, чем никогда. БНК также анонсировала строительство на Мозырском НПЗ дополнительных резервуаров для накопления топлива на период плановых ремонтов.

Обменник в помощь

Безусловно, основное внимание приковано к ценам. Новое слово (читай - цена) в истории украинского рынка - 17 грн/л на бензин и гривней меньше на ДТ - сначала повергает в шок, а потом в уныние. "Продажи сразу упали на 10%", - рассказал руководитель крупной сети заправок.

Насколько объективна такая цена? Как показывает статистика, в 2013 г. средняя цена бензина А-95 составила 1,01 евро/л, в январе-августе 2014 г. - 0,91 евро/л. По дизтопливу такое сравнение выглядит как 0,92 евро/л в прошлом году против 0,86 евро/л в этом, несмотря на то, что в апреле был вдвое увеличен акцизный сбор.

Обратим внимание также на тот факт, что котировки нефтепродуктов на внешнем рынке по сравнению с прошлым годом фактически не изменились. Очевидно, что падение цен в валютном эквиваленте на фоне сохранения закупочных цен, акцизов на бензин и повышения акциза на ДТ означает сокращение маржи владельцев АЗС.

Прошлый год действительно был удачным для рынка, но события этого года говорят о синусоидальном характере этого успеха. Хорошие результаты создавали предпосылки для инвестиционного рывка в
2014 г. Однако вместо этого сегодня имеем лишь завершение ранее начатых объектов, косметические ремонты вместо строительства и замороженные перспективы.

Какие перспективы изменения цен? Этот вопрос с недавнего времени необходимо переадресовывать Национальному банку Украины, хотя его главе Валерии Гонтаревой пока не удалось произвести впечатление в чем-то уверенного человека.

"Цена будет полностью зависеть от курса, как только снизится, мы уйдем вниз, торговать по таким ценам невозможно!" - заверяет глава крупной сети. Опрошенные трейдеры питают надежды, что в ближайшее время курс доллара вернется к отметке 12 грн, так как, по их данным, этот скачок был искусственным, организованным "под заход" крупной суммы по экспортным аграрным контрактам. Как будет на самом деле, скоро увидим. Так что все внимание на обменные пункты.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме