Ужас пойдет на спад

Поделиться
Ужас пойдет на спад
Накануне Пасхи валютный курс пошел вниз, потеряв пару гривен за пару дней. Многие начали выдыхать. Однако, помимо самого значения курса, важны стабильность, прогнозируемость и уверенность. С этим пока тяжело. Как нет и уверенности в стабильности цен на нефть, которые в апреле напомнили о своем умении расти.

Иначе как ужасом цены на украинских бензоколонках назвать нельзя. Даже те, кто профессионально работает в этой отрасли, спокойно на это смотреть не могут. Если потребитель за последние пару недель увидел 13, 14, 15 грн за литр бензина А-95, то у оптовиков перед глазами пронеслись доселе невиданные 17, 18 и 20 тыс. грн за тонну.

Штурмует новые высоты и дизельное топливо, которому дополнительный стимул к росту придало повышение с апреля вдвое ставок акцизного сбора. Причина по-прежнему одна - девальвационная, бьющая прямой наводкой по импорту. Но сейчас всех больше интересует другой вопрос: вернутся ли цены на прежний уровень, если ситуация на валютном рынке изменится, т.е. стабилизируется?

"Мы перестали поставлять после того, как доллар перевалил через 12 грн, - говорит один из небольших оптовых трейдеров. - Но еще раньше, когда цена на солярку достигла 13 грн/л, перестали покупать аграрии".

В условиях валютного ралли работа продавцов импортного топлива потеряла смысл: при продаже с неплохой гривневой маржой ее впоследствии не хватало даже на приобретение валюты для очередной поставки аналогичного объема топлива. "Сидим теперь, ждем", - описывает поставщик текущее занятие абсолютного большинства оптовиков.

Немного лучше ситуация у крупных компаний, которые сами являются импортерами ресурса. Они видят всю цепочку и, соответственно, имеют возможность оперативно корректировать (в нашем случае - повышать) цены. При этом в условиях большой конкуренции в рознице и описанного снижения числа предложений в опте именно в оптовом звене сегодня формируется вся прибыль. Это проиллюстрировано тем, что уже скоро месяц, как оптовые цены выше розничных. Для тех станций, у которых нет прямых поставок, это означает одно - каждый проданный литр приносит новые убытки.

Между тем в Антимонопольном комитете Украины считают иначе. Ведомство призвало крупнейших игроков рынка привести цены в соответствие с рыночными, обвинив торговцев в завышении цены на 1 грн/л. Это заявление пополнило список подобных непродуманных шагов, которыми так изобилуют решения чиновников различных рангов. В условиях, когда трейдеры массово отказываются от дальнейших поставок, перспектива претензий со стороны АМКУ может дополнительно проредить ряды немногочисленных оставшихся.

В связи с валютным и в целом экономическим кризисом система обеспечения рынка топливом начала давать сбои. Например, поставки бензина в первом квартале 2014 г. оказались ниже прошлогоднего уровня на 15%, дизельного топлива - на 12,5%. При этом реальная картина еще хуже: в марте поставки дизтоплива снизились на 20% (бензина - на 11%). Так что сравнительно спокойный квартальный результат обусловлен накоплением объемов зимой,
которые с активизацией весеннего спроса начали активно вымываться. Посевная проходит фактически на грани, хотя взлет цен на топливо очевидно подкорректировал объем работ и, естественно, не в лучшую сторону.

В таких условиях придумывать новые страшилки в виде заявлений АМКУ крайне опасно. Тем более что диагностирование ценообразования на топливном рынке может провести даже любитель, не говоря уже о "зубрах" из Антимонопольного комитета. Как неоднократно отмечалось ранее, из-за полной зависимости от импорта энергоносителей, а также в силу номинирования акцизов на нефтепродукты в евро бензин и дизельное топливо в Украине являются на 90% валютным товаром. (Оставшиеся 10% приходятся на логистику, эксплуатационные затраты АЗС и прибыль.) Поэтому сопоставление цен на топливо в валюте в данном случае правильно и показательно.

На протяжении 2013 г. стоимость бензина А-95 в среднем составляла 1,33 долл./л, дизтоплива - 1,24 долл./л. Тогда как в минувшем марте этот показатель для А-95 и ДТ составил 1,23 и 1,11 долл./л соответственно. В апреле цены уже не поспевали за курсом: за 15 дней апреля цена на бензин равнялась 1,14, на дизтопливо - 1,09 долл./л. Учтем также, что в апреле был увеличен акцизный сбор на дизтопливо, который добавил к каждому литру 0,07 долл. (в Украине акциз установлен в евро). Иными словами, при сохранении межбанковского курса 13 грн за доллар стоимость бензина А-95 достигла бы 17,30 грн/л, дизтоплива - 17,0 грн/л.

Накануне Пасхи валютный курс пошел вниз, потеряв пару гривен за пару дней. Многие начали выдыхать. "Чем литр дороже, тем тяжелее его продать, тем меньше клиентов. А доход на литре фиксирован, - говорит руководитель сети "КЛО" Вячеслав Стешенко. - Высокая цена невыгодна никому, ни потребителю, ни нам, ни правительству". Он считает, что нормализация обстановки на валютном рынке неизбежно повлияет на цены. Такого же мнения придерживаются и остальные опрошенные участники рынка. Однако, помимо самого значения курса, важны стабильность, прогнозируемость и уверенность. С этим пока тяжело. Как нет и уверенности в стабильности цен на нефть, которые в апреле напомнили о своем умении расти.

Юрий Шило,
заместитель генерального директора ЧП "Надежда":

"На стоимость топлива основное влияние оказывает ценовая котировка на внешних рынках и курс валюты. Рос не только курс, также на 50 долл. увеличилась входящая цена. На сегодняшний день сложилась ситуация, в которой оптовые цены выше розничных. Первым на снижение курса должен отреагировать опт. При таком сценарии розничные цены, скорее всего, будут какое-то время оставаться в пределах существующего диапазона. При дальнейшем снижении оптовых цен будет меняться и розничная стоимость нефтепродуктов".

Елена Хилиенко, генеральный директор сети АЗС "Параллель":

"Мы делаем все возможное, чтобы сдержать рост цен на реализуемые нами нефтепродукты настолько, насколько это возможно в нынешних экономических условиях. Сегодня на нашу ценовую политику влияет ряд негативных факторов, главный из которых - рост курса доллара и евро, так как наша компания закупает нефтепродукты у европейских производителей за валюту. С начала января 2014 г. стоимость доллара выросла с 8,23 до рекордных 13 грн. Кроме того, котировки нефтепродуктов на мировом рынке в 2014 г. тоже показывали рост. Усилилась и налоговая нагрузка на топливо, в частности, с 1 апреля были повышены ставки акциза на дизельное топливо Евро-5 с 46 до 98 евро/т, а также экологического сбора, введен дополнительный сбор на осуществление валютных операций. Все эти факторы привели к подорожанию топлива, которое мы наблюдаем сегодня.

Мы искренне разделяем обеспокоенность потребителей и так же, как и они, заинтересованы в скорейшей стабилизации ситуации с ценами на нефтепродукты. Мы готовы вернуть цены на стелах своих АЗС на прежние позиции, как только на рынке появятся для этого хоть какие-то экономические предпосылки".

Комментарий сети АЗС WOG:

"Наша компания в полной мере разделяет обеспокоенность населения ростом цен на нефтепродукты. В свою очередь, мы хотим объяснить причины повышения стоимости горючего.

Сеть АЗК WOG покупает для своих клиентов нефтепродукты европейского качества только за границей. Поэтому на цену горючего влияют курс валюты и налоги. По последние три месяца курс доллара вырос почти на
4 грн (з 8 до 12 грн). Кроме этого, с 1 апреля почти вдвое был увеличен акцизный налог на дизельное топливо, благодаря чему оно должно увеличиться в цене еще на 65–70 коп. (за литр горючего).

В то же время компания WOG повысила стоимость бензина не на рыночные 4, а только на 3 грн, а дизельного топлива - не на 5, а только на 4 грн. Мы не заинтересованы в росте стоимости нефтепродуктов и первыми готовы снизить цени, как только начнет снижаться курс доллара".

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме